Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕФОРМАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МСА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2018г.

В условиях интеграции национальных хозяйств в мировую систему остро встает вопрос о применении МФСО всеми участниками процесса. В данной  ситуации перед Россией встал вопрос об использовании МФСО и других мировых стандартов деятельности. Особенно важным является вопрос перехода на Международные стандарты аудита (МСА) и успешной интеграции последних в условия российской аудиторской практики. Начало данному процессу было положено Министерством Финансов РФ [1].

Данная необходимость обоснована существованием различий в МСА и Федеральных стандартах аудиторской практики (ФСАП) не смотря даже на то, что последние создавались на базе первых. Так, даже начиная с целей аудита и контроля за их исполнением возникало расхождение. В ФСАП РФ и МСА цели аудита практически одинаковы, однако в последнем случае идет регламент еще и следования техническим стандартам, а относительно внутреннего контроля качества в ФСАП РФ не идет речи вовсе [2].

Получается, что переход аудиторской российской практики на МСА является наиболее оптимальным из вариантов развития. Однако, возникает и несколько особенностей, которые, возможно, окажут двойственное действие на реформацию аудиторских проверок.

Например, аудиторская деятельность при МСА придерживается риск-ориентированного подхода к проверке, что значит не только разработку мнения о достоверности проверяемой аудитором отчетности, но и выявление источников рисков, влекущих искажение отчетности, а так же работа по разработке рекомендаций по их минимизации [3, c.240].

Кроме того, возникает необходимость к ужесточению контроля за раскрытием аудитором важных обстоятельств, вызвавших необходимость в экспертной оценке, а так  же затруднительных моментов с максимально полным и достоверным отражением всех этих фактов в отчете.

Для клиентов переход на МСА  будет значить более подробные отчеты по всем исследуемым цифрам и фактам, что требует от него самого более детальной их оценки [4].

Из этого следует, что расширение области подхода к аудиту повлечет за собой необходимость увеличения длительности и тщательности изучения информативных источников деятельности организации- клиента, что влечет за собой не только увеличение запросов на предоставление информации, но, следовательно, и увеличение объемов работ и стоимости аудиторских проверок.

Так же, результатом такого перехода должно стать повышение ответственности аудиторов при повышении публичности и информативности заключения [3, c.241]

Вышесказанное должно привести к улучшению качества аудиторских проверок, их эффективности и результативности как для инвесторов и государства, так и для самого клиента. Однако, последствия реформации аудиторских проверок следует  соотнести с реалиями положения  и состояния  рынка аудиторских услуг в РФ.

В силу удорожания аудиторских услуг следует рассмотреть распределение структуры проводимых аудиторских проверок по величине их стоимости (рисунок 1).

Из рисунка 1 видно, что большинство аудиторских организаций базируется на оказании услуг стоимостью менее 1,5 млн.руб. при незначительности средних и сверхкрупных услуг по стоимостной оценке.

Однако для более полного понимания важности стоимостного фактора в решении об инициативном аудите и сопутствующих аудиту услугах, а так же возможности клиентской базы аудита без особых потерь и проблем проводить обязательные аудиторские проверки следует рассмотреть и структуру клиентской базы рынка аудиторских услуг по объемам выручки (рисунок 2).

Как видно из рисунка 2, более половины клиентов аудиторских организаций, это мелкие и средние предприятия с выручкой до 400 млн.рублей.


Источник: составлено автором на основе источника [5]

Данный анализ был проведен для сопоставления его результатов с выдвигаемыми на данный момент проблемами современного рынка аудиторских услуг.

Существуют разные мнения о факторах, сдерживающих развитие данного рынка, однако большинство исследований сходятся на следующих:

-    отток квалифицированных кадров из аудиторской деятельности в связи с снижением престижа профессии, а так же нежелания повышать квалификацию для перехода на МСА;

-           отток клиентов и пренебрежение аудиторской деятельностью в связи с непониманием преимуществ данного инструмента оптимизации деятельности организаций и отказом от услуг, как от излишних затрат [6].

Получается, что при переходе на МСА качество аудиторских проверок должно вырасти, что привело бы к повышению востребованности рынка аудиторских услуг, однако, в связи с реальными проблемами в данной отрасли могут возникнуть проблемы, связанные с применением МСА на практике.




Источник: составлено автором на основе источника [5]

Кроме чисто экономических факторов, осложняющих применение МСА в российской аудиторской практике, выделяют и другие особенности применения международных стандартов в аудиторской проверке. Так, не все российские стандарты имеют аналоги в МСА (таблица 1).

Кроме того, некоторые формальные особенности МСА способны исказить концепцию аудиторской проверки в сторону несоответствия её мировой практике аудита:

-   Трудность перевода терминов и отдельных оборотов стандартов на русский язык;

-   Потенциальная нехватка знаний у российских аудиторов;

-   Сложность и частота изменений в МСА, которая может накапливать несоответствие российской аудиторской практики и мировой [8, c.6]

На основании данных, представленных в таблице 1, можно утверждать, что все вышесказанные изменения в процессе аудиторской проверке будут носить не столько характер контроля за деятельностью организаций, сколько регулирующий и консультативный. Получается, что изменения в системе аудиторских стандартов при теоретической пользе увеличения качества аудиторской проверки и эффективности аудиторских процедур, повышения доверия к профессии и выхода российской аудиторской практики на мировой уровень концепция аудиторской проверки может столкнуться с возникающими сложностями внедрения МСА и проблемами в области соответствия им.

Таблица 1 – Международные стандарты аудита, не имеющие аналогов российской практике Источник: составлено автором на основе источника [2], [7]

Название МСА

Значение для аудиторской проверки

МСА     (ISA)     265     «Информирование     о

недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями»

Аудитор должен при анализе системы внутреннего

контроля письменно оповещать руководителя, отвечающего за корпоративное управление, в выявленных недостатках

МСА     (ISA)      330     «Действия      аудитора    в

отношении оцененных рисков»

Аудитор      должен      включить      в      аудиторскую

документацию результаты процедур, связь их с оцененными рисками на уровне предпосылок

МСА       (ISA)       450       «Оценка       искажений,

выявленных в ходе аудита»

Аудитор должен своевременно проинформировать

руководство подразделения, в котором выявлены искажения, в необходимости исправлений, а при их отказе – причин данного отказа

МСА         (ISA)         810        «Соглашения         по

предоставлению      отчета      по       обобщенной финансовой отчетности»

Перед    принятием   задания   по   предоставлению

аудиторского заключения аудитор должен получить ответ от руководства о понимании последним ответственности по подготовке обобщенной финансовой отчетности, а так же согласовать с ними мнения о данной отчетности

 

Все это не только повышает риск числа нарушений в российской аудиторской практике на национальном уровне, но и влечет за собой риск несоответствия российской и мировой практик даже при стремлении полного соответствия одним и тем же стандартам. И подкрепляются все выше указанные осложнения внедрения «реформ» в аудиторскую проверку сложившееся ситуацией на самом российском рынке аудиторских услуг, которая не может однозначно гарантировать оптимальность данных мер без приспособления российской аудиторской практики к МСА но с поправкой на особенности российской действительности.

 

Список источников и литературы

 

1.Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2016 N 44354)

2.    Официальный сайт «АС-Аудит»» - сопоставление международных и российских стандартов аудита [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://www.as-audit.ru/consult/show/2089/

3.   Языкова С. В. Актуальные вопросы перехода аудиторской деятельности в РФ на международные стандарты аудита / С. В. Языкова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 239–241.

4.        Официальныйсайт «Auditandconsultinggroup» - Переход на МСА. Значимые изменения для аудируемых компаний и аудиторов [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.delprof.ru/press-center/news/3654/

5. Официальный сайт Министерства финансов РФ – Основные показатели рынка аудиторских услуг в России 2015-2016 [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex.

6.     Ларина Е. И. - Перспектива развития аудиторской деятельности в России/ Приоритетные направления развития современной экономической науки 2016. [Электронный ресурс]:Режим доступа:     https://interactive-plus.ru/ru/article/80138/discussion_platform

7.     Система правовой поддержки «Консультант плюс» - МСА 265,330,450,810 [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.consultant.ru/

8.    Белоусова Д.В. – Проблемы и перспективы применения международных стандартов аудита в России/ «Экономика и социум» №5(36) 2017 [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_36/Belousova.pdf