Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ИНОВАЦИИ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
07 июня 2017г.

С появлением новых требований и внедрением инновационных технологий изменились традиционные представления о принципах и методах моделирования одежды. В производстве модного костюма в контексте этих процессов сложилось новое, пока недостаточно изученное направление проектирования - концептуальное. Эти обстоятельства определяют насущную необходимость изучения теоретической базы концептуального направления и исследования возможностей его практического применения.

При создании и использовании костюма люди по их природе стремятся к красоте как к следствию его всестороннего совершенства — социальной целесообразности, функциональности, удобства, надежности, оригинальности, мастерства исполнения, технологичности, остроумия композиционного решения, выразительности формы. Разумеется, что и критерии красивой вещи и критерии человеческой красоты неодинаковы, а порой и противоположны в разных эпохах и этносах, однако их присутствие с самого начала человеческой истории, в качестве осознанного или бессознательного стремления бесспорно.

Каждая полезная вещь в сфере потребления является одновременно и вещью социальной, культурной, удовлетворяющей в какой-либо степени эстетические потребности. В зависимости от доминирующих функций, костюм можно назвать вещью или социально-культурным объектом, необходимым для половозрастной, классовой, профессиональной, конфессиональной, региональной, этнической дифференциации людей. Эта интегративная функция костюма возникла в качестве отличительного признака как метки на теле еще на ранних ступенях развития человеческого общества. Современный же костюм является продуктом дизайн - деятельности и несет в себе зримое отражение процессов действительности.

Для правдивого и верного их отражения эстетика, так же как и другие науки, опирается на опыт своего развития, где анализ исторического пути выступает неотъемлемой частью прогностического моделирования одежды. Дизайнер одежды воплощает свои идеи прежде всего в моделях одежды, свою творческую концепцию - в форме модного показа, что связано с необходимостью регулярно демонстрировать сезонные коллекции одежды, если речь идет о промышленной или высокой моде. Но все это не означает, что в дизайне находят воплощения основные тенденции развития современной культуры: в нем можно обнаружить реализацию важнейших концепций и идей, определяющих суть современного дизайна.

Высшие цели дизайна, ориентированного на эстетику человека: развитие творческих способностей личности, создание благоприятной и комфортной для человека среды. Продукция эстетического направления дизайна выступает стимулятором сознания, наглядным аргументом в пользу экологичного и экономного потребления в соответствии с одним из требований экологической эстетики, признающей главенство экологических ценностей: охраны природы, защиты естественных потребностей, поддержания экологического равновесия, развития творческого потенциала человека. Техническая эстетика требует более внимательно относиться к использованной одежды. Дизайнеры занимаются проблемой регенерации отходов, повторного использования сырья, предлагая множество вариантов ее решения: от вторичного применения до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды морально устаревшей. Отсюда и появление моды на «винтаж» (vintage). [6]

Сегодня в научных работах, посвящённых модному костюму, заметна тенденция переноса интереса с рассмотрения утилитарного значения одежды на культурно-социологическое осмысление её визуальной выразительности и знаковой наполненности. Результатом этой тенденции стал возросший интерес к таким феноменам моды XX в., как «арт-мода» и концептуальный костюм.

Среди других направлений технологического совершенствования одежды в работе особо выделяется биомиметика, изменившая представление о костюме как неподвижной субстанции. Товары, схожие по качеству и дизайну, ежегодно сходят с конвейеров, теряют свою индивидуальность, становясь безликими и не интересными для общества. В ХХI веке наиболее важным критерием при выборе товара становится приобретение новых эмоций, стремление скорее  к самовыражению, нежели функциональному удовлетворению. Этому требованию отвечает арт-дизайн одежды с его невиданными образами, формой и конструкцией.

В течении нескольких лет на кафедре дизайна и технологий изделий легкой промышленности ЮЗГУ разрабатываются арт-коллекции одежды с использованием законов технической эстетики и дизайна. [2]

Проектирования таких коллекций подтолкнули к поискам уникальных проектных решений, отвечающих новым типам восприятия пространства. Поиск оригинальных идей для создания арт-коллекций, требует углубленных поисков в области технологии создания одежды, конструирования, фактурообразования и инноваций.[3]

Дизайнерская одежда является неотъемлемой частью гардероба тех, кто следит за модой. Коллекции, представленные модельерами, отличает общая идея, определенная тематика или похожие цветовые решения. Они могут быть созданы как одним автором, так и группой дизайнеров определенного бренда или Дома моды. Часто модельеры черпают вдохновение в других видах искусства. Так, на современные коллекции одежды большое влияние оказали такие направления, как сюрреализм (например, при соединении чего-либо несоединимого), поп-арт (использование фото, других реалистичных объектов), постмодернизм и т. д.

Самым    инновационным     способом    моделирования    в     дизайне     можно     считать    перспективное моделирование, или проектное прогнозирование, которое занимается изучением желаемых перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этого идеала. Развитие конструктивного решения коллекции предполагает динамичную выразительность нюансов кроя.[3] Декоративное решение коллекции должно четко продумываться от модели к модели. Коллекция не должна  быть  перегружена  декором.  Дизайнер  не  должен  подменять  понятие  «дизайн  одежды» украшательством  моделей.  Количество  декора  в  каждой  модели  должно  быть  разным.  Модели, выполняющие роль композиционного центра в коллекции и являющиеся, по сути кульминацией, выражающей центральную идею и замысел автора, могут иметь самое яркое и насыщенное декоративное решение.

При проведении работы использовался системный подход, позволяющий рассматривать предметы и явления во  взаимосвязи. Изучение широкого диапазона проявлений дизайна костюма  обусловило необходимость комплексного методологического подхода.

Трудности дизайна в наши дни значительно отличаются от прошлого, с одной стороны, дизайнер - творческая профессия, требующая определенных художественных навыков, «чувства прекрасного», чувства меры в этом «прекрасном». Но на практике, оказывается, что "дизайн является функциональным элементом индустриальных структур и должен быть ориентирован, во-первых, на решение средствами дизайна корпоративных  задач  по  достижению  высоких  прибылей  и,  во-вторых,  на  определенные,  уже сформировавшиеся потребности различных социальных, национальных, возрастных групп населения.

 

Список литературы

 

1.    Диева О.Н., Емельянов В.М., Геппа В.В. ЭСТЕТИКА И ИНОВАЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ // В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. 2017. С. 9-12.

2.   Диева О.Н. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ИННОВАЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ//В сборнике: Основные проблемы гуманитарных наук Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 19-24.

3.   Федотова И.В., Диева О.Н. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ МАКЕТИРОВАНИИ КОСТЮМА//В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В   ОБРАЗОВАНИИ,  НАУКЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ сборник трудов VI 

международной конференции: IV международный конкурс научных и научно-методических работ. Международная академия информатизации, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского. 2016. С. 87-90.

4.    Плешкова И.С.  «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ» КОСТЮМ КАК ДОМИНИРУЮЩЕЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, выпуск № 2-2 / 2010

6. Диева О.Н. АРТ-ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ// О вопросах и проблемах современных гуманитарных наук сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 6-13.