Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОХОДЫ К ПЕРСОНАЛУ В КОНТЕКСТЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Интерес к законотворчеству в сфере государственной поддержки социального предпринимательства наблюдается сегодня во всем мире. Так, в 2011 году в Испании, Эквадоре, Греции принят ряд законов о социальной экономике и социальном предпринимательстве, в Мексике, Словении законодательные инициативы были предприняты в 2012 году, в Португалии – в 2013 году. В настоящее время достаточно активно обсуждается принятие закона о солидарной и социальной экономике во Франции, где социальное предприятие рассматривается в качестве основного субъекта хозяйствования в условиях формирования социальной модели государства.

В условиях же формирования российской социально ориентированной экономики и правовой модели социального государства, безусловно, необходимо использование мирового опыта поддержки социального предпринимательства, однако необходимо учитывать также и российские реалии.

К сожалению, в настоящее время на уровне закона определение термина «социальное предпринимательство» отсутствует. Единственное определение, на которое могут опереться заинтересованные лица – это определение, представленное в приказе Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 года № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами РФ», и применяемое только для получателей по линии Министерства поддержки.

Приказом Минэкономразвития дает следующее определение социального предпринимательства: это социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная  на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий:

а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, лиц, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда – не менее 25%;

б) предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:

– содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;

–   социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

–    оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, техногенных, экологических или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

–    производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

–     обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, музыкальные учреждения, школы- студии, творческие мастерские);

–       предоставление  образовательных  услуг  группам  граждан,  имеющим  ограниченный   доступ  к образовательным услугам;

–   содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);

– профилактика социально опасных форм поведения граждан;

–    выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Представленная система критериев помогает идентифицировать предприятия, которые могут претендовать на получение государственной поддержки, но общепринятым критериям определения социальных предприятий она соответствует далеко не в полной мере. В данном перечне отсутствуют такие важные критерии, как первичность социальной миссии, инновационная активность в способах сочетания ресурсов (которые могли бы быть установлены через стоимость услуг), что в итоге приводит к тому, что поддержку могут получать коммерческие проекты предприятий, которые оказывают условно социальные услуги. [1]

Как правило, социальные предприниматели – это субъекты малого и среднего предпринимательства, определяемые в соответствии с критериями, представленными в законе 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и как следствие, отсутствуют нормативно-правовые ограничения для оказания поддержки этой категории предприятий. В настоящее время в Госдуме рассматриваются поправки  к данному закону,  которые  нацелены  на  дополнение  определением  социального предпринимательства в целях оказания государственной поддержки таким предприятиям.

Несмотря на заметный интерес к зарубежному опыту социального предпринимательства на самом высоком уровне, в России социальное предпринимательство отождествляется с «предпринимательской деятельностью, осуществляемой с целью оказания социальных услуг», что не соответствует мировой практике. Поэтому предложение о включении в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ст. 26 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области социального предпринимательства» с учетом критического анализа зарубежного опыта обоснованное и своевременное.

Все трудности определения социального предпринимательства оказывают влияние на формирование системы управления персоналом в данной категории предприятий.

В системе социального предпринимательства культурные концепции взаимодействия с персоналом можно классифицировать по преимущественной ориентации предпринимателей на производственные функции при подборе сотрудников, либо на определенного работника, когда производственная функция подбирается под него. При этом чаще всего руководители социально-ориентированных предприятий чаще всего ориентируются на вторую стратегию, подчёркивая, что предоставляют рабочие места социально незащищённым людям: специалистам без опыта работы; безработным жителям или инвалидам. Наиболее сложная задача стоит перед теми работодателями, которые берут на работу инвалидов, поскольку для них нужна такая работа, чтобы она была по силам, но не выглядела как эксплуатация тех, кому просто невозможно найти другое место.

Выбирая в качестве критерия подбора персонала соответствие работника производственной функции, работодатель предполагает, что эта функция связана с выполнением определенных задач, требующих глубоких профессиональных знаний, например, в области воспитания и обучения детей, лечения, организационного и финансового обеспечения деятельности предприятия. Однако и в этом случае социальные предприниматели могут использовать инструменты мотивации сотрудников как способ повышения эффективности производства. Несмотря на отсутствие системности, в России все же реализуются социальные проекты, которые можно назвать инвестициями в персонал и которые рассматриваются не как «накладные расходы», а именно как инвестиции, способные конкурировать за работника на рынке труда, делать его работу более эффективной за счёт повышения квалификации и дополнительной мотивации. [1]

Наиболее эффективны для социальных предприятий персонифицированные инвестиции в персонал, когда реализуется один или несколько проектов социальной поддержки или когда учитываются особенности и интересы конкретного работника. В рамках данного подхода возможно использование зарубежной системы BSC (сбалансированная система показателей достижения стратегических целей предприятия), содержание которой заключается в следующем: если предприятию нужен конкретный сотрудник, то руководитель выясняет пожелания человека и создает такие условия, чтобы его ожидания оправдались. Рассматриваемый подход позволяет максимально использовать инициативы человека при минимуме контролирующих мероприятий.

Проекты взаимодействия с персоналом фактически являются проявлением социального новаторства, поскольку они встраивают отечественные практики и западные идеи в свой особый контекст, обусловленный особенностями предметной деятельности и социума, среди которого существуют.

Таким образом, отношение организации к категории социального предпринимательства оказывает существенную роль в определении особенностей ее системы управления персоналом.

 

Список литературы

1.     Барков А.В. О социальной значимости и актуальности легализации дефиниции «социальное предпринимательство» в российском законодательстве // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2015. Т. 1. № 61. С. 67-69.

2.     Поляков А.С. Концепция внутриорганизационной мотивации деятельности в системе предпринимательства // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 8. С. 68a-72.