Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
10 июня 2017г.

Школьное образование, традиционно ориентированное на контингент здоровых детей, постоянно интенсифицируется: усложняются программы, внедряются новые педагогические технологии, с первого класса вводятся элементы специализации и т.п. Увеличение суммарной нагрузки и времени нахождения в школе, часто реализуемое без учета морфофункциональных особенностей, подвергает детей неоправданному стрессу.

На фоне современных социально-экономических преобразований существовавшие в России с конца 80 гг. тенденции ухудшения здоровья детей переросли в закономерность и к моменту поступления в школу 25-40% первоклассников уже имеют хронические заболевания [3].

В связи с этим проблема достижения качественного образования при минимальных затратах здоровья обучающихся приобретает свою актуальность.

Особое внимание привлекают младшие школьники, так как начинают испытывать большие эмоциональные и физические перегрузки в связи с новым социальными условиями – началом обучения в школе, гиподинамией, новыми контактами. Кроме того данный период является критическим, и именно на этих этапах онтогенеза должны сложиться защитные механизмы [1].

Проведено исследование 15 дошкольников и 25 учащихся 1-2 классов средней школы № 3 ст.Гиагинской в возрасте 5,5-8,5 лет обоего пола. Исследование проводились в динамике двухлетнего наблюдения.

Установлено, что I группу здоровья имеют 11% дошкольников и 5% младших школьников, II группу здоровья - соответственно 76% и 54,7% , III группу здоровья 12% и 40,3%. По представленным данным видно, что на момент поступления детей в 1 класс, практически исчезает первая группа здоровья, в 1,4 раза уменьшается доля детей со второй группой и увеличивается в 3,4 раза третья группа, у 25% детей установлено наличие хронических заболеваний в стадии компенсации.

Лидирующее положение в структуре заболеваемости с долей 66,6% принадлежит болезням костно- мышечного аппарата (КМА). Выявлены гендерные особенности заболеваемости КМА. Чаще хроническими заболеваниями КМА страдают мальчики – 41,8%, девочки – 23,3%.

На второе ранговое место выходят болезни органов дыхания – 30,9 %. Данный класс представлен в основном назофарингитом, хроническим тонзиллитом и гипертрофией небных миндалин (78,5% от общего числа заболеваний). Чаще болезни органов дыхания зафиксированы у мальчиков 20,9% и 10% у девочек.

Третье место в структуре заболеваемости  занимают болезни  нервной  системы – 28,5% Достоверных различий в уровне заболеваемости у мальчиков и девочек не выявлено. Выросла доля тубинфицированных детей с 30% до 50% . По результатам проведенного нами анкетирования родителей получены следующие данные: 43% имели ту или иную патологию в родах (преждевременные роды, кесарево сечение, стремительные роды, затяжные роды с гипоксией плода), 40% имеют отягощенный акушерский анамнез (внутриутробная гипоксия плода вследствие анемии, нарушении кровообращения плода, гестозы), 50% находились на искусственном вскармливании с 1,5 месячного возраста, 25% часто болели в раннем периоде онтогенеза [2].

Важнейшим критерием оценки и прогноза соматического здоровья является физическое развитие. Доля детей с нормальным физическим развитием составила 50,7%, с отклонениями - 40,3%: со сниженной массой при нормальной длине тела - 25,3%, повышенная масса при нормальной длине тела – 2%, снижение роста при нормальной массе - 11,5%, повышенный рост при нормальной массе - 1,5%. Проанализировав структуру распределения детей, с учетом масса/ростового показателя, вычисленного по данным регионального эталона, получили левосторонний тип смещения. Масса/ростовой показатель не зависит от возраста до 10 лет и подходит для характеристики физического развития детей на момент осмотра. Различия распределения показателя МТ/ДТ (ИМТ), вычисленного по региональным данным статистически не значимы [2].

Таким образом, при анализе полученных данных установлено, что практически половина детей имеют дисгармоничный морфологический статус. Показатели физического развития у мальчиков и девочек при поступлении в первый  класс статистически  значимо не различаются. Девочки и  мальчики имели статистически значимо меньшую среднюю массу и рост тела, чем их сверстники начала 80-х годов. Следовательно, обследованные дети характеризуются определенным дефицитом массы тела, относительно эталонной группы. Средние показатели окружности грудной клетки детей ниже эталона 80-х г, что отразилось на показателях индекса Вервека.

Первоклассники характеризуются выраженной гетерохронией процесса роста и созревания – соответствующий паспортному «зубной» возраст установлен только у 35 % детей, отстающий был определен у 63,5 % и опережающий – у 1,5%. Установлено, что развитие таких детей чаще протекает с напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов. Кроме того, выявлено ухудшение показателей общей готовности первоклассников к школьному обучению, что свидетельствует о снижении психологического здоровья детей (рис. 1).


Установлено, что 50% детей имеют различные отклонения речевого развития, для которых характерно недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения. Более детальное изучение структуры речевых нарушений показало, что первое ранговое место занимает фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) - 40%, далее следует фонетическое недоразвитие (ФНР) - 33%, общее недоразвитие речи (ОНР) - 20%, стертая дизартрия (СД) - 7%. Подобная структура нарушений речевого развития не характерна для всего периода наблюдения. Следует отметить тенденцию увеличения доли ОНР на 10%, ФФНР на 15% и снижение ФНР на 17%, СД на 8% в 2007 г. по сравнению с 2004 г., причем нарастает процент более тяжелых отклонений и спад менее значимых (рис. 2). Большинство детей логопатов с трудом усваивают учебную программу, потому что, они менее адаптабельны, более подвержены утомлению [4].


Таким образом, особенностью современных первоклассников является факт ослабления здоровья. Поэтому исследования по вопросам сохранения и укрепления здоровья младших школьников представляют большую практическую значимость в плане обоснования разработки и реализации коррекционных и адаптивных мероприятий.

 

Список литературы

 

1.          Агаджанян, Б.А. Никитюк, И.Н. Полунин. Москва - Астрахань: Изд-во АГМА, 1996.-224 с.

2.          Баевский, P.M. Адаптационные возможности организма и понятие физиологической нормы/ P.M. Баевский, А.П.Берсенева // XVIII съезд физиол. общества им И.П. Павлова. Тез. докл. / Казань М.: ГЭОТАР - МЕД, 2001.-С. 304.

3.          Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

4.          Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека / Э.М. Казин и др. // Физиология человека. 2001. - Т. 27. - № 2. - С. 112.