Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Профессиональное сообщество активно обсуждает возможности государственно-частного партнерства в сферах, в которых государство традиционно занимает монопольные позиции (например, социальная сфера). Цель– стимулировать частные инвестиции в ресурсоемкие и затратные социальные и общественно значимые проекты, привлечь профессиональных специалистов предприятий к предоставлению публичных услуг.

Объективно социальные инвестиции являются некоммерческими: затраты возмещаются предпринимательской прибылью от профильной операционной деятельности, что снижает мотивацию инвестора. Публичные интересы затрагивают одновременно потребности администрации города, предпринимателей, местного населения и не могут считаться морально нейтральными, поэтому должны решаться в рамках партнерства. Зарубежный опыт управления демонстрирует эффективность согласования экономических интересов по правилу «выиграл-выиграл» («равновесие Нэша») [1]. Применительно к партнерству в вопросах социальной ответственности наиболее результативным может стать концессионное соглашение, как особый механизм взаимодействия между органом муниципальной власти (концедентом), предприятием (концессионером) и обществом. Отдельные цели сторон в партнерстве являются противоречивыми, но неодолимость движения общества к устойчивому развитию, необходимость повышения комфортности городской среды заставляют участников соглашения прийти к общему мнению по принципиальным вопросам публичного управления.

В качестве примера рассмотрим проект озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон (СЗЗ) промышленных предприятий. Это специальная барьерная территория между площадкой предприятия и жилыми кварталами, обеспечивающая поддержание санитарных норм качества воздуха в городе. В данной ситуацией под концессией следует понимать акт муниципальной власти, посредством которого она передает предприятию права на управление и пользование земельным участком (территорией СЗЗ) и определенными имущественными активами, размещаемыми на ней (определенные элементы озеленения и благоустройства территории).

К управляемым объектам могут быть отнесены парковки, складские помещения, торговые павильоны, биотуалеты, небольшие оснащенные участки для установки банкоматов, терминалов оплаты, рекламных табло, спортивные площадки, места отдыха. В публичном пространстве они имеют достаточный коммерческий потенциал, позволяющий при достижении оптимальных комбинаций элементов озеленения и благоустройства, сбалансировать динамику притоков и оттоков денежных средств (Рисунок 1) [2].


Территория СЗЗ – это городское пространство с особым режимом землепользования, в котором не разрешается размещать производственные объекты. Затраты на специальное защитное озеленение и благоустройство возложены на предприятие, рассматриваются менеджментом как финансовое обременение, поэтому проекты СЗЗ финансируются по остаточному принципу. Это приводит к тому, что в старопромышленных и индустриальных городах СЗЗ повсеместно не соответствуют нормативным требованиям, их границы накладываются друг на друга и на жилые кварталы, по ним проходят автомагистрали, а насаждения находятся в неудовлетворительном состоянии, не соответствуют действующим нормативам по режиму землепользования, подбору растений, формам посадки, ширине и обустройству. Промышленные зоны становятся самыми экологически опасными территориями городов, в которых вынуждены работать и проживать люди.

Для стимулирования соответствующих инвестиций в процессе партнерства регулятору важно обеспечить возможность для предприятия получать приемлемый доход от функционирования определенных объектов благоустройства, размещаемых на барьерной территории. Это позволит покрыть частично или в полном объеме текущие эксплуатационные издержки по содержанию элементов озеленения (полив, дренж, уход за деревьями). Экономический эффект инвестиций в организацию  проекта СЗЗ (ЭСЗЗ) будет складываться из суммы дополнительного притока денежных средств (ƩDi) за весь период полезного использования активов (T) за вычетом капитальных (КСЗЗ) и эксплуатационных затрат (ЗЭ): ЭСЗЗ = (TхƩDi) - КСЗЗ - ЗЭ,. Если ЭT(СЗЗ)>0, то инвестиции эффективны, ЭT(СЗЗ)=0 – инвестиции нейтральны, ЭT(СЗЗ)<0 – инвестиции убыточны (неэффективны).

