Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Модернизация современной системы общего  образования происходит в рамках  бюджетной реформы, основной целью которой является снижение темпов роста бюджетных расходов и создание условий для привлечения организациями общего образования внебюджетных источников финансирования. С принятием в 2010 Закон №83-ФЗ вступили в силу нормативно-правовые акты, которые существенно изменили правовой статус бюджетных учреждений, поделив на три типа - казенное, бюджетное, автономное, и усложнили финансово-хозяйственный механизм их деятельности. [5]

  Типы учреждений общего образования отличаются между собой по степени независимости от государства в управлении учреждением и по степени финансово-хозяйственной самостоятельности. В результате данных тенденций в модернизации системы общего образования появился особый тип некоммерческих организаций – казенные учреждения. [4]

  Правовое положение казенных учреждений регулируются Бюджетным кодексом РФ, согласно которому данные учреждения полностью находятся введении органов государственной (муниципальной) власти.[1] Казенные учреждения оказывают государственные (муниципальные) услуги и выполняют государственные (муниципальные) функции в целях обеспечить реализацию предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета.

  Учредителем казенных учреждений в системе общего образования являются органы местного самоуправления, которые утверждают устав казенного учреждения, его изменения; принимаются решения о реорганизации или его ликвидации. Учредитель финансирует текущее содержание казенных учреждений, вне зависимости от объема и качества, оказываемых ими образовательных услуг и выполненных работ, за счет средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ и на основе бюджетной сметы. При этом для казенных малокомплектных сельских учреждений образования при определении норматива финансирования не учитывается количество обучающихся, а только фактические затраты на обеспечение образовательной деятельности. Расходование бюджетных средств казенным учреждением по смете полностью контролируется учредителем.

   Объем бюджетной сметы составляется и утверждается в порядке, утвержденном главным распорядителем бюджетных средств и должен соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения основных функций казенным учреждением. Лимиты бюджетных обязательств определяют конкретные направления расходов, которые вправе осуществлять казенное учреждение, и устанавливают сумму, на которую они имеет право заключать с поставщиками услуг и товаров муниципальные контракты, договоры поставок на содержание имущества. Сверх лимита бюджетных обязательств казенное учреждение не имеет право принимать бюджетные обязательства перед контрагентами.

  Все операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах Федерального казначейства или финансовом органе муниципального образования.

  Государственное задание для казенного учреждения общего образования не обязательно, но учредитель может его выдать. В этом случае для его финансирования необходима корректировка лимитов финансовых обязательств казенного учреждения, отраженных в бюджетной смете учреждения по соответствующим кодам бюджетной классификации.

  Казенное учреждение не имеет право получать и предоставлять кредиты, приобретать ценные бумаги. Другие формы бюджетного финансирования, в виде субсидий и бюджетных кредитов, казенному учреждению не предоставляются.

   Казенное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую внебюджетный доход, только в случае если такое право определяется уставом учреждения, однако возможности для ее организации у них ограничены. Все иные виды деятельности, не указанные в учредительских документах будут считаться незаконными. Кроме того, казенные учреждения не могут самостоятельно распоряжаться своими внебюджетными доходами. Их внебюджетные доходы, полученные от использования муниципальной собственности, считаются неналоговыми доходами муниципального бюджета. Доходами, полученными от приносящей доход деятельности, распоряжается учредитель. Более того, главный распорядитель бюджетных средств может уменьшить финансирование казенного учреждения из бюджета на сумму дополнительных доходов учреждения.

   Имущество казенного учреждения общего образования передается им на праве оперативного управления, которое оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться без письменного согласия собственника данного имущества. Таким образом, вопросы распоряжения имуществом для казенного учреждения всегда сопряжены с  необходимостью согласования с собственником,  что может создавать  определенные организационные затруднения, такие например как, временные, или трудовые затраты на согласование.[2]

   В системе общего образования к казенным учреждениям относят коррекционные школы, детские дома, интернаты, сельские малокомплектные школы и т.п. Основная деятельность казенных учреждений направлена на реализацию социальных гарантий граждан в сфере образования, на выполнение специфических услуг, которые не могут быть оказаны кем-либо, кроме публичного образования, поэтому их деятельность жестко контролируется учредителем. Решение о выборе казенного учреждения может быть принято учредителем и по ряду других причин: невозможности оптимизировать сеть учреждений образования из-за отсутствия транспортной доступности; или учредитель не может обеспечить необходимый объем государственного задания образовательному учреждению из-за отсутствия необходимого контингента обучающихся, например, малокомплектные сельские школы и др.

   В любом случае, независимо от того по какой причине создается казенное учреждение, в их учредительных документах определяется исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение могут осуществлять в соответствии с целями их создания. Таким образом, казенные образовательные учреждения максимально ограничены в проявлении им какой-либо самостоятельности, что, безусловно, влияет на перспективы развития данных учреждений.

