Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет удержана комиссия 3,5-5,5%
Подпишитесь на нашу рассылку
Будьте в курсе всех наших новостей и мероприятий
|
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ
Тверь
22 апреля 2018г.
В рыночных условиях все острее и острее возникает необходимость решения социально- экономических проблем: повышения жизненного уровня населения, создания новых и модернизации действующих на предприятиях рабочих мест, создания условий для сохранения и улучшения здоровья, обеспечения безопасности и других условий высокопроизводительного труда и экономического роста. Решение этих и других проблем невозможно не только без развития взаимоотношений субъектов рынка, формирования действенного механизма социальной защиты населения России, но и повышения эффективности государственного и муниципального управления комплексом мер по обеспечению гарантий в сфере занятости, повышения заработной платы, оказания помощи пожилым людям и инвалидам[1].
В то же время, действующий механизм государственного и муниципального управления социальной защитой населения пока несовершенен, он не дает гарантий социальной защиты всем слоям населения страны. На эффективность государственного и муниципального управления оказывают существенное влияние множество различных факторов, выявив которые и оценив их воздействие можно значительно повлиять на социальное положение населения. Различают факторы внутренней и внешней среды. Так, к внутренним факторам, определяющим эффективность государственного и муниципального управления социальной защитой населения можно отнести: размеры территории; демографические, социально- экономические, этноконфессиальные характеристики населения; время существования социальной защиты населения; внутренние межнациональные конфликты на территории государства; организацию политических институтов общества и др[3,4].
К внешним факторам, влияющим на эффективность государственного управления социальной защитой населения, характеризующим экономическую, военную и политическую зависимость или независимость страны от других государств, национальных и наднациональных структур можно отнести: уровень внешней долговой зависимости; наличие международной помощи; уровень иностранных инвестиций; механизм определения курса иностранных валют; присутствие на территории государства иностранных военных контингентов; включенность государства в наднациональные структуры и др.)[2].
Нами в качестве примера проведены исследования влияния факторов на эффективность управления социальной защитой населения Тверской области. В качестве основных показателей, на которые оказывает наибольшее влияние уровень государственного и муниципального управления взяты наиболее важные, официально применяемые в данных регионах, показатели, характеризующие уровень социальной защиты населения, которые представлены в таблице 1. Это показатели характеризующие: эффективность развития экономики; уровень жизни населения; уровень здравоохранения; уровень пенсионного обеспечения; уровень жилищного обеспечения[3,4].
Таблица 1 Обобщающие показатели оценки эффективности социальной защиты населения Тверской области[5]
№
|
Показатель
|
Годы
|
%
|
2015
|
2016
|
Показатели, характеризующие эффективность развития экономики
|
1.
|
Численность населения, тыс. чел.
|
1304,7
|
1296,8
|
99,4
|
2.
|
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.
|
379,2
|
369,4
|
97,4
|
3.
|
Численность безработных, тыс. чел.
|
8,4
|
6,9
|
82,1
|
4.
|
Валовый региональный продукт, млрд. руб.
|
341,2
|
387,36
|
113,5
|
5.
|
Валовый региональный продукт на душу населения, тыс. руб.
|
261,5
|
298,7
|
114,2
|
6.
|
Стоимость основных фондов в экономике, млрд. руб
|
1029,4
|
1212,7
|
117,8
|
7.
|
Продукция сельского хозяйства, млн. руб.
|
32380
|
34695
|
107,1
|
№
|
Показатель
|
Годы
|
%
|
2015
|
2016
|
8.
|
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб.
|
62121
|
63936
|
102,9
|
9.
|
Расходы консолидированного бюджета, млн. руб.
|
62559
|
60482
|
96,7
|
10.
|
Профицит (дефицит) консолидированного бюджета, млн. руб.
|
-438
|
3454
|
х
|
11.
|
Сальдированный финансовый результат в экономике, млн. руб.
|
-1952
|
9017
|
х
|
12.
|
Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
|
73462
|
89642
|
122,0
|
13.
|
Индекс потребительских цен в декабре, процентов
|
112,1
|
104,8
|
х
|
14.
|
Оборот розничной торговли, млн. руб.
|
218522
|
214152
|
98,0
|
Показатели, характеризующие уровень жизни населения
|
15.
|
Среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей
|
23454
|
24453
|
104,3
|
16.
|
Реальные располагаемые денежные доходы,
предыдущему году
|
в
|
%
|
к
|
98,4
|
96,5
|
Х
|
17.
