Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Авторы:
Город:
Липецк
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2019г.

Среди основных факторов развития человечества образованию принадлежит приоритетная роль.

Рассматривая направления социальной политики государства, следует отметить лидирующие позиции образования. Исследование эволюции научных подходов к раскрытию сущности образования показывает наличие различных мнений авторов по данному вопросу. Большинство исследователей склонны считать, что образование является индивидуальной потребностью человека, своеобразным институтом, социальной функцией государства и т.д.[1] Причем образование рассматривается как духовная потребность человека, реализация которой состоит в процессе познания себя и окружающего мира и, следуя процессному подходу, выделение в нем локализованных групп индивидуумов, а также начальных и конечных границ не представляется возможным. Следовательно, в процесс образования вовлекаются все возрастные группы, однако, по мере своего взросления движение индивида по «образовательному лифту» осуществляется последовательно по образовательным этапам. Современное законодательство, регламентирующее сфере образования, четко выделяет его различные уровни, которые в общей образовательной структуре взаимосвязаны и выполняют разные социальные задачи.

Стратегической целью государственной политики в области образования, является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире.

Стратегия развития образования реализуется посредством государственной образовательной политики. Государственная образовательная политика - в узком смысле, это система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования. В более широком плане включает цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика Российской Федерации направлена на сохранение Россией её места в ряду ведущих стран мира, повышение международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.

Новое понимание места и роли образования в российском обществе формулируется в Указе Президента РФ (8 мая 2018 года) «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». Одним из самых масштабных национальных проектов является проект «Образование», рассчитанный на шесть лет. В него войдут девять федеральных проектов, на их основе регионы должны привести в соответствие свои отраслевые программы образования. Первое и важнейшее направление - федеральный проект "Современная школа" включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет; формирование эффективной системы поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; внедрение национальной системы профессионального роста педагогов.

Большая ответственность за осуществление задач национального проекта в сфере образования ложится на региональные и муниципальные органы управления образованием, которые должны на основе глубокого анализа существующих моделей развития важнейшей составляющей социальной сферы – образование, применяя проектный подход, разработать инструменты реализации национального проекта.

Для практической реализации национального проекта в сфере образования в муниципальном образовании г. Липецк утверждена муниципальная программа "Развитие образования г. Липецка на 2017- 2022 годы". Целью данной муниципальной программы является повышение доступности и качества предоставляемых услуг за счет развития ресурсов системы образования и их эффективного использования[2].

В 2018 году Управлением образования и науки Липецкой области и Департаментом образования г. Липецка была продолжена работа по решению задачи последовательной модернизации учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

Соответственно срокам реализации, одна из задач муниципальной программы, обеспечение условий для равного доступа обучающихся к качественному общему образованию, гарантирует положительный результат, так как обеспечение обучающихся, проживающих в населенных пунктах, в которых нет образовательных организаций, школьным (специальным) автотранспортом составило 10823 (88,3% на 2018 год) от общего числа обучающихся 12256.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет. В целях обновления парка школьного автотранспорта в областном бюджете предусмотрена субсидия местным бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ, направленных на приобретение автотранспорта для подвоза детей в общеобразовательные организации – 13,550 млн руб., что позволило произвести замену 10 АТС и выполнить требования федерального законодательства[3].

В 2018 году в государственную программу Липецкой области «Развитие образования», утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 года № 534, было внесено мероприятие, направленное на поддержку муниципальных образований, по выполнению требований антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций.

Для реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, пресечение противоправных посягательств на жизнь, здоровье учащихся и персонала образовательных учреждений, в целях повышения антитеррористической защищенности учреждений образования от угроз криминального характера и террористических угроз, а также во исполнение постановления Правительства РФ № 1235 от 7 октября 2017 г. из областного бюджета была предоставлена субсидия местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на выполнение требований антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций в сумме 12 млн руб.

Выделенные средства пошли на оснащение общеобразовательных организаций инженерно- техническими средствами охраны (системой видеонаблюдения, оснащением тревожной кнопкой и ограждением территории) с целью создания необходимых условий для обеспечения безопасности обучающихся образовательных учреждений.

В ходе реализации муниципальной программы «Развитие образования» продолжено обеспечение образовательного процесса с использованием дистанционных технологий, позволяющее в школах решить проблему отсутствия квалифицированных кадров (в том числе в малокомплектных школах).

