Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВОВВЕДЕНИЯ ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2017 ГОДУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой, которой будет регулироваться порядок исчисления и уплаты единого социального страхового сбора. Особенность этого сбора заключается в том, что он заменит собой  ранее действующие страховые взносы, уплачиваемые в  ПФР и ФСС  (за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок их исчисления и уплаты будет регулироваться Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Введение в состав налогов и сборов РФ нового обязательного страхового сбора направлено на решение одной из важных задач — это повышение результативности выездных проверок, что в свою очередь положительно скажется и на росте собираемости этих взносов. Ведь то количество выездных проверок, которые проводили фонды, к сожалению, не всегда оформлялись актами с дополнительными начислениями взносов, штрафов и пени. Обусловлено это, прежде всего, невозможностью выборки плательщиков страховых взносов для выездной проверки посредством программного комплекса, используемого в работе ПФР, учитывая необходимые критерии. В то же время, что касается налоговых органов, то их проверки в основном заканчивались положительным результатом, так как они планировались только после углубленного автоматизированного анализа хозяйствующих субъектов. Вследствие чего, контроль за уплатой плательщиками взносов в 2017 году будет осуществлять именно налоговая служба.

На наш взгляд, введение этого сбора является возвратом к ранее действующему единому социальному налогу, контроль за уплатой которого также обеспечивали налоговые органы. ЕСН просуществовал в системе налогов и сборов РФ только девять лет. После его отмены государство было вынуждено вернуться опять к страховым взносам, и передачей функций по ему администрированию в ПФР и ФСС. И вот снова состав налоговых платежей увеличивается за счет нового страхового взноса, который по своему содержанию в основном повторяет страховые платежи, регулируемые Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ ''О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования''. Так,  объектом обложения  единым страховым взносом будут признаваться все выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. На первый взгляд это тот же объект обложения, что и у ранее действующих страховых взносов. Однако, если для страховых взносов уплачиваемых в ПФР и ФОМС это является не новым, то для взносов в ФСС - это считается нововведением. В результате такого подхода к пониманию объекта обложения, произойдет не только рост облагаемой базы по новому страховому взносу, но и вероятнее всего даже и при прежних размерах тарифов возрастет их собираемость. Тем самым, даже без учета результативности выездных проверок, произойдет рост поступлений по этому сбору.

Напомним, что общий тариф взносов в 2016 году составлял 30 процентов, из них 22% - в ПФР, 5,1% - в ФФОМС и 2,9% в ФСС. В свою очередь плательщики, применяющие специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, и осуществляющие льготные виды деятельности продолжат уплачивать взносы по тарифу 20%. В то же время с 2019 года предполагается увеличение основной ставки по страховым взносам с 30 до 34%, что еще больше усилить налоговое давление на российских плательщиков.

Порядок формирования базы для начисления страховых взносов так же не претерпел каких-либо изменений. Она будет определяться по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом. В то же время для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, будут установлены предельные величины базы для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС (в отношении страховых взносов, уплачиваемых на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В результате чего, с сумм выплат произведенных в пользу физического лица, которые превышают установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, предполагается, что страховые взносы будут начисляться по более низкой ставке, либо не уплачиваться. Так, в случае превышения предельной базы для взносов в ПФР, величина которой в 2017 году составит 796 тыс.руб., размер тарифа составит 10%. В отношении взносов при превышении предельной базы (свыше 718 тыс.руб.) - тариф 0%. Со взносами в ФФОМС все будет по-старому — придется платить по ставке 5,1% независимо от величины годового объекта обложения.

В отношении единого страхового взноса так же предусмотрены выплаты, которые будут освобождаться от обложения. Данный перечень в целом дублирует список выплат, которые указаны в статье 9 Федерального закона №212-ФЗ. Так, останутся в списке освобождаемых от обложения страховым взносом такие как государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных российским законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) и т.д.

В то же время будут иметь место и некоторые нововведения в этой части. Прежде всего они касаются ограничения в целях освобождения от обложения страховыми взносами размера суточных. Так, с 01.01.2017 года при оплате работодателями расходов на командировки сотрудников как на территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, размеры которых определены в пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, а именно не более:

- 700 руб. - за каждый день нахождения в командировке на территории РФ;

-   2500 руб. - за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Кроме того, не  будут облагаться страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иные выплаты, которые получают следующие категории граждан: военнослужащие; лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы; лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством РФ.

Важно заметить, что согласно новым требованиям в базу для исчисления страховых взносов в ПФР не будут включаться:

-   суммы денежного содержания, ежемесячного денежного вознаграждения, а также иные выплаты, которые получают прокуроры, следователи, судьи федеральных судов и мировые судьи;

- выплаты, производимые в пользу  студентов, которые обучаются по очной  форме обучения, за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Для полноты уплаты страховых взносов на плательщиков возлагается обязанность в течение года по итогам каждого календарного месяца исчислять и уплачивать взносы. Выполнение этой обязанности включает следующие последовательные этапы, которые применяются в отношении отдельно ставки страховых взносов. Так, на первом этапе производится расчет базы с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца. На втором этапе определяется сумма страховых взносов, которая приходится на этот расчетный период. На третьем  - рассчитывается сумма страховых взносов, которую необходимо уплатить плательщику по итогам отчетного периода. Для чего, из совокупной суммы страховых взносов по итогам отчетного периода следует вычесть сумму страховых взносов, начисленных с начала расчетного периода (календарного года) по предшествующий календарный месяц включительно.

Положительным моментом единого страхового взноса является то, что законодательным актом не был отменен порядок уменьшения обязательств в части уплаты взносов в Фонд социального страхования за счет расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Уплата сбора в 2017 году будет осуществляться в срок не позднее 15 числа следующего месяца за отчетным. При этом, если день уплаты приходится на выходной, то днем уплаты считается ближайший рабочий. В этом вопрос так же наблюдается аналогия с ранее действующими страховыми взносами.

В соответствии с нововведениями плательщики будут обязаны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным либо отчетным периодом, в налоговые органы:

-   по месту нахождения организации;

-    по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Отчетность по страховым взносам в 2017 году плательщики будут представляться по новым формам, которые придут на смену действующим в настоящее время расчетам по страховым взносам. Напомним, что сегодня плательщики в ПФР сдают такую форму как РСВ-1. При этом способ представления отчетности напрямую будет зависеть от численности работающих лиц в организации. Так, в электронной форме будут иметь представлять плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц за предшествующий расчетный (отчетный) период превышает 25 человек, а также вновь созданные организации.

В то же время кроме расчета по страховым взносам, который в 2017 году необходимо представлять в налоговые органы, плательщики страховые взносов обязаны будут подавать в ПФР и ФСС. Так, в ПФР отчетность необходимо будет представить в виде:

-    ежемесячных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

-    отчета о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы (ежегодный отчет) в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

В свою очередь в ФСС отчетность необходимо будет подавать в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на "травматизм", а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Подводя итог вышесказанному, можно с убеждением высказать мнение, что введение с 01.01.2017 года в НК РФ единого страхового взноса повлечет за собой, прежде всего, увеличение налогового бремени для законопослушных плательщиков, и тем самым будет достигнута задача государства, направленная на увеличение собираемости этих платежей. В то же время передача в налоговую службу функции по администрированию страховых взносов предполагает наличие у специалистов этого федерального органа не только теоретических знаний, но и умения на высоком профессиональном уровне организовывать и проводить контрольные мероприятия в отношении новых сборов. Поэтому для достижения названной задачи налоговым органам необходимо основательно проработать механизм по ее достижению.