Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

В   условиях рыночной экономики  и  повышающейся конкуренции  возникает   необходимость  в управлении конкурентоспособности на производственных предприятиях. Однако без предварительной оценки невозможно управление конкурентоспособностью. Поэтому изучение проблем и подходов к оценке конкурентоспособности производственных предприятий является актуальным.

Промышленные предприятия России на каждом этапе проведения экономических реформ подвергались существенным изменениям, как со стороны социально-экономических отношений, так и со стороны качественных и количественных характеристик производственных возможностей каждого отдельно взятого предприятия. Экономика нашей страны в настоящее время не может гарантировать качественный переход промышленных предприятий к соответствующим мировым стандартам рыночных условий. Промышленные предприятия России относятся к группе предприятий с низкой оценкой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, оценивая при этом промышленное предприятие в целом и выпускаемую продукцию.

Оценка конкурентоспособности производственных предприятий позволяет определить позиции предприятия на рынке и правильность управленческих решений, а также выявить и устранить факторы которые могут ослабить финансовое состояние предприятия.

Целью научной статьи является анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности производственных предприятий.

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

1.       Рассмотреть существующие подходы к оценке конкурентоспособности производственных предприятий.

2. Провести анализ подходов конкурентоспособности производственных предприятий.

Под конкурентоспособностью предприятия принято понимать его способность быть востребованным и успешным на рынке, соперничать с конкурирующими фирмами и получать больше экономических выгод по сравнению с компаниями-поставщиками схожей продукции [2].

Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение: конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными товарами на данном рынке [6].

Конкурентоспособность по Портеру - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [4].

В условиях конкурентной борьбы главной задачей является повышение имеющихся преимуществ на рынке по отношению к другим предприятиям отрасли за счет анализа рыночного положения, наблюдением за действиями конкурентов и борьбой за рыночные позиции производственного предприятия.

Е. П. Голубков предлагает применить для получения оценки конкурентоспособности производственного предприятия факторы результативности:

– имидж,

– концепция продукта,

– качество продуктов,

– уровень диверсификации видов бизнеса,

– суммарная рыночная доля главных видов бизнеса,

– мощность производственной базы и др.

На основе данных факторов проводится детализация и дополнение за счет конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности производственного предприятия.

Рассмотрим существующие подходы к оценке конкурентоспособности производственных предприятий:

1)    Важным показателем конкурентоспособности производственного предприятия является его доля на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше конкурентоспособность [6]. Место предприятия на рынке, а также темп роста рынка являются результатом маркетинговой деятельности производственного предприятия, что говорит о наличии спроса на продукцию производственного предприятия. Если же показатели нахождения на рынке низкие, то в этом случае производственное предприятия является неконкурентоспособным.

Сущность подхода заключается в том, что чем больше доля рынка, тем успешнее бизнес и меньше издержки предприятия, а значит и низкая себестоимость выпускаемой продукции.

В натуральном выражении доля рынка рассчитывается количеством проданных товарных единиц предприятия в процентном соотношении к общим объемам продаж на рынке.

2)     Теория 4Р основана на сравнительном анализе предприятия и предприятий - конкурентов по четырем основным факторам планирования: товар, цена, продвижение, месторасположения торговой точки [3]. Недостатком данного метода является то, что оценка факторов конкурентоспособности проводится экспертами. Сущность теории 4Р заключается в том, что деятельность предприятия формируется заданными показателями по которым разрабатывается маркетинговая политика предприятия. При формировании товарного ассортимента следует учитывать рыночные тенденции, политику сбыта и время присутствия товара на рынке.

3)     Конкурентоспособность по Ж.Ж. Ламбену [6]. Подход основывается на сравнительной оценке конкурентоспособности предприятий участников рынка. Критерии конкурентоспособности оцениваются по

5 балльной шкале. Коэффициент конкурентоспособности определяется отношением балльных оценок компании к балльным оценкам лидера. Лидер - это предприятие, получившее наивысшую суммарную балльную оценку. Алгоритм оценки конкурентоспособности:

– подсчитываются баллы по каждому конкуренту;

– выявляются конкуренты с максимальным числом баллов;

–   устанавливается коэффициент конкурентоспособности путем соотнесения суммы баллов каждого из них к сумме баллов лидера;

– по полученным коэффициентам присваиваются места.

