Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛОКАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

В период глобализации и активной интеграции на территории постсоветского пространства в совокупности с процессами региональной дифференциации выделяется множество видов локальных рынков разного уровня развития и характера обращающихся на них товаров, что делает проблему их изучения особенно актуальной. Одним из первых индикаторов многих трансформационных процессов, происходящих в стране и показывающих уровень развития предпринимательской активности общества и государства, стал потребительский рынок. Поэтому проблемы стабилизации и развития потребительского рынка России, а в особенности её субъектов в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено прежде всего местом и ролью потребительского локального рынка в его активном воздействии на состояние процессов производства, распределения и потребления товаров и услуг в регионах.

Раскрытие понятия «локальный рынок» стоит начинать с анализа его определений. В своей статье В.И. Беляев говорит о том, что рынки можно классифицировать не только по доминирующим понятиям, которые лежат в основе объяснения их содержания. Так, в одной из классификаций рынков в качестве признака использована территория. По этому признаку выделяют мировой рынок, международные рынки, национальные (рынки отдельных стран), региональные, местные, локальные рынки. Есть и другие классы рынков из этой классификации, например глобальный. [2]  Для целей данного  исследования нет необходимости анализировать каждый из этих классов. Достаточно сосредоточиться на таких понятиях, как «местный рынок», «региональный рынок» и «локальный рынок».Одним из определений рынка, в котором в качестве доминирующей основы использовано понятие территории, следует, пожалуй, назвать определение, сформулированное А. Маршаллом, основоположником современной экономической теории. Под рынком он предложил понимать район (а район – это и есть территория или местность), в котором продавцы и покупатели настолько хорошо осведомлены о делах друг друга и настолько осторожно действуют, что цены на конкретный товар в пределах этого района устанавливаются на определенном уровне.[12]На данном этапе важным буде разграничить понятия «местный», «региональный» и «локальный» рынок.

Термин «местный рынок» использовался в трудах немногих экономистов. Ж.-Б. Сэй рассматривал «отдельные рынки» как аналог местных. [1] Впервые термин «местный рынок» появляется в трудах ранее упомянутого А. Маршалла [12]. В.В. Черных в своей статье определяет местный рынок, как систему экономических отношений, находящаяся в пределах определенного места и характеризующаяся наличием определенных   границ.[20]  А.Г.  Гранберг  под   региональным  понимает   рынок   отдельного  региона, отличающийся как местоположением, так и видами представленных на нем товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров [5]. В этом определении прослеживается, во-первых, признак территориальной ограниченности, т.е. некая привязка к конкретной местности, и, во-вторых, воспроизвод- ственная составляющая, поскольку автор в качестве определяющих параметров таких рынков называет, в дополнение к территориальной ограниченности, и «представленные на них товары». Очевидно, что речь идет о товарах, которые и производятся, и продаются на данной конкретной территории.

Труднее обстоит дело с определением понятия «локальный рынок». В переводе с английского языка прилагательное «local», от которого происходит термин, имеет несколько значений: местный, частный, частичный, локализованный, встречающийся лишь в отдельных районах. Однако в научной литературе понятие «локальный рынок» чаще отождествляется с понятием «региональный». Внести ясность может в данном случае определение предложенное А.Н. Демьяненко, который определяет локальный рынок, прежде всего, как внутрирегиональный, на котором происходит интенсивное и непосредственное взаимодействие агентов рынка. [7] С.Н. Булыга под локальным рынком подразумевает всю территорию городской агломерации или ее часть, в пределах которой локализовано предоставление и потребление услуг инфраструктуры обслуживания населения. А поскольку пространственные факторы, в том числе местоположение, расстояние, доступность, оказывают значительное влияние на предоставление и потребление локальных услуг, локальные рынки рассматриваются, прежде всего, с позиции пространственной организации участников рыночного обмена. [4] Кондракович Д.Л. в своей работе на тему «Развитие локальных потребительских рынков на основе диагностики поведения населения» определяет локальный рынок, как динамичную систему причинно-следственных связей, обеспечивающую наибольшее соответствие   производства   (или ввоза из-за   пределов   региона)   товаров   и   услуг   потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающую всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.[8]

