Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

Стратегическое планирование определяет цель и философию развития территории, формирует и связывает все виды деятельности органов всех ветвей власти и играет важную роль в становлении и развитии экономики не только муниципальных образований, но и всего государства в целом. Это проявляется в таких функциях, как координация, активация и синергия.

Процесс разработки стратегического плана путем формирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения преимуществ называется стратегическим планированием.

На рисунке 1 представлены разделы стратегического планирования.




Разработка стратегического плана развития региона - это сложная научно-практическая задача, которая решается совместными усилиями руководством территории и специалистами в области стратегического планирования.

Стратегическое управление муниципальным образованием представляет собой процесс ориентированного на будущее планомерного планирования и определения долгосрочных целей, а также направлений деятельности и развития территории.

Этот процесс вбирает в себя основные функции управления территорией, а так же процедуры планирования, организации, координации, реализации и мониторинга.

Цель прогнозирования заключается в научном обосновании планов социально и экономического развития территории на основе постановки глобальных целей повышения качества жизни населения и выбора оптимальных вариантов достижения поставленных целей исходя из имеющихся ресурсов.

На развитие как страны в целом, так и отбельных регионов в большей степени влияет политика проводимая государством. Региональная политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием территории и отражающая взаимоотношения между государством и субъектами Российской Федерации. В основе региональной политики Росси лежит учет специфики субъектов РФ, решение социально-экономических проблем, национальная безопасность, стабильное развитие экономических отношения, поддержка местного самоуправления и мелкого предпринимательства.

Основными задачами региональной политики в Российской Федерации являются:

- выравнивание социально-экономического развития регионов;

-   улучшение инвестиционного климата и инвестиционной активности в регионе;

-   поддержание и развитие региональных рынков;

-   поддержание и развитие инфраструктуры региона;

-   диверсификация структуры экономики регионов;

-   поддержание и развитие межрегиональных отношений и сотрудничества;

-   совершенствование системы государственного и муниципального управления;

-   прогнозирование и планирование социально-экономического развития регионов;

-   гармонизация межнациональных отношений и другие. [3]

Основополагающим законом стратегического планирования является Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №172-ФЗ). [1]

Участниками стратегического планирования являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В то же время вопросам разработки и принятия муниципальных документов стратегического планирования в Федеральном законе №172- ФЗ уделено недостаточное внимание, вследствие чего органы местного самоуправления часто испытывают трудности при осуществлении полномочий в сфере стратегического планирования. В данном законе закреплены полномочия органов местного самоуправления, а именно:

-   определение долгосрочных целей и задач развития муниципального управления;

-      рассмотрение, утверждение и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;

-   мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования.

В Федеральном законе №172-ФЗ установлены различные сроки реализации документов стратегического планирования:

1)   стратегия социально-экономического развития должна разрабатываться на срок более 6 лет;

2)    план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития – на срок, соответствующий сроку стратегии (более 6 лет);

3)   прогноз социально-экономического развития на среднесрочный или долгосрочный период - от 3 до 6 лет или более 6 лет;

4)   бюджетный прогноз на долгосрочный период – каждые три года, на срок более 6 лет;

5)   муниципальная программа - в Федеральном законе №172-ФЗ не установлены сроки, на которые должны разрабатываться муниципальные программы.[1]

Проекты документов стратегического планирования муниципального уровня должны выноситься на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации. Можно выделить следующие этапы организации процедуры общественного обсуждения документов стратегического планирования:

1.     Определение формы, порядка и сроков общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования на муниципальном уровне согласно полномочиям исполнительного органа местного самоуправления.

2.    Размещение проектов документов для обсуждения на официальном сайте органа местного самоуправления, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном      информационном      ресурсе      стратегического      планирования      в      информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

3.    Обеспечение соблюдения в процессе размещения информации требований законодательства РФ.

4.     Рассмотрение замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения проекта документа, органом местного самоуправления, ответственным за разработку документа стратегического планирования.[2]

Таким образом, возможно предложить обобщающий вывод о том, что сущность стратегического планирования    территории    заключается    в     проектировании    вероятного,    логического     будущего    и предполагаемых состояний экономики и социального сектора муниципального образования.

 

Список литературы и источников

 

1.      Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16 4841/ (Дата обращения: 25.08.2019 г.).

2. Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Формирование прогноза развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 26-31.

3.      Анимица Е.Г. Стратегическое планирование развития территории: сущность, основные принципы, проблемы // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017.№ 12. С. 87–95.