Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

На данном этапе развития экономики установился тренд на цифровизацию. Связано это с серьезным технологическим скачком в области увеличения, а также удешевления производственных мощностей, повсеместного использования Интернета и автоматизации городской и сельской инфраструктуры. Цифровая экономика - это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет - торговля, краудфандинг и прочее. Высокие технологии стали основным фактором экономического развития, который уже сегодня определяет места на мировой экономической арене. Для некоторых азиатских стран, не имеющих возможности развития экстенсивным путем, это стало трамплином для выхода на мировой рынок. Например, Индонезия и Сингапур стабильно растут в рейтинге стран по объему ВВП. К сожалению, для крупных экстенсивных экономик, таких как российская, вход в новую (четвертую) промышленную революцию проходит болезненно[4]. Мы в сжатые сроки пытаемся наверстать то, что упустили, восстанавливая экономику после кризисов 1991, 1998, 2008 и 2014 годов. Однако существует мнение, что систему легче построить заново, чем исправить имеющеюся, а значит, у России есть все шансы в среднесрочной перспективе догнать и перегнать ведущие технологичные экономики, используя опыт иностранных партнеров. На данный момент в России активно реализуется программа «Цифровая экономика», создаются цифровые платформы, объединения, развиваются частные высокотехнологичные корпорации. Однако, при проведении тщательного анализа становится понятно, что грядущие перемены таят ряд значительных угроз и опасностей, которые требуют выработки инновационных способов их ликвидации и нивелирования негативных эффектов. Обеспечение экономической безопасности является важным вопросом в условиях цифровой эпохи.

Первая и самая большая угроза – кибертерроризм и кибершпионаж, как внешний, так и внутренний. Сохранность информации в эпоху повсеместной автоматизации и информатизации является приоритетным направлением государственной политики в цифровой среде. В 2016 году произошло более 70 млрд. кибератак на объекты российской экономической инфраструктуры. Ущерб от киберпреступлений составил более 200 млрд. рублей [2].

Важным шагом к решению проблем кибертерроризма и кибершпионажав банковской среде стал новый стандарт Банка России СТО БР ИББС-1.3-2016 «Сбор и анализ технических данных при выявлении и расследовании инцидентов информационной безопасности при осуществлении переводов денежных средств». Документ устанавливает стандарты обеспечения информационной безопасности в финансовой среде, а также регламентирует взаимодействие служб информационной безопасности коммерческих банков и Центра кибербезопасности ЦБ РФ [5].

Вторая угроза национальной экономики РФ – тотальная нехватка кадров высокой технической квалификации. Продолжается утечка информации за рубеж, где грамотным и креативным программистам и разработчикам платят огромные деньги, отечественные институты высшего образования не могут обеспечить российскую экономику достаточных количеством специалистов. Как следствие получаем сильно деформированный по цене рынок труда в среде высоких технологий, где молодые неопытные специалисты могут получать на старте   более 100   тыс. руб. в месяц. Такое   положение порождает ситуацию неэффективного использования финансовых ресурсов предприятия, упадок темпов его роста и прибыли. Данная проблема является наиболее комплексной в контексте темы исследования. Она затрагивает такие вопросы, как устаревший подход к образованию, недостаточное социальное обеспечение и стимулирование молодых талантов. Это значит, что для выработки качественных решений по устранению возникшей угрозы требуется целый набор мер, как экономического, так и юридического и социального характера, которое предстоит решить Правительству в рамках ориентации на цифровизацию экономики, провозглашенной В.В. Путиным на церемонии инаугурации в качестве Президента РФ 2018-2024г.г.

Также в обозримом будущем видится угроза проблемы технологической безработицы. В условиях растущей автоматизации управленческих процессов, бизнес-аналитики, строительных технологий и т.д. сокращается потребность в значительно раздутом штате специалистов низшей квалификации. С применением технологии машинного обучения становится реальностью выработка оперативных управленческих решений компьютером. Можно привести множество других примеров, где человеческий труд может заменить машина. Сейчас вряд ли возможно найти банк, который набирает кого-либо кроме технических специалистов. Вся передовая экономика стоит на пороге тотальной цифровизации [3].

