Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

Одним из важнейших звеньев финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Мировая практика свидетельствует, что создание    и функционирование государственных внебюджетных фондов на макроуровне является действенным инструментом эффективного использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения и защиты социальных и экономических интересов общества [5].

Основной спецификой функционирования государственных внебюджетных фондов является закрепление определенных доходных источников их формирования, а также целевое расходование аккумулированных на уровне соответствующего фонда средств. Исходя из этого, государственные внебюджетные фонды являются единственными финансовыми институтами, которые обеспечивают население страны социальными выплатами.

В современных условиях дефицита финансовых ресурсов перед государством стоит важная задача обеспечения социальных и общеэкономических потребностей населения посредством повышения эффективности функционирования механизма государственных внебюджетных фондов.

В настоящее время в РФ функционируют три федеральных внебюджетных социальных фонда:

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС РФ), который в отличие от остальных имеет и территориальные подразделения (ТФОМС).

Последовательно остановимся вначале на оценке современного состояния государственных внебюджетных фондов в целом, а затем на проблемах и перспективах развития каждого из них.

По данным Минфина России [1], общий объем финансовых ресурсов, аккумулированных в государственных внебюджетных фондах за период формирования новой финансовой системы значительно увеличился и составил по состоянию на конец 2017 г. около 11 трлн. руб. Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют о формировании дефицита в ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в отдельные годы периода 2011-2017 гг.

Таблица 1. Сведения о формировании и исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за 2011-2017 гг. (млрд. руб.).

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Государственные внебюджетные фонды РФ

Доходы, всего

5 819,6

7 487,7

8 093,2

7 979,4

9 241,5

9 899,3

10 717,3

в т.ч. страховые взносы

3 307,4

4 379,1

5 026,1

5 438,8

5 947,5

6 328,4

6 782,5

Расходы

5 387,0

6 914,6

7 993,5

8 005,0

9 921,2

10 084,7

10 672,9

Дефицит (-)/Профицит (+)

432,6

573,1

99,7

-25,5

-679,8

-185,4

44,4

Пенсионный фонд Российской Федерации

Доходы, всего

5 255,6

5 890,4

6 388,4

6 159,1

7 126,6

7 625,2

8 260,1

в т.ч. страховые взносы

2 823,7

3 038,5

3 478,8

3 711,8

3 878,7

4 144,5

4 495,3

Расходы

4 922,1

5 451,2

6 378,5

6 190,1

7 670,3

7 829,7

8 319,5

Дефицит (-)/Профицит (+)

333,5

439,1

9,8

-31,1

-543,6

-204,4

-59,4

Фонд социального страхования Российской Федерации

Доходы

215,5

630,8

603,5

569,8

541,3

616,4

543,8

в т.ч. страховые взносы

157,0

426,7

474,2

508,5

531,1

559,7

581,6

Расходы

154,5

531,2

566,2

546,2

612,1

664,9

699,1

Дефицит (-)/Профицит (+)

61,0

99,6

37,3

23,6

-70,9

-48,5

-155,3

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Доходы, всего

348,4

966,5

1 101,4

1 250,5

1 573,5

1 657,6

1 737,2

в т.ч. страховые взносы

326,6

914,0

1 073,1

1 218,4

1 537,6

1 624,2

1 705,7

Расходы

310,4

932,2

1 048,7

1 268,7

1 638,8

1 590,2

1 655,0

Дефицит (-)/Профицит (+)

38,0

34,4

52,6

-18,1

-65,3

67,5

82,2

 

Данный факт указывает на разбалансированность, невозможность покрытия страховыми взносами страхователей существующей потребности в социальном, медицинском и пенсионном обеспечении граждан. Подчеркнем, что в настоящее время существенная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета приходится именно на бюджеты государственных внебюджетных фондов. Причем зависимость от их получения в долгосрочной перспективе с учетом нарастания демографических рисков по-прежнему остается значительной. Как следствие – неизбежный рост финансовых трудностей и необходимость проведения соответствующих реформ, направленных на балансировку доходных источников и расходов соответствующих фондов.

Обобщив мнения экономистов [2,3,5], с определенной долей условности, мы объединили существующие в рассматриваемой области проблемы в следующие группы:

1)        проблемы      администрирования    обязательных    страховых    взносов     в     государственные внебюджетные фонды;

2)        проблемы увеличения налоговой нагрузки на страхователей и уклонение от уплаты обязательных страховых взносов;

3)        проблемы, связанные с действующим порядком исчисления и уплаты страховых взносов в части определения баз для начисления обязательных страховых взносов (выплат и вознаграждений в пользу застрахованных лиц);

4)        проблемы эффективного управления средствами государственных внебюджетных фондов.