Таким образом, понятие «локальный рынок» может быть рассмотрено, как связующее, так как «региональный рынок» - достаточно широкое понятие, а «местный рынок» не предполагает учета участников рыночных отношений. В результате понятие «местный» и «локальный» прочно взаимосвязаны, но утверждать, что они являются полноценными синонимами сложно. Стоит сказать, что в целом, анализ работ, посвященных вопросу формирования и функционированию локальных рынков, показал, что общего мнения по поводу определения данного понятия на сегодняшний день не  сложилось, так же, как нет единогласия и в отношении разграничений между всеми рассмотренными понятиями. В отечественной и иностранной литературе все еще отождествляются понятия «местный» и «локальный» рынок, что, прежде всего, связано с дословным переводом и происхождением слова «локальный».

В итоге все вышеприведенные взгляды авторов несколько различаются, но сходятся к тому, что можно определить «локальный рынок», как внутрирегиональный рынок с единой ценовой зоной, доступный для ведения сбытовой деятельности, ограниченным географическими факторами, рыночным агентам, имеющим значительные монопольные преимущества в рамках указанной территории.

Далее для определения понятия «Локального потребительского рынка» необходимо определить, что подразумевается под потребительским рынком в целом.

В Современном социоэкономическом словаре потребительский рынок трактуется как рынок, на котором отдельные лица и домохозяйства приобретают товары и услуги для личного потребления. При этом потребительские товары и услуги определяются как товары и услуги, предназначенные для конечного потребления населением, для личного, домашнего, семейного пользования.[17] Однако, стоит отметить, что на сегодняшний день консенсус в определении рассматриваемого понятия  не достигнут. В настоящий момент в отечественной и зарубежной литературе можно найти множество определений, отражающих различные стороны этой экономической категории, дополняя и уточняя друг друга. Ряд авторов рассматривают рынок, как сферу товарного обращения; другие предполагают совокупность деловых операций и условий, определяющих производство и сбыт потребительских товаров; третьи отождествляют со всей совокупностью товарно-денежных отношений, выражающих экономические связи между производством и потреблением; четвёртые говорят о рынке, как о месте встречи интересов продавцов и покупателей, с помощью которых осуществляется обращение товаров (табл. 1.1).




Таблица 1.1 – Подходы к определению понятия «Потребительский рынок»

   

Автор

Определение

Источник

 

И.К. Беляевский

Потребительский рынок включает рынок продуктов питания, рынок непродовольственного назначения и рынок массового питания.

Беляевский И.К., Башина

О.Э. Перспективы развития и совершенствования статистики торгового предприятия // Вопросы статистики. – 2002. № 12. – С. 20.

 

 

 

Ф. Котлер

Потребительский       рынок       –

отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления, особое внимание при этом уделяется покупателю.

 

Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Вильямс, 2003. – 356 с.

 

 

 

 

М.А. Николаева

Потребительский       рынок       –

совокупность хозяйствующих субъектов, изготовителей, исполнителей, производящих и/или реализующих потребительские товары, а также индивидуальных потребителей, приобретающих

эти товары для личного использования.

 

 

 

 

 

Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг. – М.: Деловая литература, 2001. – 448 с.

 

 

 

 

 

 

А.С. Новоселов

Потребительский рынок включает

в себя три укрупненных сегмента: рынки      продовольственного      и непродовольственного характера, рынок услуг, которые взаимодействуют между собой на основе взаимосвязанной системы сделок          купли-продажи           и обеспечивают               потребности

населения,                      способствуя эффективному

функционированию       экономики региона.

