Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ПАМЯТЬ» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2016г.

Наш организм является поистине потрясающей системой, способной выполнять самые разные функции и задачи. Особенно важную роль при этом играет полноценная деятельность головного мозга, ведь именно он отвечает за работу всех органов человека. Именно головной мозг несет ответственность и за качество памяти. Адекватное восприятие информации и полноценное ее воспроизведение непроизвольно и по необходимости важно для всей жизнедеятельности человека.

Конечно же, без хорошей памяти невозможно и полноценное обучение индивидуума. Как раз в этом состоит основная функция памяти человека.  Так что, если бы люди не обладали  природной способностью запоминать, сохранять, аккумулировать и передавать информацию другим поколениям, человечество как цивилизация не смогло бы достичь современного уровня развития.

Если говорить более глобально, то память нужна человеку для сохранения информации обо всем, что происходит в его жизни. Только благодаря ей мы можем выполнять все свои функции: двигаться, слушать, разговаривать, распознавать вкусовые ощущения и запахи и др. Именно способность запоминать обеспечивает нам возможность выполнять любую работу и обучаться чему-то новому, поэтому без памяти человеку никак не обойтись. Работа памяти человека бесценна для него самого и человечества в целом.

Когнитивная номинация «память» в толковых словарях русского языка имеет несколько значений. Чтобы продемонстрировать богатую   семантику этой лексемы, приведем соответствующую словарную статью из« Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

«ПАМЯТЬ 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чем-н. отдаленном: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неодобр.). 2. То же, что воспоминание о ком-чем-н. Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п. 3. То, что связано с умершим (воспоминания о нем, чувства к нему). Посвятить книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго, вечно помнили кого-н. умершего). 4. Памяти кого-чего, в знач. предлога с род. п. В честь (кого-н. умершего или какого-н. важного события в прошлом). Турнир памяти Алехина. Вечер памяти героев. Без памяти – 1) без сознания. Больной без памяти; 2) очень сильно (разг.). Влюблен без памяти; 3) от кого-чего, в восхищении, в восторге (разг.). Он без памяти от своей невесты. На память – 1) без текста. Читать стихи на память; 2) чтобы не забывал. Подарок на память. По старой памяти (разг.) –   в силу прежней дружбы, старого знакомства, старых отношений. Удружить по старой памяти. Память ЭВМ (спец.) – совокупность устройств и процессов, обеспечивающих запись, хранение и воспроизведение информации в ЭВМ» [5, с. 490].

Нас интересуют первое и второе значения, поскольку они отсылают к пониманию когнитивной сущности этой способности. Заметим, что толкование указанных значений имеет не специальный, а общедоступный характер и понятно любому носителю русского языка.

В «Большом психологическом словаре» под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко память определяется как «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге» [1, с. 332].

Эти два значения объединяются в одно в первом значении номинатива память в соответствующей словарной статье Большого энциклопедического словаря.

Это значение более приближено к психологическому определению памяти: «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание» [2, с. 872].

На наш взгляд, данная дефиниция отличается семантической емкостью и точностью.

Во всех рассмотренных нами трактовках можно выделить ключевые понятия и общие семы: “Запоминание”, “Сохранение”, “Воспроизведение опыта”.

На их основе мы формулируем следующее «рабочее» определение памяти: это сложная психологическая функция человеческого мозга, которая позволяет запоминать, хранить, воспроизводить знания и опыт.

Приведенные ранее дефиниции «память» зафиксированы в словарях и представляют интерес прежде всего для специалистов. Мы же решили выяснить, как понимают значение слова память не специалисты, а «обычные» носители языка, поскольку это одна из важнейших способностей человека, и установить посредством психолингвистического эксперимента современное содержание и объем соответствующего понятия.

В нашем экспериментальном исследовании приняло участие 30 студентов отделения русской филологии института филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Возраст респондентов – от 19 до 23 лет. Мы применили ассоциативный метод [4, с. 156], в соответствии с которым испытуемым предлагалось подобрать ассоциации любого грамматического и семантического класса к существительному память, отвечающие на вопросы: «Память –   что?» и «Память – какая?». В ходе эксперимента было получено 113 номинаций (95, раскрывающих содержание понятия «память», и 18, определяющих его объем).

Самыми частотными номинациями,  которые  выявляют содержание  понятия  «память»,   оказались: воспоминания – 25 раз; мозг – 8; мысли – 7; события – 6; голова – 5; флешка – 5; дом – 4; информация – 4; прошлое – 4; школа – 4; история – 3; смерть – 3.

Самыми частотными номинациями, которые выявляют объем понятия «память», стали: хорошая – 5; девичья – 3; долгая – 3.

Единичный характер носят вербализованные ассоциации: анализ, апельсин, байты, библиотека, близкие, боль, будущее, важное, Великая Отечественная война, ветеран, внимательность, воображение, глупости, горе, город, грусть, День победы, детство, 9 мая, «Дневник памяти» (фильм), дороги, желания, жизнь, запоминание, знание, исполнение, картинки, кладбище, компьютер, лето, лица, любовь, мама, матрица, мечты, море, музыка, напряжение, обиды, образы, памятник, поколения, потеря, предки, приятное, психика, развитие, родители, родственники, семья, слова, сознание, страдание, страх, счастье, телефон, удивление, учебник, учеба, фантазии, хорошее, хранилище, человек, экзамены, ячейка; белая, вечная, временная, добрая, светлая, серая, кратковременная, моя, на лица, наша, некачественная, оперативная, плохая, прошлых лет, ситуативная.