Общие проблемы конкретизируются и дополняются частными применительно к каждому из функционирующих социально значимых государственных внебюджетных фондов. Считаем целесообразным подробнее остановиться именно на них, а также выделить существующие в настоящее время перспективы развития указанных фондов.

Самым крупным из рассматриваемых фондов является Пенсионный фонд РФ. На его долю приходится около 75% объема средств государственных внебюджетных фондов.

В настоящий момент состояние Пенсионного Фонда России оценивается как нестабильное. С начала своего старта пенсионная система накопила ряд проблем. Рассмотрим наиболее острые из них, которые требуют решения в ближайшей перспективе.

Важной проблемой в последние годы является устойчивое формирование дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Причем данная проблема требует основательной проработки и принятия кардинальных, неотложных мер. Законодатели предпринимают попытки разработки механизма устранения дефицита бюджета за счет человеческого фактора, поскольку занятость и доходы работающих теснейшим образом влияют на состояние и устойчивость Пенсионного фонда России. Одно из ключевых направлений – это увеличение пенсионного возраста. В связи с этим в нашей стране уже несколько лет активно обсуждается возможность повышения возраста выхода на пенсию и постепенного выравнивания его у мужчин и женщин. Особо подчеркивается, что изменять порядок выхода на пенсию нужно постепенно, повышая качество медицинского обслуживания и других видов социальной защиты в совокупности с другими реформами. Способствовать этому могут следующие меры:

во-первых, введение стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию;

во-вторых, создание индивидуальных инвестиционных счетов, на которых и работник, и работодатель могут формировать пенсионные накопления;

в-третьих, предоставление налоговых льгот для добровольных корпоративных пенсионных программ, создание персонального пенсионного счета в этих программах [2].

Еще один возможный путь преодоления дефицита Пенсионного фонда согласно данным Центра стратегических разработок – это государственная собственность. Суть предложения сводится к тому, что государственные активы должны распределяться по накопительным счетам работников и пенсионеров, а доходы от их использования и продажи направляться на финансирование более высоких пенсий, как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе [3].

Второй важной проблемой Пенсионного фонда России является низкий размер пенсий. Недостаточная ресурсная база ПФ РФ в настоящее время не позволяет достичь рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) уровня пенсионного обеспечения. Так, по оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от средней заработной платы. Россия планирует выйти на эти показатели только к 2020 году.

Третья проблема заключается в тенденции расширения количества выполняемых Пенсионным фондом России функций, выходящих за пределы компетенции института, являющегося страховщиком в системе государственного пенсионного страхования. Очевидно, что повышение нагрузки на управленческий персонал и расширение сфер деятельности ПФ РФ, требующие дополнительных ресурсов, как человеческих, так и материальных, не могут отрицательно не сказаться на эффективности основного направления — финансирования пенсионного обеспечения.

Четвертая проблема заключается в недостаточной проработке в современных условиях правового статуса Пенсионного фонда России. Существует значительное количество разрозненных источников права в сфере пенсионного обеспечения, но до настоящего времени не принят единый федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации», что отрицательно сказывается на целостности правового режима его функционирования. Кроме того, сохраняется ведомственная разобщенность, по причине которой отсутствует эффективный контроль за использованием федеральных средств [4].

Правительство РФ объявляет, что реформы в пенсионной системе будут продолжаться, как минимум, до 2025 года, причем каждый год будут вноситься корректировки. Планируется производить ежегодную индексацию и пересчет выплат и, помимо этого, фиксацию единого балла.

Фонд социального страхования РФ - второй по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. Функционирование ФСС РФ в настоящее время также имеет свои проблемы. Одной из важных является формирование системы зачетного механизма денежных средств в условиях наступления страхового случая.

Модернизация зачетного механизма необходима в целях как усиления контроля расходования средств ОСС на случай ВНиМ, так и своевременного страхового обеспечения застрахованных граждан. Любые страховые отношения предусматривают роль страховщика именно как участника, обеспечивающего страховые выплаты, а не только как сборщика страховых взносов. Зачетный механизм «размывает» эту роль и создает неясность в разделении ответственности страхователей и застрахованных.

Для решения данной проблемы начиная с 2011 года на территории Российской Федерации Фонд социального страхования реализует пилотный проект «Прямые выплаты», который направлен на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда. Данный проект дает возможность получить полную информацию об условиях обеспечения пособиями застрахованного лица до проведения выплаты этих пособий, что невозможно сделать при их выплате через работодателей. Это также позволяет снизить объем необоснованных расходов.