К текущим затратам добавляются концессионные платежи и налог на имущество («зеленые» активы относятся к объектам основных средств Х группы). Доя повышения заинтересованности предприятий в реализации некоммерческих проектов, имеющих высокое публичное значение, органы власти могут создавать «адресный стартовый режим наибольшего благоприятствования». Этот режим объединяет материальные и нематериальные стимулы, позволяющие в краткосрочном периоде поддержать ликвидность инвестора на начальном этапе реализации проекта и обеспечить бюджетную эффективность инвестиций в будущем. Поддержка социально ориентированных проектов предусмотрена правовыми актами. Так, в ФЗ «О некоммерческих организациях», указываются такие виды деятельности, как охрана окружающей среды и защита животных. Предлагаемый автором комплекс инструментов для создания стартового режима наибольшего благоприятствования социальному проекту (на примере эффективной системы промышленного озеленения и благоустройства СЗЗ) представлен на Рисунке 2.

Государственная поддержка оказывается инвестору в первые годы реализации проекта, для которого период окупаемости составляет более 15 лет. Набор мер поддержки ориентирован на конкретное региональное предприятие или группу предприятий (промышленный узел) с учетом особенностей территории, специфики отраслевого производства и гарантий целевого использования средств. Наибольшее благоприятствование означает наличие пакета взаимоувязанных льгот и превенций, формирующих мультипликативный эффект и позитивную динамику денежных потоков.

Все элементы механизма поддержки проекта взаимосвязаны и представляют целостную систему, используемую для регулирования финансовых отношений между инвестором и государством. Инициирует целевое стимулирование льготное кредитование, систематизирующим ядром механизма являются фискальные льготы – отмена налога на природоохранное «зеленое» имущество и ускоренная его амортизация. Они обеспечивают аккумулирование реальных денежных сумм в виде прироста амортизационных отчислений и экономии средств по налогу на часть имущества. Потенциал амортизации, как источника реинвестиций, реализуется через применение повышающего коэффициента (1,5-2,0), увеличение норм амортизации, получение амортизационной премии, что сокращает величину налогооблагаемой прибыли и генерирует поток денежных средств.




Рис.2. Механизм режима наибольшего благоприятствования социальным проектам бизнеса



Информационная поддержка предусматривает широкое публичное моральное поощрение частных инициатив через социальную рекламу, присвоение экологического рейтинга, организацию конкурсов, доски почета, награждение «зеленым» знаком отличия.

Успех проекта определяется решением первоочередных задач: В интересах концедента (администрации города):

·       нормативно-правовым обеспечением режима  землепользования и хозяйственных операций, четкой регламентацией порядка эксплуатации публичных объектов (передача прав на использование и управление);

·         организацией контроля и надзора в рамках воздухоохранного законодательства;

·       привлечением частных инвестиций в капиталоемкий проект, имеющий жизненно важное общественное и государственное значение;

·       использование предпринимательского опыта для более эффективного управления публичным имуществом в целях обеспечения реализации законодательных норм и повышения качества среды жизнедеятельности.

В интересах общества:

·       реализация конституционных прав горожан на охрану атмосферного воздуха как основы жизни (ст. 9), на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), иную форму собственности на землю (ст. 9).

·      обеспечение открытости и привлечение общественности к выработке программ в целях эффективного развития территории, создания комфортной и безопасной городской среды жизнедеятельности;

·      достижение социально-экономической эффективности проекта (концессионного соглашения). В интересах концессионера (предприятия):

·      проведение политики, ориентированной на рационализацию бюджета и самоокупаемости затрат проекта озеленения и благоустройства СЗЗ;

·      обеспечение роста рыночной стоимости предприятия за счет приращения гудвилла, т.е. денежной оценки рыночной стоимости нематериальных активов как результата роста позитивного общественного мнения, числа устойчивых лояльных клиентов, деловой репутации, бренда.

Модель социального проекта озеленения и благоустройства территории СЗЗ промышленного предприятия представлена на схеме Рисунка 3.



Предложенные методологические положения могут быть применены в организации муниципального управления городским хозяйством, в деятельности инженеров-экологов, специалистов служб экологического менеджмента на промышленных предприятиях.



Список литературы

1.     Nash J. F. Equilibrium points in n-person games. /Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 1950, Vol. 36, No. 1 (Jan. 15), pp. 48-49.

2.     Крупина Н.Н. Актуальные вопросы управления проблемными «зелеными» активами предприятий./Финансовая аналитика, 2014, № 1 (187), с.2-9.