Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЖАЗОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА КЭННОНБОЛЛА ЭДДЕРАЛИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

О музыканте Джулиане «Кэннонболл» Эддерли можно с уверенностью сказать: природа его наделила талантом и трудолюбием. Он обладал быстрой, иллюзорно-лёгкой, текучей манерой игры, основанной на великолепном чувстве гармонии. Его пламенные, с блюзовыми «нотками» интерпретации, развивающие традиции импровизаций Чарли Паркера, привили любовь к джазу многим людям. Исполнение Эддерли всегда отличалось выразительностью, яркими контрастами звучания, смены настроения. Его импровизации всегда отличались искрометностью, неожиданными мелодическими поворотами, завораживающим слушателя звукоизвлечением. Его свободолюбие находило своё выражение в исполнении. Эддерли был великолепным оратором и часто на своих выступлениях в клубах и на телевидении он проводил настоящие образовательные минисеминары, в лёгкой манере рассказывая публике о различных направлениях и стилях в джазе, ведь он был учителем музыки до того, как начал джазовую карьеру. Широкий диапазон, необычайное ритмическое разнообразие, великолепное чувство свинга – благодаря всему этому Эддерли попал в число лучших мировых джазовых исполнителей. Многие творческие находки артиста в области музыкального звучания «отражали общую тенденцию музыкального искусства XX века по расширению границ музыкального звука, исследования его тембровых, колористических и экспрессивных возможностей» [2].

Актуальность исследования творчества Эддерли заключается в том, что его исполнительская манера до сих пор оказывается в центре профессиональных интересов альт-саксофонистов. Музыкальные шедевры данного исполнителя можно услышать и увидеть в теле – радио программах по всему миру. Интерпретации джазовых пьес Кэннонболла Эддерли включены в образовательную программу музыкальных учебных заведений по специальности «Инструментальное джазовое исполнительство – Саксофон». Также творчество Кэннонболла изучается на уроках истории джазовой музыки.

Родился Джулиан Эддерли 15 сентября 1928 года в городе Тампа, штат Флорида, США. Его отец был преподавателем по классу трубы в музыкальной школе и играл в джазовых группах. Отец начал учить юного Эдвина на трубе и уже в четыре года он показывал достойный для юного музыканта уровень игры. В шесть лет отец взял юного Эдвина на концерт оркестра Флетчера Хендерсона, где Джулиана поразила игра тенор-саксофониста Коулмена Хокинса. Вскоре в школе, Эддерли стал одним из солистов школьного оркестра.

Джулиани начал играть на саксофоне в 14 лет. Услышав Чарли Паркера, Эддерли утвердился в выборе инструмента. Выбор пал на альт-саксофон. В 1948 году оканчивает университет и начинает преподавать в музыкальном классе Dillard High School в Форт–Лодертейл, расположенном на восточном побережье южной Флориды.

В 1950 году Эдвин призывается в армию, где первый год служит в Форт-Ноксе, штат Кентукки. Уже через год он продвигается от рядового до звания сержанта. Сержант Эддерли становиться лидером 36-го армейского эстрадного оркестра. Среди участников оркестра были великие джазовые исполнители, такие как тромбонист Кёртис Фуллер, пианист Джуниор Манс и младший брат Джулиана – Нэт, который играл на корнете. Проходя службу в Вашингтоне, Эддерли учится музыке в штате Мэрилэнд, в военной морской академии США. К 1953 году Эддерли оканчивает службу в армии и возвращается домой, где продолжает заниматься педагогической деятельностью. Параллельно с преподавание Эддерли собирает небольшой оркестр в стиле джамп-блюз и выступает с ним в местных клубах.

Творческий успех Джулиана Эддерли начался в Нью-Йорке в 1955 году, куда 27-летний саксофонист перебрался из штата Талахассии со своим братом Нэтом Эддерли, чтобы продолжить обучение в Нью-Йоркском университете. К моменту его появления в джазовой столице Америки не прошло и полгода после смерти Чарли Паркера, поэтому критика и публика мгновенно прозвали Эддерли «Второй Пташкой» [4]. С одной стороны, это было признанием мастерства молодого альтиста, с другой – это почётное звание превращало в имитатора великого Чарли Паркера. Однажды, на одно из выступлений ансамбля Петтифорда в кафе «Богемия» зашел Майлз Дэвис, где впервые услышал Эддерли. Майлз вспоминал: «Кэннонболл тогда совершенно потряс меня своими блюзами, а ведь он тогда был совсем ещё неизвестен» [3, с. 75].

В 1956 году Эддерли создаёт свой собственный квинтет вместе со своим братом Нэтом, пианистом Джуниором Манс, контрабасистом Сэми Джонсоном и барабанщиком Спексом Райтом. Квинтет начал исполнять «Хард боп», который, в отличие от кул джаза Западного побережья, снова воссоздаёт лексику бибопа с более усложнённой гармонией, ритмом. Диззи Гиллеспи говорил о cтиле Хард боп: «С его более - земным, ярким звучанием у Хард бопа появлялось всё больше фанатов» [5, c. 37]. Дэвид Розенталь в своей книге Хард боп писал: «Не отвергая открытий би-бопа, хард боп завоевал широкую популярность у афроамериканских музыкантов» [5, c. 38]. Благодаря возрастающей популярности хард бопа ансамбль Эддерли легко достиг успеха. Его коллектив привлёк ряд выдающихся музыкантов, включая австрийского пианиста Джо Завинула, который присоединился к группе в сентябре 1961 года.

В заключение отметиv, что Кэннонболл Эддерли оказался одним из самых влиятельных джазовых саксофонистов. Его последователи – это Винсент Херринг, Джеф Клейтон, Розарио Джулиани, Кенни Гарретт. Наличие последователей демонстрирует, что вклад Джулиана оказался актуальным в среде джазовых музыкантов, и в дальнейшем его исполнительские новации получили развитие. Эддерли хотел, чтобы его музыка была силой, несущей добро [4]. Его музыка обладает большой мощью, глубиной и серьёзностью, но никогда не звучит напыщенно или претенциозно, возможно, потому, что основой музыкального языка становится демократичная джазовая лексика. Джаз, основывающийся на спонтанной импровизации (джазовые музыканты, в отличие от поп-артистов, никогда не пользуются во время концертов записями композиций), ансамблевой игре, демократичной сценической культуре, доказал на протяжении всего XX века свою культурную значимость [1]. Творчество Кэннонболла Эддерли явилось ярким событием в мире джаза, в нем продолжились лучшие традиции джазовой музыки, обретя новый импульс для дальнейшего развития.



Список литературы

 

1.       Зайцева М.Л. Тенденции поп-арта в творчестве Леди Гага [Электронный ресурс] // Траектория науки. 2017. № 2. Том 3. Режим доступа: http://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/294/352. Загл. с экрана. (дата доступа: 23.02.2017 г.)

2.       Зайцева М.Л. Эксперименты в области музыкального звучания в камерно-инструментальном творчестве Родиона Щедрина [Электронный ресурс] // Траектория науки. 2016. № 10. Том 2. Режим доступа: http://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/206/230. Загл. с экрана. (Дата доступа: 17.10.2016  г.)

3.       Майлз Д. Автобиография / Пер. Е. Калинина. М.: София, 2005. 544 с.

4.       Савицкий Д. Один из лучших альт – саксофонистов 50- и 60-х – Джулиан Эддерли // Время джаза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.svobodanews.ru/content/transcript/1820486.html

5.       Rosenthal D. Hard Bop: Jazz and Black Music 1955-1965. Oxford University Press. 1993. 195 p.