В целях организации образовательного процесса для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детьми-инвалидами совместно с управлением здравоохранения области организован образовательный процесс учащихся, находящихся в Липецком областном противотуберкулезном диспансере и нуждающихся в длительном лечении.

Эффективность государственной образовательной политики во многом зависит от того, насколько будет обеспечена доступность общего образования и возможность его получения на равных условиях вследствие его модернизации. В таком случае, есть потребность в решении проблемы с загруженностью школ, а вследствие двухсменного обучения детей.

Для решения данной проблемы происходит поэтапная ликвидация второй смены и сокращение степени износа общеобразовательных организаций осуществляется в рамках реализации регионального проекта «Образование», участие в федеральных проектах Минпросвещения, Минстроя, Минсельхоза и предоставления субсидий местным бюджетам на капитальные ремонты и реконструкцию школ в рамках областной программы управления строительства и архитектуры Липецкой области.

В 2018 году в Липецкой области количество учащихся, занимающихся во 2 смену, составляло 12 334 чел. (10,44%). В целях обеспечения односменных занятий на 2018-2019 годы запланировано строительство жилой многоэтажной застройки по ул. 50 лет НЛМК в г. Липецке (район «Манеж») на 800 мест. С учетом средств местного бюджета г. Липецка (25 727 тыс. руб.), средств федерального и областного бюджета общая сумма составляет 454 510, 2 тыс. руб[4]. Эти данные свидетельствуют о том, что проблема обеспечения доступности общего образования последовательно решается.

В 2018 году введено 800 новых мест за счет строительства новой школы в 30-31 микрорайонах г. Липецка в рамках программы «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильём, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ».

В области состоялась государственная итоговая аттестация обучающихся и выпускников прошлых лет (досрочный, основной и дополнительный периоды): сформированы необходимая нормативная правовая база, базы данных участников единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и др.

Всего в государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) приняли участие 5320 человек, из них 4846 – выпускников текущего года. Количество участников государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена – 160 чел. Количество обучающихся с ОВЗ – 81 чел.

Для проведения ГИА организовано 45 ППЭ: из них в образовательных организациях – 34 ППЭ, в местах лишения свободы – 6 ППЭ, на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья – 5 ППЭ. Во всех ППЭ организована видеотрансляция (100%) ЕГЭ (410 аудиторий и 34 штаба) в режиме online. Каждый ППЭ оснащался переносными металлоискателями. В 34 ППЭ была организована печать и сканирование экзаменационных материалов в аудиториях в день проведения экзаменов. Данные мероприятия реализуют все рекомендации федеральной службы по надзору в сфере образования по оснащению средствами видеонаблюдения всех ППЭ.

Пятая часть всех высокобалльников (20,7%) имеют высокие результаты ЕГЭ по нескольким предметам. Доля учащихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию, 0,6% (в 2017 году – 0,6%).

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Итак, в рамках программы «Развитие образования» продолжена работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей.

Организовано участие представителей региона в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников. 

Липецкую область представляли 43 школьника по 24 общеобразовательным предметам. Общий итог участия в заключительном этапе олимпиады в этом году: 2 победителя и 17 призёров (44,2%).

По результатам проведения комплексного анализа данных по оценке качества образования Липецкая область находится на 11 месте по результативности участия по распределению победителей финала всероссийской олимпиады школьников по субъектам Российской Федерации [5].

С целью дальнейшего развития данного направления на традиционном торжественном приёме одарённых детей и молодёжи, победителей областных публичных конкурсов профессионального мастерства «Успех ученика-успех учителя» были вручены: 2 областные премии имени Г.И. Горской одарённым детям – победителям заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в сумме 9000 тыс. руб. каждая; 9 областных премий имени Г.И. Горской одаренным детям – победителям областного этапа всероссийской олимпиады школьников, в случае если ребенок является победителем и (или) призером областного этапа всероссийской олимпиады школьников более чем по одному общеобразовательному предмету в сумме 5000 тыс. руб. каждая.

В процессе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на осуществление мероприятия по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов из федерального бюджета получена субсидия в размере 1514,9 тыс. руб., из областного бюджета – 589,1 руб. Средства были освоены в полном объеме. Мероприятие направлено на реализацию проекта по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях путем идентификации указанных школ, создания объединений педагогов для совершенствования технологий преподавания и улучшения результатов обучения.