Задача государства в данной среде – политика тотальной популяризации информационных технологий среди широких групп населения. Доступное онлайн-образование, практическое стимулирование и квотирование выглядят наиболее эффективными методами решений возникших проблем. Технологии должны войти в повседневную жизнь населения: дети со школьного возраста должны учиться работать с компьютером, а взрослым быть готовым переквалифицироваться в новые сегменты цифрового уклада.

Цифровая экономика, однако, обладает в этом отношении уникальным ресурсом почти неограниченной пролиферации собственных потенциально токсичных активов. Обеспечивает его, во- первых, тотальная оцифровка фондовых бирж и финансового сектора вообще, благодаря которой самый процесс санации того же рынка деривативов создаёт мощный стимул для надувания новых финансовых пузырей – чему бурная активность на рынке блокчейн-валют служат весьма наглядной иллюстрацией. И во- вторых, речь идёт о суггестивном эффекте «виртуальной реальности», благодаря которому весьма наглядная (с обывательской точки зрения) картинка головокружительных перспектив развития цифровых технологий формируется за счёт аудио-визуальных спецэффектов на остающейся более или менее статичной технологической базе. Синергия двух этих обстоятельств обеспечивает цифровой экономике видимость позитивной динамики. В результате капитал не спешит покидать спекулятивный сектор, из-за чего инвестиционные возможности для развития технологий ядра нового технологического уклада существенно сокращаются [1].

В сложившихся условиях повсеместной цифровизации и экономических реалиях, в которых Российская Федерация столкнулась с новыми угрозами национальной экономики, наиболее перспективным кажутся следующие меры по обеспечению национальной экономической безопасности в цифровую эпоху:

1)     активный обмен информацией и международное сотрудничество в сфере противодействия кибертерроризму и кибершпионажу;

2)       повышение уровня квалификации специалистов сферы информационной безопасности, как на государственном уровне, так и на уровне экономических субъектов;

3)     популяризация технологий в широких слоях населения, главными целями которого станут: формирование цифровой грамотности, совершенствование технологических компетенций, обучение основам защиты информации и т.д.;

4)    увеличение доли отечественного программного обеспечения и устройств на внутреннем рынке путем разумного протекционизма в форме инвестирования, квотирования, субсидирования и стимулирования;

5)    совершенствование законодательной базы по регулированию киберпространства и разработка методологий и технологий ее обеспечения;

Цифровая эпоха бросает новые вызовы мировому экономическому укладу на всех уровнях экономики, с одной стороны, создавая новые угрозы для экономической безопасности, с другой, давая возможность для увеличения благосостояния населения и экономического роста. Задача Правительства РФ – обеспечить безопасный и эффективный вход российской экономики в технологическую эпоху с целью становления России, как одной из ведущих экономик мира в долгосрочной перспективе.



Список литературы

   1. Voronin E.A., Yushin I.V. OBJECTIVES AND CHALLENGES OF ENSURING ECONOMIC AND INFORMATION SECURITY IN THE DIGITAL ECONOMY. Dilemas contemporáneos: Educación,Política y Valores. 2019. Т. 6. № S3. С. 91.

2..Глазьев С. Ю., Велика цифровая экономика. Вызовы и перспективы для экономики XXI века [Электронный ресурс] // Русская народная линия. 2017. URL:http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/14/velikaya_cifrovaya_ekonomika_vyzovy_i_perspektivy_dlya_ekonomiki_xxi_veka/.

3.Довгучиц С.И., Акжигитова А.Н., Журенков Д.А.Повышение инвестиционной привлекательности интегрированных структур ОПК как фактор ускорения диверсификация производства // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2018. № 1. С. 58-69.

4. Кругляк Л.И., Есенокова Р.В. Зарубежный опыт борьбы с киберпреступлениями и возможности его использования в России.В сборнике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Национальная безопасность России: актуальные аспекты". ГНИИ "Нацразвитие". Март 2018 Сборник избранных статей. 2018. С. 20-25.

5.Удалов Д.В., Угрозы и вызовы цифровой экономики [Электронный ресурс] // CyberLeninka. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ugrozy-i-vyzovy-tsifrovoy-ekonomiki.