 

 

 

 

 

Новоселов А.С., Кулешов В.В. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 364 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

О.В. Тахумова

Потребительский рынок – система

товарно-денежных                           и организационно-экономических отношений,                           которые формируются в процессе купли- продажи, для развития которых на данной территории       имеются наиболее                   благоприятные природные          и           социально- экономические        условия       для ведения      предпринимательской деятельности             с             целью удовлетворения конечных

нужд и потребностей населения.

 

 

 

 

 

 

Тахумова О.В. Особенности формирования        регионального потребительского    рынка                         // Вестник                         Северо-Кавказского государственного    технического университета. – 2006. – № 4(8).

Т.В. Ускова

Потребительский рынок - система

товарно-денежных                           и организационно-экономических

Потребительский рынок города: состояние и перспективы: монография / кол. авт. под рук.

 

отношений,        складывающихся

между хозяйствующими субъектами, производящими и/или реализующими товары и услуги, и индивидуальными потребителями, приобретающими эти товары для личного использования

Т.В. Усковой. – Вологда: ИСЭРТ

РАН, 2012. – 111 с.

 

Анализ научной литературы показал, что более изученным и сформировавшимся по сравнению с понятием «локальный потребительский рынок» является содержание понятий «региональный рынок» и «региональный потребительский рынок». Таким образом исходя из всего изложенного можно сделать вывод, что локальный потребительский рынок – внутрирегиональная, ограниченная географическими факторами система товарно-денежных и организационно-экономических отношений, которые формируются в процессе массового взаимодействия обладающих рядом монопольных преимуществ хозяйствующих субъектов, изготовителей, исполнителей, производящих и/или реализующих потребительские товары, а также индивидуумов или домашних хозяйств, приобретающих товары или услуги для личного потребления.

В системе рынков по их функциональному назначению Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов выделяют три укрупненные группы: а) рынки, обеспечивающие материально-бытовые условия жизни населения; б) рынки, формирующие торгово-экономические связи по воспроизводству орудий и предметов труда; в) рынки, выполняющие общевоспроизводственные функции, обеспечивающие первую и вторую группы рынков трудовыми, финансово-кредитными и информационными ресурсами [22].

Региональный потребительский рынок в предложенной классификации входит в состав первой укрупненной группы и представляет собой «территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения» [15]. Локальный потребительский рынок является частью общего регионального рынка. Далее, в общем смысле, локальный рынок, как система отношений товарного обмена, представляет совокупность отдельных взаимосвязанных рынков, одним из которых является потребительский рынок. Заслуживает внимания определение, предложенное И.М. Шабуниной, О.Д. Ломовцевой и М.Ю. Трубиным: «… потребительский рынок региона – это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализированная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления» [21].

Тогда, локальный потребительский рынок может быть представлен двумя крупными сегментами; рынком услуг и рынком товаров, который в свою очередь включает рынок продовольственных и непродовольственных товаров. Все сегменты локального потребительского рынка тесно увязаны между собой. На основе изложенного можно определить объекты локального потребительского рынка, которыми являются выносимые на рынок потребительские товары или услуги, предназначенные для продажи конечному потребителю.

Е.Б. Дворядкина в своей статье «Локальный потребительский рынок товаров и услуг: теоретические аспекты исследования» предлагает выделять субъекты локального потребительского рынка следующим образом: представители спроса (постоянное и приезжее население данной территории ), представители предложения (товаропроизводители и производители услуг) - и субъекты его инфраструктуры (индивидуальные предприниматели и предприятия розничной и оптовой торговли).[6]

По мнению Т.В. Усковой все действующие на локальном потребительском рынке субъекты могут быть разделены на 2 большие группы:

-   непосредственные участники рынка;

-   участники, обеспечивающие функционирование рынка.

