Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2018г.

В современных условиях высокие технологии приобретают все большее значение для развития национальной экономики Российской Федерации. Считается, что защита интересов личности, общества и государства в инновационной среде станет одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в ближайшем будущем. В силу отставания своего инновационного сектора РФ сталкивается с рядом проблем в сфере обеспечения технологической безопасности [4].

Технологическая безопасность (ТБ) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в технологической сфере, которое способствует обеспечению стабильного экономического роста государства и увеличению благосостояния населения. Технологическая безопасность включается в себя широкий ряд сфер регулирования, таких как промышленное производство, научно-техническая деятельность, транспорт, энергетика, информация и информатизация, ВПК, автоматизация государственного управления и государственных услуг и другие [1].

Пороговые значения характеризуют показатели, минимально необходимые для стабильного и поступательного развития экономики [2]. Оценка текущего состояния и уровня технологической безопасности Российской Федерации представлена в таблице 1.

Таблица 1

Оценка уровня технологической безопасности

 

 

Название индикатора

Пороговое

значение

Фактическое

значение (2016 г.)

Трудовые ресурсы (кадровый состав):

 

-      численность      персонала,     занятого      исследованиями      и

разработками на 10000 занятых в экономике, чел.

58

62

- удельный вес исследователей в возрасте до 40 лет, %

42

26

Показатели организационной структуры:

 

- удельный вес организаций, осуществляющих технологические

инновации в общем числе организаций, %;

15

7,3

- удельный вес организаций, осуществляющих организационные

инновации в общем числе организаций, %

6

3,1

Финансовые показатели:

 

- финансирование науки из средств федерального бюджета, % к ВВП;

4

0,47

- внутренние затраты на исследования и разработки, % к ВВП

2,5

1,41

- удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки, %

19

7,2

Показатели, отражающие результаты научных исследований и

разработок:

 

- число выданных патентов на изобретения, ед.

150 000

43 200

- коэффициент изобретательной активности

5

1,83

Источники: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического

развития РФ, Высшая школа экономики: Индикаторы инновационной деятельности 2016

 

Из таблицы 1 видно, что ситуация близка к критической. Из важнейших показателей инновационной активности только один показатель численности персонала, занятого в сфере НИОКР, достигает порогового значения. Более того, все показатели данной таблицы демонстрируют ухудшение динамики в данном периоде с 2010-2016 г.г. Это связано с кризисом, который повлек отток капитала из высокотехнологичной сферы, а также ряд факторов неэффективного менеджмента и промахов законодателей.

Однако государства-лидеры в технологической среде подходят к точке, когда прогресс нужно будет сдерживать, чтобы не допустить безработицу и сохранить контроль над растущими технологическими сетями.

Переход общества к использованию широких возможностей высоких технологий создает необходимость прецедента кардинально инновационных мер. Кроме того, такие меры должны быть реализованы в краткосрочной перспективе, так как у России больше нет возможности отступать от пути мирового прогресса. Экспортно-сырьевая экономика с каждым годом все больше исчерпывает себя, экономика завтрашнего дня совершенно иная, и её безопасность требует особенных подходов [3].

Для повышения уровня технологической безопасности и ликвидации отставания от ведущих стран в технологической сфере предлагается принятие следующих мер:

1.     Создание Общенационального фонда инновационного развития экономики (далее – Фонд). Данный фонд должен быть организован на принципах государственно-частного партнерства с входом в его капитал государства, крупнейших банков и финансовых корпораций, крупнейших объединений, заинтересованных в подъеме «своих» отраслей экономики. Фонд будет выполнять ряд важнейших функций:

-   непосредственное финансирование инновационных разработок;

-   страхование банковских рисков;

-   стимулирование частных вложений в инновации.

Фонд в вопросе инновационного развития экономики должен стать локомотивом прогресса. Не предполагается его вечное существование, ведь при достижении необходимого уровня технологической культуры, низких процентных ставок, самостоятельного финансирования разработок частными предприятиями, необходимость существования такого фонда постепенно отпадет.

2.   Упрощение процедур оформления и защиты интеллектуальной собственности. В этой сфере было бы логичным воспользоваться опытом развитых стран. Необходимо упростить оценку проектов, которая сейчас может занимать более года путем увеличения пула критериев «новизны».

3.   Увеличение потенциала альтернативного инвестирования и усовершенствования регулирования венчурного инвестирования. Одним из важнейших направлений альтернативного инвестирования последних лет в мире является краудфандинг. Краудфандинг может стать отличным подспорьем для начинающих разработчиков. Кроме того, венчурное инвестирование в России также находится далеко от лидирующих позиций. Требуется разработка специальных систем страхования, защиты прав и экономических интересов субъектов сделки.

4.   Популяризация культуры изобретательства и предпринимательства. Должны быть организованы площадки обмена идеями в сфере создания нового технологического уклада. Не может быть эффективных инноваций, если общество их не принимает и не использует.

Для технологической безопасности эффект будет огромен, если в ходе эффективного финансирования проектов будет появляться значительно больше отечественных разработок, более дешевых, подходящих российским реалиям, а значит, зависимость от иностранного оборудования и ПО будет постепенно отпадать. За счет стимулирования инновационной деятельности предприятий будет увеличиваться штат технологических сотрудников, улучшаться их условия труда, и профессии инженеров, разработчиков, технологов и технологические платформы станут самыми престижными в стране, а значит, вузы все больше будут уделять внимание программам таких направлений. По итогам действия предлагаемых мер будет расти количество компаний, занимающихся технологическими и организационными инновациями, количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, а значит, возрастет КИА. Однако в этой среде никак не обойтись без волевого воздействия государства, как в организационной части, так и в части увеличения расходов на НИОКР в бюджетах будущих периодов. Что же до информатизации общества, то здесь осознание проблемы - значительный шаг к её решению. Если общество станет интересоваться технологиями, то и предприятия станут стремиться удовлетворить этот интерес, а государство будет вынуждено создавать условия для честного и эффективного такого взаимодействия. В итоге, мы получим систему, где множество субъектов будет сотрудничать внутри государства на высокотехнологичном уровне, тем самым стимулируя друг друга к инновационному развитию. А государство, в котором организована такая мощная развитая система взаимодействия, может считаться технологически безопасным.



Список литературы

 

1 .Корнилов М. Я. Экономическая безопасность Российской Федерации: учебное пособие. Изд-е 2-е, перераб. и доп. / М. Я. Корнилов // БФ РАНХиГС. – Брянск.: - 2015. – 268 с.

2 .Мацкевич Д. А. Влияние национальной инновационной системы на обеспечение экономической безопасности. / Д. А. Мацкевич // Научный вестник МГТУ ГА. – М. – 2011. № 2. С.168-171

3.Назаров В.П. Анализ опыта стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности (российская и зарубежная практика).М.: – Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.–88 с.

4.Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»: офиц. текст // Консультант-Плюс.