   Сложившаяся в системе образования Саратовской области сеть казенных учреждений в 2013 году насчитывала 196 учреждений, что составило 24,53% от общего числа учреждений (по оценкам экспертов не должны превышать 5%). В основном это учреждения интернатного типа (их 33) и сельские малокомплектные школы (их 163 учреждения).[3]

   Учреждения интернатного типа (их 33) В Саратовской области  представлены: детскими домами - 9, общеобразовательными школами-интернатами - 2, санаторные школы-интернаты - 3, кадетские школы интернаты - 2, Марксовская школа закрытого типа -1, коррекционные школы – интернаты - 16. Общая численность воспитанника учреждений интернатного типа и коррекционного образования на 01.01.2014 год составляла 4439 человек. В рамках мероприятий по оптимизации сети учреждений казенного (интернатного) типа их число в Саратовской области к 2015 году будет сокращено до 27 учреждений (на 52,9% по сравнению с 2005г).[3]

   Малокомплектные сельские школы казенного типа обычно расположены в отдаленных и труднодоступных районах, со средней наполняемостью в классах старшей ступени обучения не более 5 человек (при норме 14 человек).

   Анализ материально-технического состояния казенных малокомплектных сельских учреждений по таким показателям как, горячее водоснабжение, наличие туалетов, оборудованных в соответствии с СанПиНом, современных кабинетов и др. свидетельствует, что в 9 районах Саратовской области менее половины школ данного типа имеют горячее водоснабжение (Александрово - Гайском - 0%, Новоузенском – 16%, Екатерининском – 26,3%). В 3 районах Саратовской области - Александрово – Гайском, Аркадакском, Романовском только 33,3%, 16,6%, 60% туалетов оборудованы в соответствии с требованиями СанПиНа. В 24 муниципальных районах казенные малокомплектные школы не имеют спортивного зала.

   Учебно – материальная база малокомплектных сельских учреждений казенного типа нуждается в усовершенствовании, так, школах 23 отсутствуют кабинеты физики, в 33 школах кабинеты химии. Учебное оборудование многих кабинетов физики и химии не соответствует современным требованиям. Как следствие в 30 муниципальных районах Саратовской области результаты ЕГЭ по основным предметам у учащихся казенных малокомплектных школ ниже среднеобластных. Самые низкие показатели по результатам ЕГЭ по обязательным предметам – в малокомплектных школах Воскресенского и Перелюбского районов.

   Сочетание двух фактов – низких результатов ЕГЭ и малого количества учащихся  1-2 классов (до 5 человек) в школах Дергачевского (МКОУ СОШ п. Зерновой), Екатерининского (МКОУ СОШ с. Бутурлинка, МКОУ СОШ с. Воронцовка, МКОУ СОШ с. Упоровка) районов обуславливает необходимость рассмотрения вопроса о понижении статуса данных школ. На основании представленных статистических данных по состоянию развития казенных учреждений образования Саратовской области можно сделать вывод, что основные проблемы их эффективного функционирования  связаны с тем, что они имеют недостаточные кадровые, материально- технические и финансовые ресурсы для предоставления качественного образования.

   Таким образом, по мнению многих специалистов, форма казенного учреждения не очень подходит современному образованию, которое должно быть свободным, экономически самостоятельным, открытым для инноваций. Дело в том, что в правовом статусе казенных учреждений образования заложены серьезные организационно-экономические ограничения их функционирования в условиях рыночной экономики:

   во-первых, система сметного финансирования казенных учреждений обуславливает высокую степень зависимости от учредителя (централизации) при принятии решений относительно объемов и направлений использования бюджетных средств. Самостоятельность казенных учреждений в использовании бюджетных средств сведена к минимуму.

   Во-вторых, в рамках сметного финансирования практически отсутствует корреляция между качеством предоставляемого образования и объемами бюджетного финансирования, которое носит явно затратный характер.

   В-третьих, отменено право самостоятельного расходования средств от оказания платных услуг. Доходы от предпринимательской деятельности казенных учреждений поступают в бюджет, обезличиваются и подлежат распределению в ходе формирования и утверждения бюджета. Данная правовая норма, резко снижает экономические стимулы для организации внебюджетную деятельность казенных  учреждений образования и выступает серьезным сдерживающим фактором их развития.

   Вместе с тем, содержание казенных учреждений  образования  за счет  средств  государственного (муниципального) бюджета экономически оправдано, поскольку их деятельность направлена на решение стратегических задач государства, на реализацию социальных гарантий граждан. Экономическая отдача от деятельности казенных учреждений образования всегда отражается в долгосрочной перспективе, а социальный эффект получаемый человеком и обществом, трудно оценить количественно.

 

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145 - ФЗ (с изменениями 01.03.2015г)

2.     Вавилова А.А. Финансирование деятельности образовательных учреждений разного типа. Справочник руководителя образовательного учреждения. №12, 2010

3.     Итоговый отчет министерства образования Саратовской области о результатах анализа за 2013 год и перспективах развития системы образования на 2014год. URL: http://minobr.saratov.gov.ru/analitics/ (дата обращения 17.03.2015)

4.     Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 163-Р от 7.02. 2011 г. URL: http://www.garant.ru/products (дата обращения: 13.01.2015).

5.     Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"