Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕРИФЕРИНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

Развитие России немыслимо без развития её регионов, в том числе периферийных регионов. В данный момент времени Российская Федерация включает в себя 85 субъектов. Все эти субъекты развиты различно. Особенно разница велика между центральными и периферийными регионами. Ни для кого не является секретом тот факт, что диспропорции в развитии регионов – реальная угроза устойчивому развитию России.

Для того, чтобы найти выход из сложившийся ситуации, нужно определить, какие тенденции преобладают на периферии.

Прежде всего стоит выделить урбанизацию и миграцию преимущественно молодого населения в центр. Эта тенденция является серьезным препятствием на пути регионального развития. Как апофеоз этой тенденции мы уже сейчас можем наблюдать заброшенные деревни и сёла.[5].

Следующая тенденция является следствием изложенной выше. Доля пожилых людей в периферийных регионах увеличивается. Это грозит «старением» населения, снижением количества рабочей силы и падением экономической активности.

Однако, есть и положительная тенденция. Коэффициент естественного прироста, то есть разница между рождаемостью и смертностью на тысячу человек, в регионах Кавказа один из самых высоких в России. Например, в республике Дагестан коэффициент естественного прироста за 2016 год равен 12.26.

Характерной особенностью периферийных регионов является снижение доли среднего класса. Это происходит по причине падения доходов и по причине миграции в региональные и федеральные центры из- за невозможности найти работу.

По разным оценкам, в России пустует порядка 40 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель. То есть увеличение числа бесхозных, заброшенных территорий является еще одной тенденцией для российской периферии.

Централизация является еще одной тенденцией характерной именно для Российской Федерации. Из всех видов налоговых платежей около двух третьих уходит в федеральный центр, и лишь треть возвращается на периферию. Слаборазвитые регионы целиком и полностью полагаются на федеральные трансферты, которые, конечно, имеют положительный эффект, однако, делают эти регионы зависимыми. Более того, федеральные трансферты формируют иждивенческие настроения.[12]

Периферийным регионам приходится вести хозяйственную деятельность с учетом этих тенденций. Рассмотрим разные отрасли этих регионов подробнее.

Промышленность – это важнейшая отрасль экономики любого региона. Промышленность потерпела самые серьезные трансформации за годы перехода от командно-административной к рыночной системе экономики. На данный момент в регионах сложилась такая ситуация, что необходимо восстановить отрасли промышленности. Это даст возможность снизить зависимость от федерального бюджета, создаст новые рабочие места. Среди проблем развития промышленности в регионах являются: сильный износ оборудования; слабая организация логистических процессов; высокая зависимость от государственных заказов; слабая научная и инновационная деятельность региональных предприятий; дорогие кредиты, из-за чего существует нехватка оборотных средств; низкая конкурентоспособность продукции. Для обеспечения роста необходимо модернизировать предприятия; внедрить новые технологии; способствовать переориентированию производства продукции по государственных заказам на производство конкурентоспособной продукции для частного сектора; открыть научные и инновационные центры; предоставить льготы малым предприятиям. За счет этих мер бюджет пополнится и снизится дотационнось экономики данного региона, что будет способствовать укреплению экономики периферийных регионов.

Политика массовой коллективизации, проведенная большевиками в XX веке, серьезно подорвала основы сельского хозяйства в России. Особенно сильно массовая коллективизация затронула периферийные области. Для решения этой проблемы необходимо активно способствовать выдачи земли в частную собственность для образования крестьянских (фермерских) хозяйств. Одним из достоинств крестьянских хозяйств является возможность осуществлять хозяйственную деятельность без образования юридического лица, что является существенным преимуществом для периферийных регионов.[8]. Кроме того, необходимо субсидировать сельское хозяйство для модернизации оборудования. Хотя государство и активно занимается этим, в области субсидирования существует ряд проблем, к примеру, нерациональное распределение субсидий.

Фискальная политика Российской Федерации в отношении регионов так же нуждается в модернизации. Необходимо увеличивать долю поступлений в местные бюджеты, это позволит снизить дотационную зависимость от федерального центра. Кроме того, определение точек роста каждого региона с последующей экономической специализацией упростит привлечение инвесторов, что тоже положительно скажется на дотационной зависимости.