Таким образом к непосредственным участникам рынка можно отнести организации и предприятия формирующие рыночное предложение и физические лица, формирующие рыночный  спрос. Ко второй группе данный автор предлагает отнести государственные органы власти, кредитно-финансовый сектор, поставщиков и производителей, осуществляющих свою деятельность на данном рынке. [19]

В работе, проведенной совместно, Е.Л. Кротова и Л.В. Петухова выделяют объект и субъекты потребительского рынка. Объект – выносимый на рынок продукт, предназначенный для индивидуального потребления в виде потребительских товаров и платных услуг, которые являются основными структурообразующими элементами потребительского рынка. Структурообразующими элементами в части субъектных отношений со стороны спроса являются субъекты или носители спроса – потребители в лице всего населения региона, а также его отдельных демографических (молодежь, дети, пожилые люди) и экономических (низкодоходные и высокодоходные категории населения) групп; городское и сельское население. Субъектами потребительского рынка со стороны предложения выступают товаропроизводители и производители услуг в лице предприятий, организаций, учреждений и частных лиц; кроме того, субъекты инфраструктуры потребительского рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, торгово- посреднические фирмы, биржи, торговые палаты, общетоварные склады, маркетинговые, рекламные и информационные службы и т.д.).[10,16]

Таким образом, на формирование структуры локального потребительского рынка главным образом влияние будут оказывать объекты и субъекты данного рынка.

 

Список литературы

 

1.     Baumol W. Say's (atleast) eightlaws, orwhatSayandJamesMillmayreallyhavemeant// Economica (44). - 1977.- May. - P. 156.

2.     Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах//Известия государственного алтайского университета. – 2012. – № 2-1(74).

3.     Беляевский И.К., Башина О.Э. Перспективы развития и совершенствования статистики торгового предприятия // Вопросы статистики. – 2002. № 12. – С. 20.

4.     Булыга С.Н. Концептуальный анализ локального рыночного пространства [Электронный ресурс] – режим   доступа   http://www.vuzlib.com.ua/articles/book/33085-Konсeptualnyjj_analiz_lokalno/1.html

5.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебное пособие. – М., 2004.

6.     Дворядкина Елена БорисовнаИзвестияУральскогогосударственногоэкономическогоуниверситета №6     (38)      / 2011,     ЛОКАЛЬНЫЙ      ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ       РЫНОК      ТОВАРОВ      И      УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

7.     Демьяненко  А.Н.  Территориальная  организация  хозяйства  на  Дальнем  Востоке  России.  –Владивосток: Дальнаука, 2003. - 284 с.

8.     Кондратович Дмитрий Леонидович. Развитие локальных  потребительских рынков на основе диагностики поведения населения: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 Апатиты, 2007 177 с. РГБ ОД, 61:07-8/2596

9.     Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Вильямс, 2003. – 356 с.

10. Кротова Е.Л., Петухова Л.В. Спрос на потребительском рынке региона: методологическая гипотеза исследования. Препринт. Екатеринбург, 1995

11. Кураков       Л.П., Кураков        В.Л.,Кураков       А.Л.        Экономика и право: словарь-справочник.       —М.: Вуз и школа. 2004.

12. Маршалл А. Основы экономической науки. – М., 2007.

13. Novicova               N.V. ,                Сonceptualandterminologicalframeworkofthelocalconsumermarketresearch     ,Муниципалитет: экономика и управление, #1(2) март month 2012 year

14. Новоселов А.С., Кулешов В.В. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики.– Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 364 с.

15. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

16. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг. – М.: Деловая литература, 2001. – 448 с

17. Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 358 с.

18. Тахумова О.В. Особенности формирования регионального потребительского рынка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2006. – № 4(8).

19. Ускова Т.В. Потребительский рынок города: состояние и перспективы: монография / кол. авт. под рук. Т.В. Усковой. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. – 111 с.

20. Черных В.В. К вопросу об определении понятия «местный рынок» // Российское предпринимательство. — 2007. — № 11 Вып. 2 (102). — c. 154-158. — http://old.creativeconomy.ru/articles/12301/

21. Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект.Новосибирск, 1993.

22. Шабунина И.М., Ломовцева О.Д., Трубин М.Ю. Теория и практика региональной экономики.Волгоград, 1996.