4)   Подход оценки сильных и слабых сторон предприятия [3]. Предусматривает составление таблицы, в которой по вертикали указываются сравниваемые характеристики (цена, качество товара, организация сбыта и др.), их значимость и количественные значения; по горизонтали - подлежащие сравнению конкуренты и их характеристики. Оценку получают путем перемножения количественных значений характеристики на их важность. Сравнение оценок компании с оценками конкурентов позволит определить их конкурентные позиции как слабые, средние, сильные или лидирующие.

5)     Матричный подход оценки конкурентоспособности предложенный Бостонской консалтинговой группой, применяют для оценки конкурентоспособности товаров [3].

Составляется матрица: по горизонтали - рост спроса, по вертикали - занимаемая доля рынка. Сочетание полученной оценки дает возможность выявить роль товара для предприятия:

Звёзды - высокий рост объёма продаж и занимаемая доля рынка;

Дойные коровы - высокая доля на рынке, но низкий темп роста объема продаж; Трудные дети - высокий темп роста, но низкая доля рынка;

Собаки - темп роста и доля рынка низкая, как правило от данной продукции следует избавляться.

Конкурентоспособными являются предприятия, занимающие значительную долю быстро растущего рынка. Преимуществом данного подхода является высокая оценка при наличии достоверной информации.

6)    Подход, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно данному подходу наиболее конкурентоспособными являются предприятия у которых наилучшим образом организована работа всех подразделений.

Сущность подхода заключается в оценке возможностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности предприятия рассчитываются путем нахождения средних значений из полученных экспертных оценок, по которым определяются конкурентные преимущества предприятия. Состав и структура оцениваемых способностей меняется от показателей себестоимости до способности предприятия адаптироваться к нововведениям.

Рассмотрев существующие подходы определения конкурентоспособности можно отметить, что многие из них применяют сравнение внешней и внутренней среды для выявления сильных и слабых сторон конкурента на рынке. Сравнивая подходы конкурентоспособности предприятия применяют открытую систему факторов конкурентоспособности, но с различными критериями определения конкуренции. Таким образом, применяя данный подход открытой системы, результат получаемый при сравнении различных предприятий не будет в полной мере давать точную оценку конкурентоспособности.

Среди недостатков можно отметить применение некоторыми подходами бальных шкал и количественных значений, при которых вводятся коэффициенты. Однако данный метод не может считаться полностью правильным, так как при расчете предлагаемые факторы влияют на конкурентоспособность по разному и проведенный анализ не может дать точных оценок в своих результатах при расчете определения конкурентоспособности.

В данной статье был проведен анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности производственных предприятий. По результатам анализа было выявлено отсутствие «универсального» подхода, где в комплексе будут рассмотрены все критерии определения конкурентоспособности. Разновидности существующих подходов оценки конкурентоспособности производственных предприятий представляют возможность для различных вариантов проведения такого анализа.



Список литературы

 

1.   Голубков, Е.П Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 4-е изд. / Е.П Голубков. -М.: Финпресс, 2008. - 496 c.

2.   Грязнова А.Г., Юданов А.Ю Микроэкономика. Практический подход / Грязнова А.Г., Юданов А.Ю - М.: Изд-во КноРус, 2011. - 704 с.

3. Котлер Ф Маркетинг менеджмент / Котлер Ф. - СПб.: Питер, 2005. - 800 c.

4. Портер М Конкуренция / Портер М. - М.: Вильямс, 2006. - 608 c.

5.   Томпсон А.А, Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества / Томпсон А.А, Стрикленд А. Дж.. - М.: Вильямс, 2016. - 800 c.

6.   Фатхутдинов P.A Управление конкурентоспособностью организации / Фатхутдинов P.A. - М.: Финпресс,2005. - 544 c.