Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

В настоящее время все более актуальной становится оценка действия как Федеральных, так и региональных, и местных программ развития. А определение роли муниципальных органов власти в обеспечении принципов образования, закрепленных на федеральном уровне, на своих территориях, относится отечественными доктриналистами к одним из актуальных проблем муниципального права [1].

Национальный проект «образование» не является чем-то новым для проектного управления в исполнительных органах власти. Еще в сентябре 2005 года Президент Российской Федерации объявил о запуске нескольких приоритетных проектов, среди них – проект «Образование». Данный проект предполагал реформирование многих направлений развития в сфере – актуальную в те года интернатизацию российского образования, внедрение качественно новой системы оплаты труда, а также выявление и грантовая поддержка талантливой молодежи. В дальнейшем, в 2017 году можно было наблюдать постепенный переход всех значимых программ развития, реализуемых Правительством России, на проектные формы.

Данный переход затронул и государственную программу «Развитие образования», утвержденную Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642 [6]. В новой редакции государственной программы были определены основные цели, к которым отнесены качество образования, доступность образования, а также развитие онлайн-образования. Решение о переводе данной государственной программы было принято 28 декабря 2017 года, а непосредственный перевод на проектное управление был запланирован с 2018 года. Ответственным исполнителем данной программы выступало Министерство образования Российской Федерации, на уровне региона – Правительство Волгоградской области. Общий объем средств, как главный параметр финансового обеспечения программы, составил 31658304046,7 тыс. рублей, который предусмотрен на период с 2018 по 2025 годы.

Что интересно в контексте рассматриваемой темы, то национальный приоритетный проект «Образование», как и другие программы, затронуло вышеназванное постановление Правительства, направленное на утверждение и дальнейшее развитие государственной программы «Развитие образования». Так, согласно вышеупомянутому постановлению с января 2018 года досрочно были прекращены реализации Федеральных целевых программ «Русский язык» на 2016-2020 годы [3] и «Развитие образования» на 2016- 2020 годы [4], утвержденные постановлением Правительства от 20 мая 2015 года №481 и постановлением Правительства от 23 мая 2015 года №497 соответственно. Эти федеральные целевые программы с начала этого года были интегрированы в госпрограмму.

Говоря о проблемах реализации национального проекта «Образование», стоит, пожалуй, начать с особенностей нормативно-подушевого финансирования, которое изначально предусматривало разную стоимость обучения одного ученика в школах, например, г. Москвы и г. Волгограда. Однако данная особенность является общей, нехарактерной для какого-либо отдельного региона, так как согласно ранее действовавшему Федеральному закону «Об образовании» нормативы финансирования образования субъекта России находились в компетенции субъекта России, иначе говоря, каждый регион самостоятельно определял минимально допустимый объем средств, который был необходим для реализации образовательной программы в своих образовательных учреждениях.

Еще одним недостатком национального проекта «Образование», который вел свою историю с 2005 года является то, что он не охватывал своим действием уровни образования старшего поколения. Настоящее же федеральное законодательство в сфере образования, а именно Федеральный закон «Об образовании» [7] в статье 3 закрепляет принцип обеспечения права на образование в течение всей жизни как один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Таким образом, в Волгоградской области данный национальный проект действительно повысил качество предоставления образовательных услуг в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем уровня общего образования, но никак не повлиял на профессиональное совершенствование граждан, их непрерывную переподготовку и повышение имеющихся квалификаций «взрослой» части населения, тем самым лишь увеличив разрыв между уровнями образования в Волгоградской области.

Но в рамках национального проекта «Образование» можно выделить и положительные тенденции. Так, например, в рамках данного проекта в свое время были предприняты меры по совершенствованию финансовой доступности дошкольного образования – был законодательно разрешен вопрос об установлении предельного размера родительской платы за содержание ребенка в государственных учреждениях дошкольного образования. И, поскольку, данная императивная норма была закреплена в те времена действующем Федеральном законе «Об образовании», то ее действие распространялось и на Волгоградскую область, в чьих государственных и муниципальных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, было введено предельное значение размера родительской платы на содержание ребенка в соответствующих учреждениях.

Положительным проявлением национального проекта «Образование» в Волгоградских государственных учреждениях дошкольного образования стало и софинансирование в 2007 году части затрат семей, которые воспитывали детей дошкольного возраста. Для Волгоградской области данная норма была чем-то новым, так как впервые она была направлена не на соответствующие учреждения и программы развития, а на самих получателей услуг. Средний размер такой компенсации составил 269 рублей в 1-3 кварталах 2007 года.

Стоит отметить и то, что представительные органы Волгоградской области также получили дополнительные полномочия в решении вопросов оплаты труда работников образования, в том числе – дошкольных образовательных учреждениях. Большое развитие в те годы получила грантовая форма поддержки талантливых педагогов Волгоградской области.

Стоит отметить и системное действие национального проекта «Образование». Так, в его рамках предусматривалась интернетизация соответствующих учреждений образования, но проблемой, характерной как для Волгоградской области, так и для других регионов России, оставалась низкая грамотность самих учителей. И данный проект предусматривал направление части средств федерального бюджета на системное повышение квалификации и переподготовку работников.

В настоящее же время перед Волгоградской областью стоит целый ряд проблем в сфере образования, нерешенных в рамках национального проекта «Образование». Так, остается достаточно актуальной проблема нехватки детских садов – обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных организациях по состоянию на 1 сентября 2017 составила 97,81 процента [6].

Остается актуальной и проблема реализации в Волгоградской области достойного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляет в регионе 9494 человека.

Подводя итог, можно представить краткий перечень проблем в региональной сфере образования. В настоящее время потребность населения Волгограда и Волгоградской области в дошкольном образовании неполностью удовлетворяется, актуальной остается проблема низкого качества общего образования выпускников региона, существует разрыв и в системе профессионального образования, которое явно не соответствует даже региональному рынку труда – в Волгоградской области общее количество студентов, выпускающихся ежегодно со средним профессиональным образованием, превышает 50 тысяч, но даже этого недостаточно для преодоления дефицита квалифицированных рабочих в регионе.

Таким образом, можно сделать вывод, что приоритетный национальный проект «Образование» оставил неразрешенными множество проблем в сфере образования как на федеральном, так и на региональном уровне. Большую часть проблем решили изменения в федеральном законодательстве об образовании, а также федеральные целевые программы, призванные решать проблемы в образовании и обеспечивать реализацию права каждого на доступное и непрерывное образование.



Список литературы

 

7.        Актуальные проблемы муниципального права: Учебник для магистрантов / Чеботарев Г.Н., Гуркова С.Г., Иванова К.А.; Отв. ред. Чеботарев Г.Н. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 304 с.

8.        Аналитическая оценка потенциала малого бизнеса Ставропольского края и перспективы его развития / А. А. Рядчин // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 5. - С. 136-143.

9.        Постановление Правительства РФ от 20 мая 2015 года №481 «Развитие образования на 2013– 2020 годы» // СПС КонсультантПлюс

10.     Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года №497 «Об утверждении федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» // СПС КонсультантПлюс

11.     Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 668-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы (с изменениями на 27 декабря 2017 года)» // СПС КонсультантПлюс

12.     Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" // СПС КонсультантПлюс

13.     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс