Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

До 01 января 2008 г. общественные отношения, чьими объектами и были различные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулировались отдельными законами, применяемые к каждому виду объектов регулирования. Например, закон «об авторском праве и смежных правах» [5], «о правовой охране для электронных и вычислительных машин и баз данных» [6] и иные. Принятие же IV части Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ [3]) кодифицировало законодательство об интеллектуальной собственности и включило их в содержание норм гражданского права.

Основным критерием, позволяющим отграничить правоотношения, возникающие по поводу интеллектуальных прав от иных правоотношений, является их специальный объект, отличающийся от иных объектов гражданского права своей нематериальной природой. IV часть ГК РФ в настоящее время регламентирует отношения связанные с интеллектуальной собственностью, которая включает в себя две группы объектов: результаты интеллектуальной деятельности, и средства индивидуализации. Общее понятие «интеллектуальной собственности» дано в Конвенции ВОИС, где сказано: «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачи, изобретения во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности и в производственной научной литературной и художественной областях» [8].

Иными словами, в содержание прав, охватывающихся термином «интеллектуальная собственность» можно включить следующие права:

1)             На литературные, художественные и научные произведения.

2)              На исполнительскую деятельность артистов, звукозапись и телевизионным передачам.

3)              На изобретения во всех областях человеческой деятельности

4)              На промышленные образцы

5)             На товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения.

6)              На иные права относящиеся к интеллектуальной деятельности.

В первую группу входят отношения, возникающие в результате создания и использования произведений науки, литературы, искусства, и охраняются эти самые отношения отраслью права, именуемой авторским.

В Российском законодательстве признаются, и охраняются как объекты интеллектуальной собственности те объекты, которые содержатся в перечне статьи 1225 ГК РФ. Условно эти объекты можно классифицировать на четыре группы:

1)             Объекты авторских и смежных прав (Авторское право – произведения, включая условно приравниваемые к ним программы для ЭВМ. Смежные права – Фонограммы, исполнения, вещание организаций эфирного или кабельного вещания, и другие);

2)              Объекты патентного права (Изобретения, полезные модели, Промышленные образцы);

3)             Средства индивидуализации (Фирменные наименования, товарные знаки, наименование мест происхождения товаров, и др.);

4)             Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (Селекционные достижения, Ноу- Хау, топологии интегральных микросхем) [1, c. 16].

Авторское право – отрасль права, совокупность норм гражданского права регулирующих отношения по признанию авторства и охране научных технологий, произведений науки, литературы и искусства, установленного режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей [11, c. 352].

Находящиеся под защитой авторского права объекты относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон определения выше указанных понятий не дает, предполагая, что они являются достаточно очевидными и не нуждаются в каких-либо особых дефинициях. Законом, для того что бы можно было говорить об охраноспособности произведения как объекта авторского права, лишь установлено два общих легальных критерия, примерный (открытый) перечень произведений, и установлена сфера действия авторского права на них. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы, и искусства:

1)              являющихся результатом творческой деятельности;

2)              выраженного в какой-либо объективной форме.

В ходе исследования эти критерии будут рассматриваться как основные признаки музыкального произведения как объекта авторских прав.

Анализ основ законодательства в области интеллектуальной собственности, и, в частности, в области авторского права позволяет выработать более четкие представления о музыкальном произведении как объекте авторского права. Если обращаться к Российскому или международному законодательству об авторском и смежных правах, то в них не найти определения музыкального произведения или произведения вообще. Определяется лишь круг объектов, на которые оно распространяется. В статье 1259 ГК РФ сказано, что музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторских прав. Тем не менее, ГК РФ не содержит понятия музыкального произведения, оно в достаточной мере раскрывается только в самой теории авторского права.

Минбалеев А.В. в ходе своего анализа норм 1259 ГК РФ пришел к выводу, что понятия науки искусства и литературы как бы накладываются друг на друга. Эти понятия стоит рассматривать как условные категории, определяющие сферы творческой деятельности человека, в которых могут созданы «произведения». Музыкальное произведение А.В. Минбалеев бесспорно относил к категории искусства [10, c. 36].

