Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

За последние более чем два десятилетия отечественная пенсионная система была подвергнута неоднократному кардинальному реформированию. В социалистическом обществе функционировала единая система государственного социального обеспечения, которая соответствовала плановой экономике: государство выступало монопольным собственником всего производства, гарантируя социальное обеспечение всем гражданам. В условиях перехода к рыночным принципам хозяйствования, государство было вынуждено пересматривать принципы и порядок форм социального обеспечения.

Следует отметить, что поиск компромисса между выполнением социальных обязательств перед обществом и сбалансированностью бюджетных расходов на эти цели длится в России с момента распада СССР. До этого времени пенсионная система называлась солидарно-распределительной, и функционировала по принципу солидарности поколений, когда работающие граждане платят страховые взносы, направляемые на выплаты пенсионерам. В случаях нехватки финансовых ресурсов, на помощь приходит федеральный бюджет.

Такая система, по нашему мнению, является наиболее приемлемой, но только при идеальных условиях: без «скрытой экономики», досрочных пенсий, безработицы, превышения численности пенсионеров над трудоспособной частью общества. В противном случае, нагрузка на бюджет пенсионного фонда значительно возрастает, что, в конечном счете, приводит к его дефициту и отсутствию реальной возможности выполнять свои функции.

С целью повышения независимости и сбалансированности Пенсионного фонда, с 2001 года началась масштабная реформа по преобразованию системы пенсионного обеспечения [8].

Реформированию предшествовало принятие пакета законов, определяющих новые принципы и порядок

получения права на пенсию:

1)   Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

2)      Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

3)   Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской

Федерации".

Практически, следует полагать, это ознаменовало собой отказ от распределительной системы и переход к распределительно-накопительной, суть которой заключается в появлении накопительного элемента и возможностью кроме обязательных платежей, уплачивать добровольные взносы в счет будущей пенсии.

Пенсия стала состоять из трех составляющих:

1.     Базовая часть – фиксированная и гарантируемая государством сумма, которая ежегодно индексируется.

2.     Трудовая часть – формируется при осуществлении трудовой деятельности и зависит от расчетного пенсионного капитала.

3.     Накопительная часть – формируется за счет взносов и их инвестиционного дохода.

Реформа продолжалась и уже, начиная с 2004 года, появляется право заключать договора на обязательное пенсионное обеспечение с негосударственными пенсионными фондами (далее НПФ)[8]. Увеличивается количество НПФ, расширяется список активов и инвестиционных портфелей, куда государство позволяет инвестировать накопления граждан.

С 2008 года размер накопительной части пенсии был увеличен с 4% до 6%, а страховой до 8%[10]. В период 2010-2012 гг. было произведена переоценка пенсионного капитала, а базовая часть трудовой пенсии слилась воедино со страховой.

В 2013 году всем гражданам была предоставлена возможность в период до конца 2015 года сделать выбор: продолжить отчислять 6% страхового взноса на накопительную часть пенсии или же отказаться навсегда от нее в пользу страховой части. Численность лиц, у которых формируется накопительная часть, составляет 80,2 млн. человек[10].

По нашему мнению, изменение традиционной системы государственного социального обеспечения объективно было связано с необходимостью приспособления общества к происходящим экономическим реформам. Проведенные исследования дают основания полагать, что, до настоящего времени в России нет целостной концепций социального реформирования, хотя есть отдельные элементы новой системы социальной защиты граждан.

Многочисленные меры, проводимые с целью становления независимой и сбалансированной системы пенсионного обеспечения, остается еще ряд задач, которые требуют незамедлительного решения со стороны государства.

По мнению профессора Соловьева А.К., существуют две основополагающие проблемы – низкий коэффициент замещения и  дефицит бюджета ПФР, размеры которого  с каждым  годом все значительнее. Согласно прогнозу, дефицит ПФР к 2020 году составит 3239 млрд. руб., в 2025 году – 5027 млрд. руб., в 2030 году – 7071 млрд. руб. [4].

Другой значимой проблемой нынешнего обеспечения пенсионеров является крайне низкий коэффициент замещения. Общемировое соотношение средней пенсии к средней зарплате должно составлять от 40 до 80%. Однако в России солидарный коэффициент замещения неуклонно снижается и к 2020 г. составит 29,2% , а в 2050 г. - 21,8% от средней зарплаты[5]. Причина этой тенденции скрыта в негативных демографических последствиях, развивающихся на фоне нестабильного экономического развития. Уже сегодня численность пенсионеров составляет 41 млн. человек[10] и в ближайшей перспективе, она будет только расти, достигнув к 2020 г. 42 млн. человек, а к 2028г. 45,5 млн. человек. При этом трудоспособных граждан примерно 77 млн.[11], то есть больше на 35 млн. человек, но в 2028 г. их численность сравняется [5].