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работающих в экономике, руб.
|
24804
|
26193
|
105,6
|
18.
|
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.
|
11708
|
17039
|
145,5
|
19.
|
Прожиточный минимум, руб.
|
10335
|
10477
|
101,4
|
20.
|
Численность населения с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума, в % к общей численности населения
|
13,2
|
12,5
|
Х
|
Показатели, характеризующие уровень здравоохранения
|
21.
|
Число медицинских организаций, единиц
|
80
|
80
|
100,0
|
22.
|
Мощность амбулаторно-поликлинических
посещений в смену, на 10000 населения
|
организаций,
|
219,6
|
222,0
|
101,1
|
23.
|
Число больничных коек, на 10000 населения
|
95,3
|
93,9
|
98,53
|
24.
|
Численность врачей, на 10000 населения
|
43,4
|
44,1
|
101,6
|
25.
|
Численность среднего медицинского персонала, на 10000
населения
|
101,2
|
101,0
|
99,8
|
26.
|
Заболеваемость всеми болезнями, на 1000 человек населения
|
946,0
|
912,3
|
96,44
|
Показатели, характеризующие уровень пенсионного обеспечения
|
27.
|
Численность пенсионеров, тыс. чел.
|
426,3
|
426,7
|
100,1
|
28.
|
Соотношение среднего размера назначенных пенсий с
величиной прожиточного минимума пенсионеров, %
|
150,1
|
210,0
|
139,9
|
29.
|
Соотношение среднего размера назначенных пенсий с
размером начисленной заработной платы, %
|
49,9
|
68,4
|
137,1
|
Показатели, характеризующие уровень жилищного обеспечения
|
30.
|
Общая площадь жилищных помещений, приходящихся в
среднем на одного жителя, кв.м.
|
30,0
|
30,8
|
102,7
|
31.
|
Капитально отремонтировано многоквартирных домов, тыс.
кв. м.
|
75,5
|
73,5
|
97,4
|
32.
|
Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные
условия
|
1232
|
1131
|
91,8
|
33.
|
Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные
условия за год, в процентах от числа семей состоящих на учете
|
6,0
|
5,0
|
83,3
|
34.
|
Число семей, состоящих на учете на конец года для получения
жилья
|
21653
|
20765
|
95,9
|
35.
|
Число семей, состоящих на учете для получения жилья, в % от
общего числа семей
|
4,0
|
4,0
|
100,0
|
36.
|
Количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и
коммунальных услуг
|
50038
|
51166
|
102,3
|
37.
|
Количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и
коммунальных услуг, в % к общему числу семей
|
8,8
|
9,0
|
102,3
|
38.
|
Сумма субсидий населению, млн. руб.
|
884,3
|
961,0
|
108,7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№
|
Показатель
|
Годы
|
%
|
2015
|
2016
|
39.
|
Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью, руб.
|
1299
|
1390
|
107,0
|
40.
|
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой,
человек
|
345700
|
342000
|
98,9
|
41.
|
Удельный вес граждан, пользующихся социальной
поддержкой, в %
|
26,5
|
26,4
|
99,6
|
42.
|
Размер предусмотренных средств на социальную поддержку,
млн. руб.
|
2557,1
|
2735,9
|
107,0
|
43.
|
Размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. в
месяц
|
616,3
|
666,5
|
108,1
|
* Прогнозная оценка
Анализ данных приведенных в таблице 1, показал, что в Тверской области количество показателей, характеризующих повышение эффективности управления социальной защитой населения, значительно увеличилось. Так, в числе таких 26 показателей на 13,5 % возрос валовый региональной продукт и на 14,2 % валовый региональный продукт на душу населения, увеличились на 17,8 % основные фонды в экономике, на 7,1 продукция сельского хозяйства, на 22 % инвестиции в основной капитал, на 5,6 % среднемесячная заработная плата работающих в экономике, на 45,5 средний размер назначенных пенсий, на 1,5 % число врачей на 10000 населения, на 39,9 % соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума, на 8,7 % сумма субсидий населению. Положительным можно назвать снижение на 3,6 % (или 33,7 чел.) заболеваемости всеми болезнями на 1000 человек населения и другие, с 13,2 до 12,5 % сократилась доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % к общей численности населения.
Однако за анализируемый период по 14 показателям из 43 анализируемых отмечено снижение уровня социальной защиты. Так, на 0,6 % снизилась численность населения Тверского региона, на 2,6 % численность занятых в экономике, на 3,3 % расходы консолидированного бюджета, на 2,2 % оборот розничной торговли, на 4,5 % реальные располагаемые денежные доходы, на 1,5 % число больничных коек и на 0,2 % численность среднего медицинского персонала на 10000 населения, на 16,7 % число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, также уменьшилось число граждан, воспользовавшихся субсидиями на семью. Это свидетельствует о том, что в управлении социальной защитой населения администрацией региона и муниципальных образований допускаются серьезные ошибки при планировании показателей развития экономики, организации торгового и медицинского обслуживания и других направлений по организации социальной защиты населения.
Список литературы
1. Разиньков, П.И. Проблемы государственного регулирования развития экономики России // П.И. Разиньков, Вестник ТвГТУ № 1. 2016. с. 163-170.
2. Разинькова, О.П. Проблемы повышения эффективности государственного управления в регионе // О.П. Разинькова, М.П. Филатова. В сборнике: Проблемы управления в социально- гуманитарных, экономических и технических системах. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Тверь. 2015. с. 311-322.
3. Разинькова, О.П. Потенциал предприятия: теоретические аспекты формирования и повышения конкурентоспособности / О.П. Разинькова. Тверь 2011. 187 с.
4. Разиньков, П.И. Проблемы совершенствования государственного управления рынком труда/ П.И. Разиньков, О.П. Разинькова. В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 201-203.
5. Статистические данные о социально-экономическом положении Тверской области http://tverstat.gks.ru/ (по состоянию на 10.03.2018 г.).
|
|