Образовательные организации – участники программы при консалтинговом сопровождении со стороны регионального института консультантов разработали и внедряют программы перехода в эффективный режим работы. Для трансляции лучших практик обеспечения школами, работающих в сложных социальных условиях, высоких образовательных результатов в 2018 году проведено 5 межшкольных семинаров-практикумов и 2 региональных семинара. В целях методического сопровождения реализации муниципальных программ повышения качества образования проведено 3 семинара. Для сопровождения реализации мероприятия 21 подготовлены методические материалы.

По итогам года достигнуто значение показателя «Доля муниципальных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве муниципальных систем общего образования» в 100%.

В 2018 году Липецкая область прошла конкурсный отбор среди субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях. Утвержден региональный проект «Цифровая образовательная среда», на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в 16 образовательных организаций в 2019 году выделено федеральных денежных средств 34 597, 053 тыс. руб. на создание Центров образования цифрового и гуманитарного профилей. Утвержден региональный проект «Современная школа». На реализацию мероприятия выделено средства федерального бюджета в объеме 37 744,6 тыс. руб. и областного бюджета в объеме 1 986,6 тыс. руб.

За 2018 год на возмещение затрат на обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования частным общеобразовательным организациям была направлена субсидия в размере 47,1 млн руб.

Результаты

Доля учащихся организаций общего образования, обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом – 90%.

Доля обучающихся, подвозимых в общеобразовательные организации школьным автотранспортом, соответствующим ГОСТу, от общего количества обучающихся, подвозимых в общеобразовательные организации – 88,3%.

Доля общеобразовательных организаций, оснащенных инженерно-техническими средствами по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (тревожная кнопка, система видеонаблюдения, ограждение территории) – 99%

Доля общеобразовательных учреждений, использующих в учебном процессе дистанционные технологии, составляет 22,1%.

Доля учащихся, занимающихся в 1 смену, составляет 89,56%. Следующие шаги

Развитие системы выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся;

Реализация регионального проекта «Образование.

Реализация Соглашений в рамках участия в федеральных проектах.

Таким образом, проведенный анализ показывает наличие существенного потенциала муниципального образования городского округа г. Липецк для успешной реализации задач национального проекта. Необходимо сконцентрировать усилия всех государственных и муниципальных структур, задействованных в проекте, обеспечить бюджетирование направлений его реализации и создать действенные мотивационные механизмы для его участников.

 

1 Каракулов Д.Ю., Касьянова Т.И. Реализация государственной политики в сфере образования. Экономические науки. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Форум 2015 г.

2 Муниципальная программа «Развитие образования города Липецка на 2017 – 2022 годы» [Электронный ресурс] URL: http://lipetskcity.ru/programms

3 Официальный      портал      администрации      Липецкой      области   [Электронный      ресурс]URL/http://www.admlip.ru/social/nauka-i-obrazovanie/obzor-/(дата   обращения:   20.03.2019).

4     О реализации государственной политики в сфере образования. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/me-dia/files/D0L0A2euMj5mIrp60uOUXFBmS4wS77zD.pdf (дата        обращения: 15.03.2019).

5    Беляков С. А. Образовательная политика и управление образованием. Стратегии развития системы образования. [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/24/1213375807/2008-6-2.pdf (дата обращения: 15.03.2019).

 

Список литературы

 

1.        Беляков С. А. Образовательная политика и управление образованием. Стратегии развития системы образования. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/24/1213375807/2008-6-2.pdf.

2.        Каракулов Д.Ю., Касьянова Т.И. Реализация государственной политики в сфере образования. Экономические науки. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Форум 2015 г.

3.        Муниципальная программа «Развитие образования города Липецка на 2017 – 2022 годы» [Электронный ресурс] URL: http://lipetskcity.ru/programms

4.        Официальный     портал     администрации     Липецкой     области     [Электронный     ресурс]     URL:http://www.admlip.ru/social/nauka-i-obrazovanie/obzor-/

5.        О реализации государственной политики в сфере образования. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/me-dia/files/D0L0A2euMj5mIrp60uOUXFBmS4wS77zD.pdf (дата обращения: 15.03.2019).