При таком раскладе, для полноценного и сбалансированного функционирования системы пенсионного обеспечения, по оценке ПФР, страховой взнос должен составлять не менее 32%[6].

В сложившихся экономических и демографических условиях, учитывая обозначенные выше проблемы, необходимы решительные и незамедлительные действия, направленные на реформирование всей пенсионной системы. Её дальнейшее развитие должно рассматриваться как базовая составляющая социального и экономического развития, чему, по нашему мнению, могут способствовать следующие меры:

Во-первых, в целях повышения долговременной сбалансированности бюджета ПФР, следует разработать комплекс мер по модернизации пенсионной системы и в первую очередь тарифной политики. Государственное регулирование может осуществляться как прямым способом – увеличение ставки тарифа, так и косвенным - пересмотр границы дохода, облагаемого страховыми взносами, путем установления прогрессивной или регрессивной шкалы.

Во-вторых, создание для всех застрахованных категорий равных условий для формирования пенсионных прав, законодательная ликвидации всех льгот и «привилегий» по уплате взносов для юридических лиц, попадающих под специальные режимы уплаты налогов, а также для индивидуальных предпринимателей. Подобного рода преференции приводят к падению коэффициента замещения и пенсионных прав, увеличению нагрузки на бюджет государства и ПФР.

В-третьих, относительно граждан, занятых на вредных для здоровья производствах, на наш взгляд, было бы целесообразно создать систему профессиональных пенсий, установив источником финансирования дополнительные страховые взносы, уплачиваемых работодателем. Они представляют собой выплаты за работу в неблагоприятных условиях, за которые ответственность должны нести работодатели. Предложенная мера поспособствует сокращению дефицита бюджета ПФР на 34%[5].

В-четвертых, касательно накопительного элемента, мы считаем, что он должен стать полностью добровольным. Это означает, что каждому будет предоставляться право самостоятельного выбора – направить всю сумму взноса в пользу распределительной части, либо продолжить формирование накопительного элемента с передачей его в доверительное управление, при этом указав, сколько отчислять на накопительный компонент от 1% до максимальных 6% тарифа. При этом с целью защиты от недобросовестных управляющих компаний, государство должно законодательно гарантировать в случае неэффективного инвестирования полученных денежных средств, возврат исходной суммы.

По нашему мнению значительным недостатком имеющейся модели пенсионного обеспечения является крайне низкая активность ее основного объекта – наемных работников. В связи с этим, предлагаем повысить заинтересованность граждан в систему формирования фондов обязательного социального страхования, путем введения страховых взносов из заработной платы. Иными словами, в пенсионной программе определенная доля пенсионных взносов должна уплачивается самими работниками. Такая мера будет стимулировать трудящихся на активное участие в формировании будущей досрочной пенсии.

В настоящее время Россия переживает сложный период, связанный с реформированием политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни общества. Формирование России как демократического правового социального государства непосредственно связано с утверждением человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

Безусловно, одних экономических реформ будет недостаточно и со стороны государства должна, одновременно, проводиться политика по улучшению демографической и макроэкономической ситуации в стране. Лишь тогда мы сможем выйти на новую, сбалансированную и эффективную систему пенсионного обеспечения, реализовать основные страховые принципы в функционировании ПФР и улучшить пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

 

Список литературы

1.     Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 г.№173-ФЗ.

2.     Российская Федерация. Законы. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ.

3.     Российская Федерация. Законы. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ.

4.     Соловьев, А. К. Актуарный прогноз долгосрочного развития пенсионной системы России / А.К. Соловьев// Финансы . – М. 2012. - №5.

5.     Соловьев, А. К. Преодоление дефицита пенсионной системы России / А.К. Соловьев // Финансы . - М., 2011. - №8.

6.     Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность / А.К. Соловьев / Учебное пособие. – М.,2014.

7.     Вавулин Д.А. К вопросу о новом этапе реформы пенсионной системы Российской Федерации / Д.А. Вавулин // Финансы и кредит. – М., 2013. - №23.

8.     Водопьянова А.И., Леонова Л.А. Анализ влияния налоговой и пенсионной реформ в России на выбор неформальной занятости / А.И. Водопьянова, Л.А. Леонова // Финансы и кредит. – М., 2016 №36-50.

9.     Валиева Е.Н. Эволюция пенсионной защиты населения в России / Е.Н. Валиева / Финансы и кредит. – М., 2015 №29-36.

10. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/.

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/