Мы предприняли попытку тематически сгруппировать полученные слова-ассоциации.

В первой группе слов, где память понимается как “Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта” выделяем 3 микрогруппы:

1)        библиотека, внимательность, голова, информация, мозг, мышление, напряжение, потеря, психика, развитие, сознание, хранилище, человек, ячейка. Данные слова имеют общую смысловую базу: память – “Психологическая функция человеческого мозга, которая позволяет запоминать, хранить информацию, знания”;

2)     боль, горе, грусть, обида, страдание, страх, счастье, любовь. Эта лексика отражает эмоциональную сторону сохраненных в памяти прежних впечатлений, опыта, т.е. память эмоциональная;

3)     близкие, дом, картины, мама, образы, поколения, предки, родители, родственники, семья, школа, учебник, учеба, экзамен. В данном случае память в общем смысле понимается как наглядно-чувственный образ, возникающий в сознании человека, т.е. образная память.

Вызывают интерес ассоциации-прилагательные, которые характеризуют в данном случае признак понятия

«память» по качеству: временная, девичья, добрая, долгая, плохая, хорошая. Причем все они являются оценочными: положительную оценку передают адъективы добрая, долгая, хорошая; отрицательную – временная, девичья, плохая.

Единичны случаи употребления прилагательных-ассоциаций белая и серая, обозначающих цвет, которые тоже можно рассматривать как носители положительной и отрицательной характеристик соответственно. Также серый цвет ассоциируется с серым веществом в голове – мозгом.

Во вторую группу, презентующую память как “Воспоминание о ком-чем-нибудь”, включаем слова: дата, 9 мая, детство, Великая Отечественная война, ветеран, воспоминание, история, прошлое, события. Данная группа слов реализует значение “Память-история как духовная ценность человека и человечества (память о своей стране, о связи прошлого с настоящим)”.

В третьей группе слов память понимается как “То, что связано с умершим (воспоминания о нем, чувства к нему)”: кладбище, смерть. Сюда же можно отнести ассоциации-прилагательные вечная и светлая.

Четвертую группу образуют достаточно частотные и актуальные для наших современников слова с общим значением памяти как “Совокупности устройств и процессов, обеспечивающих запись, хранение и воспроизведение информации в ЭВМ”: компьютер, телефон, флешка (карта памяти).

Интересны случаи понимания памяти как «места», где, как ни странно, осуществляется процесс воображения: будущее, желания, мечты, фантазия.

С одной стороны, память и воображение «несовместимы», поскольку первая хранит и воспроизводит прошлый чувственный опыт, а второе конструирует будущее, все сильнее «отрываясь» от объективной действительности. Но, с другой стороны, воспоминание и воображение – составляющие единой когнитивной категории – представления [3], поэтому диалектически взаимосвязаны и постоянно «перетекают» друг в друга. Респонденты, которые привели к существительному память имена-ассоциации, относящиеся к области воображения, как раз подсознательно и актуализируют эту неразрывную связь. Воображение базируется на данных памяти, поэтому данную группу слов объединяет понимание памяти как основы воображения. «Память –«хранилище» образов-следов ощущений и восприятий, а воспоминание – способ и форма извлечения из памяти этих образов-следов с целью ещё большей их абстрагизации» [3, с. 69], в том числе и через экстраполирование в будущее, мысленно конструируемое человеком, т.е. воображаемое. 

В результате проведенного психолингвистического эксперимента мы установили, что большинство его участников объясняет значение номинатива память прежде всего как “Воспоминание”, т.е. воспроизведение в сознании наглядно-чувственных образов ранее воспринятых объектов действительности, а также само впечатление, сохраненное и восстановленное в памяти.

«Память» и «воспоминание» – понятия смежные, отражающие целостность и неразрывность соответствующих когнитивных явлений. «Память и воспоминание отличаются только функционально: память – когнитивная основа, источник воспоминания, воспоминание же когнитивное доказательство наличия и работы памяти, результат её «пробуждения» [3, с. 69]. Очевидно, что для респондентов наиболее значимой является память активная. Именно воспоминание связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, а называющая его лексема приобретает характер фундаментальной в аспекте формирования языковой картины мира.

Полученные слова-ассоциации принципиально не обновляют содержание и не расширяют объем понятия «память» и укладываются в рамки общеязыковой трактовки. Это доказывает устойчивость во времени концептуальной основы данной дефиниции и позволяет говорить о сохранении в русском языковом сознании концепта (концептума) «память».

 

Список литературы

1.     Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 632 с.

2.     Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.

3.     Голайденко Л.Н. Лексико-семантическое поле представления в современном русском языке: ядро, лексико- семантический класс воспоминания и периферия (на материале художественной прозы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 10 (52): В 2-х ч. Ч. 2. – С. 64–71.

4.     Левицкий В.В., Стернин И.А. Экспериментальные методы в семасиологии. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1989. – 192 с.

5.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.