Для того что бы раскрыть понятие музыкального произведения необходимо обратится к самому термину «произведение». В юридической литературе есть несколько определений понятия «произведение». Классическим принято считать определение, данное В.И. Серебрянским более пятидесяти лет назад. Он определял произведение как «совокупность идей, мыслей, и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [12, c. 31]. Более емкое определение присутствует в трудах Э.П. Гаврилова – он определяет произведение как «результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме» [2, c. 44]. Хохлов В.А. дает понятие произведению как «продукту духовной осознанной творческой деятельности человека, прямо указанный в законе или же отвечающий определенным признакам» [13, c. 42], по его мнению, на произведение ложится отпечаток личности автора, его эмоции, его знания и мироощущения, а для того что бы все это донести до человека, нужны законченность и доступность произведения. Так же Хохлов подчеркивает тот факт, что для авторского права значение имеет именно само произведение, а не его материальный носитель. Произведение как результат интеллектуальной творческой деятельности является объектом авторского права, а сам материальный носитель нет, так как, являясь инструментом, он относится к объекту вещных правоотношений. Трактовка понятия «произведение» В.Я. Ионасом отличается усилением аспектов гносеологической и преобразовательной функции творческого процесса. По мнению исследователя, произведение представляет собой «отражение действительности, являющееся синтезом идей (понятий или образов), выраженное в объективной форме, содержащее решение задачи познания и преобразования человека, общества, и природы» [7, c. 25].

Представленный перечень определений не исчерпывает их полное количество в юридической литературе, но в достаточной мере позволяет нам прийти к выводу, что произведение, в целом, является результатом творческой деятельности, и в любом случае должно быть выражено в объективной форме, с целью быть доступными для восприятия его другими лицами. Музыка представляет собой вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся особо активным действием на чувства людей [9, c. 14]. Так же музыку можно определить как вид искусства, который выражает внутренний мир автора, и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных средств музыкальной выразительности.

В юридической литературе понятие «музыкальное произведение» обычно не раскрывается. Представляется, что для решения существующих проблем в области определения авторских и смежных прав в отношении музыкального произведения, необходимо использовать научный потенциал, содержащийся в искусствоведении, социологии, психологии, экономических науках. Будущее современной науки, как отмечает М.Л. Зайцева, во многом определяется его способностью к интеграции, к объединению усилий с другими областями знаний по решению многих проблем, находящихся на стыке научных дисциплин [4, c. 199]. Одной из наиболее актуальных проблем, стоящей перед современной юриспруденцией и требующей междисциплинарного изучения и обобщения, является проблема определения авторских и смежных прав в сфере музыкального искусства.

Исходя из вышесказанного, можно определить «музыкальное произведение» как произведение искусства, являющееся результатом творческой деятельности автора, которое становится полноценным объектом авторского права в случае своего внешнего выражения в какой-либо объективной форме, воспринимаемой не только автором, но и другими лицами, и состоит из совокупности звуковых колебаний, организованных в определенном автором или исполнителем порядке в пространстве и во времени. Основными признаками, или критериями охраноспособности музыкального произведения как объекта авторского права являются, во-первых, его творческий характер, и во-вторых его объективное выражение.

Список литературы

 

1.       Близнец И.А., Леонтьев К Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И. А. Близнеца. М.: Проспект, 2011.

2.       Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. М., 2005.

3.       Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Статут, 2015

4.       Зайцева, М. Л. Философия искусства и синестезия // Известия Алтайского государственного университета : Журнал теоретических и прикладных исследований. 2013. № 2-1(78). С. 198- 200.

5.       Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах" (утратил силу)

6.       Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 (ред. от 02.02.2006) "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"(утр. силу)

7.       Ионас В.Я Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963.

8.       Стокгольмская конвенция об учреждении ВОИС 1967 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wipo.int/treaties/ru/convention/

9.       Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.

10.    Минбалеев  А.  В.  Произведения  науки,  литературы  и  искусства:  проблемы  правового регулирования. М.: Юрайт, 2008.

11.    Российское  гражданское  право:  Учебник:  В  2  т.  Т.  I:  Общая  часть.  Вещное  право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2014. 958 c.

12.    Серебровский В.И Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР. 1956.

13.    Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М: Изд. Дом «Городец» 2008.