Кроме того, переход на прямые выплаты создает благоприятные условия для осуществления контроля за правомерностью назначения пособий, правильностью их исчисления, а также за достоверностью предоставляемых страхователем сведений. Анализ таких сведений уже на начальном этапе приема позволяет выявить все возможные нарушения, что практически невозможно при использовании зачетного механизма [3].

Обязательное медицинское страхование – представляет собой составную часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В настоящее время функционирование ФОМС РФ наряду с общими также имеет и свои специфические проблемы. Остановимся на них чуть подробнее.

Во-первых, остро стоит проблема недофинансирования системы ОМС. Согласно данным Счетной палаты РФ, значительная часть региональных программ государственных гарантий, связанных с оказанием бесплатной медицинской и лекарственной помощи, испытывает дефицит. Следствием этого является тот факт, что в основе планирования объемов медицинской помощи лежит финансовая возможность региона, а не фактическая необходимость и потребность населения.

Во-вторых, весьма актуальна проблема качества, доступности и эффективности предоставляемых медицинских услуг. Проблема качества медицинской помощи важна во всех аспектах её оказания: для профилактики заболеваний, сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни и улучшения её качества при заболевании и при инвалидности, а также в конце жизни.

В-третьих, очевидна проблема отсутствия заинтересованности работников медицины в повышении квалификации и качества предоставляемых услуг. Причина на поверхности: врачам не обеспечивается рост заработной платы в зависимости от уровня их профессионализма и высокой интенсивности труда.

Указанные проблемы, а также ряд других вызывают необходимость повышения эффективности системы обязательного медицинского страхования в РФ. Для этого предлагается:

1)      обеспечить особый контроль за безусловным исполнением Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ;

2)   разработать мотивационную программу для медицинских работников;

3)   утвердить единые правила оценки качества медицинской помощи;

4)   реализовать реальное право выбора гражданином медицинской организации и врача;

5)   увеличить объем финансирования системы ОМС и улучшить качество медицинской помощи.

В Прогнозах социально-экономического развития РФ отмечается, что в 2019–2024 гг. на развитие системы здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4 процентов ВВП. В абсолютном выражении это будет означать, что общие объёмы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое. Однако при этом необходимо обеспечить дополнительные возможности для финансирования, которые не сдерживали бы намеченный рост.

Важно подчеркнуть, что общей, основной проблемой для всех государственных внебюджетных фондов РФ является проблема обеспечения достаточности поступлений денежных средств в каждый из них.

Она, прежде всего, и нуждается в существенной проработке.

На современном этапе среди общих направлений совершенствования и оптимизации источников формирования государственных внебюджетных фондов РФ можно выделить следующие:

1. Увеличение объема ассигнований из федерального бюджета.

2.    В целях повышения эффективности управления средствами внебюджетных фондов, усиления контроля за их использованием предлагается создать наблюдательный совет, включив в него по должности министров социальной защиты населения труда, финансов и нек. др. Это позволит своевременно отслеживать изменение состояния средств государственных внебюджетных фондов.

3.    Снижение ставок отчислений в государственные внебюджетные фонды. Практика показывает, что неуплата или неполная уплата страховых взносов в фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемые руководителями организаций. Данная проблема создается из-за все еще сохраняющихся значительных ставок отчислений в фонды.

4. Обеспечение единого качества оказания медицинских услуг на всей территории РФ.

5. Подготовка и внедрение единых медико - экономических стандартов оказания помощи.

6. Увеличение размера доплаты к пенсии в прямой зависимости от возраста пенсионера.

Таким образом, очевидно, что на современном этапе система формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов РФ требует своего дальнейшего реформирования. Полагаем, что рассмотренные в настоящей статье пути решения существующих основных проблем позволят сделать данную систему более сбалансированной, способной в полной мере удовлетворять социальные и экономические потребности граждан и государства в целом, а также приведут к формированию более устойчивой и благополучной ситуации в стране.

 

Список литературы

 

1.   Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (данные за 2011-2017 гг.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.ru/ru/statistics/outbud/ (дата обращения 27.03.2018).

2.    Ильясов М.М. Проблемы функционирования Пенсионного фонда России / М.М. Ильясов // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С.431-434.

3.   Кривошеева В.А. Проблемы функционирования внебюджетных государственных фондов России на современном этапе / В.А. Кривошеева // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 642-644.

4. Матвеев Д.А. Проблемы Пенсионного фонда России /Д.А. Матвеев // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 299-301.

5. Туфетулов А.М., Галимарданова Ю.М., Хафизова А.Р., Салмина С.В. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: проблемы и перспективы развития / А.М. Туфетулов, Ю.М. Галимарданова, А.Р. Хафизова, С.В. Салмина // Казанский экономический вестник. – 2016. - № 6 (26). – С.89-94.