Немаловажен и туризм, позволяющий диверсифицировать источники доходов регионального бюджета. В настоящее время в связи с кардинальными изменениями в российской экономике, в том числе и на рынке туристских услуг, актуальными становятся вопросы поиска ресурсов и возможностей для развития внутреннего туризма. Наблюдается резкий спад продаж зарубежных туров российским гражданам. Внутренний труизм позволяет развивать инфраструктуру для отдыха граждан, обеспечивать восстановление физических и духовных сил населения, влияет на социально-экономическое развитие субъектов федерации и их отдельных территорий. К сожалению, в России отсутствует опыт развития отрасли в формате крупных межрегиональных объединений. Нужно понять, что регионы не смогут полноценно развиваться без ассоциированного участия близких регионов в совместных программах.[9].

Мировой опыт хозяйствования показывает, что одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Благодаря свободным эконмическим зонам привлекаются прямые иностранные инвестиции, передовые технологии; создаются новые рабочие места; увеличивается экспорт; внедряются новые методы менеджмента. Для создания свободных экономических зон необходимо иметь высокоразвитую инфраструктуру и значимые для инвесторов льготы и привилегии.

В современном мире невероятно представить современный мир без инноваций. Большинство современных экономистов утверждают, что инновации являются движущей силой экономики. Инновации способствуют: созданию новых отраслей экономики в регионе; стимулированию конкуренции и повышению конкурентоспособности экономики; эконмическому росту страны; росту количества квалифицированных кадров; развитию и совершенствованию законодательной базы в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности; снижению издержек производства за счет использования более экономичных технологий. В настоящее время для регионов является актуальным вопрос перевода экономики региона на инновационный путь развития. Для того чтобы создать в регионах инновации необходимо осуществить следующие организационные меры: осуществить специальные целевые программы; предоставить налоговые льготы; формировать научные, технологические и инновационные парки. Наиболее эффективным механизмом стимулирования инноваций в регионах является согласованные действия правительства, науки, образования, бизнеса, СМИ.

Одним из главных проблем для развития регионов России является неразвитая инфраструктура. Высокоразвитая инфраструктура является важным условием развития производства в регионах. Также инфраструктура влияет на инвестиционную привлекательность и на уровень жизни населения. Для решения данной проблемы необходимо совершенствовать механизмы привлечения государственного финансирования и упростить порядок согласования c государственными учреждениями проектов с участием зарубежных организаций, обладающих опытом осуществления аналогичных проектов.

Таким образом, для устойчивого развития периферии необходимо активно привлекать инвестиции, снизить зависимость регионов от центра, переориентировать крупные предприятия на производство для частного сектора и способствовать возобновлению использования бесхозных земель.

 

Список литературы

 

1.Гохберг Л. М.. , Китова Г. А., Рудь В. А. Налоговая поддержка науки и инноваций: спрос и эффекты // Форсайт. 2014. №3. С.18-41.

2.Земцов С., Мурадов А., Уэйд Имоджен, Баринова В. Факторы инновационной активности регионов России: что важнее - человек или капитал? // Форсайт. 2016. №2. С.29-42.

3.Макаров В., Айвазян С, Афанасьев М., Бахтизин А, Нанавян А. Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций // Форсайт. 2016. №3. С.76-90. 4.Макроэкономика: учебник /  М.Л. Альпидовская и др. Отв. ред. М.Л. Альпидовская и Н.В. Цхададзе.- Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 406с.

5 .Мкртчян Н. В., Карачурина Л. Б. Центры и периферия в странах Балтии и регионах Северо-Запада России: динамика населения в 2000-е годы // Балт. рег.. 2014. №2 С.62-80.

6 .Окунев И.Ю. Межрегиональная дифференциация как основа формирования российской государственности // Полития. 2014. №2 (73). С.70-83.

7 .Позняк А. Ю., Шашнов С.А. Научно-технологические приоритеты для модернизации Российской экономики // Форсайт. 2011. №2. С.48-56.

8.Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая [Электронный ресурс] : федер. закон № 51-ФЗ 30.11.94: принят ГД ФС РФ 21.10.1994: по состоянию на 07.02.2011 г. // СПС «Консультант плюс»

9 .Суханова Н. Е. Туризм как фактор устойчивого развития регионов России // Власть. 2014. №6 С.107-112.

10 .Цветкова О. В. Концепции политического пространства: центр и периферия // Вектор науки ТГУ. 2014. №1 (27). С.171-173.

11 .Цхададзе Н.В., Богатская К.А. Миграция рабочей силы и ее влияние на воспроизводственные процессы // «Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития» к 80-летию выхода в свет книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».- М., 2016, С.277- 283.

12.Центр        лишает        регионы        будущего        //        Интерфакс:        новости        URL: http://www.interfax.ru/business/240788