Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-РЕНТГЕНОЛОГА

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
20 мая 2017г.

Аннотация. Статья посвящена образовательным технологиям в профессиональной деятельности врача-рентгенолога. Выявлены основные составляющие профессиональной деятельности врача- рентгенолога. Определены образовательные технологии в деятельности врача-рентгенолога и выделены наиболее важные в формировании компетентного специалиста. Оценено современное состояние и тенденция развития образовательных технологий в профессиональной деятельности врача-рентгенолога.

Ключевые слова: образовательные технологии, профессиональная деятельность врача-рентгенолога.

Цель: выявить роль необходимости образовательных технологий в профессиональной деятельности врача-рентгенолога.

Задачи:

1.        выявить структуру профессиональной деятельности врача-рентгенолога

2.        определить образовательные технологии в деятельности врача-рентгенолога

3.        оценить  современное  состояние  и  тенденцию  развития  образовательных  технологий  в профессиональной деятельности врача-рентгенолога.

Актуальность.

Объект – профессиональная деятельность врача.

Предмет – образовательные технологии в профессиональной деятельности врача-рентгенолога.

Современное общество и условия жизни диктуют повышенные требования к профессиональной деятельности врачей. Профессия врача одна из самых сложных и ответственных, требующая владения колоссальным объемом специализированных знаний, умением применить их на практике и высоких человеческих качеств.

Результаты и их обсуждение. Профессионализм врачей-рентгенологов заключается в способности логически мыслить, владении теоретическими знаниями, обладании практическими умениями [2] и гуманности в общении с пациентом, его родственниками и своими коллегами [7]. Специализированные знания, умения, профессиональные навыки, практический опыт, образовательные технологии, владение техническими средствами, этика, деонтология, нравственная культура, составляют основу профессиональной деятельности врача-рентгенолога [8].

На профессию врача накладывается колоссальная ответственность за жизнь и здоровье пациентов [3]. Степень готовности брать на себя ответственность, способность быстро реагировать в экстренных ситуациях, участвовать в принятии сложных этических решений, грамотно подходить к диагностике патологических состояний и подбору терапии с учетом всех особенностей организма пациента являются отличительными признаками профессиональной деятельности врача [2, 7]. Помимо высоких требований к профессиональным качествам, знаниям и умениям, выдвигаются и высокие требования к личностным качествам: милосердие, альтруизм, высоконравственность, толерантность, отсутствие брезгливости и т.п. [6, 7].

Для соответствия столь высоким идеалам врачу-рентгенологу требуется постоянное усовершенствование своего мастерства, теоретических знаний, практических навыков, памяти, клинического мышления, наблюдательности, скорости реакции [3]. В связи с этим, врач-рентгенолог регулярно проходит различного рода специализированные обучения и доказывает свою профессиональную пригодность в компетентных образовательных учреждениях [8].

Подобными учреждениями активно используются разноплановые образовательные технологии: модульные, программированные, личностно-ориентированные, проективные, проблемные, контекстные, активные и дистанционные [3, 5, 9]. Методы образования в деятельности врача-рентгенолога: беседа, лекции, конспектирование, демонстрация, иллюстрация, лабораторные и практические работы [1, 3].

Среди традиционных образовательных технологий, наиболее часто в деятельности врача- рентгенолога используют модульное и программированное обучения, согласно которым подготовка происходит по разработанной схеме, или в соответствии с методическими руководствами. С их помощью врач-рентгенолог получает готовые теоретические знания [2].

Активные образовательные технологии, проходящие в виде деловой игры в большей степени развивают клиническое мышление [1, 2, 3]. Стажировка позволяет непосредственно контактировать с пациентами во время прохождения обучения, что способствует совершенствованию практических навыков.

В последние годы все чаще используется дистанционное обучение в деятельности врача- рентгенолога, что с одной стороны, имеет большое преимущество в возможности проведения онлайн подготовки сквозь большие расстояния [10].  Но, в то же  время, дистанционный метод лишает шанса улучшить свои практические навыки и осуществить моментальный контроль за качеством выполняемых манипуляций [9, 5]. Помимо этого, для проведения дистанционного обучения необходима хорошая материально-техническая база [11].

В литературе значительное место в профессиональной деятельности врача-рентгенолога отдается личностным качествам, их формированию и корректировке [6, 7]. В связи с этим, роль образовательных технологий в деятельности врачей заключается не только в обучении, но и в воспитании [6].

В условиях современной тенденции развития высшего медицинского образования действующая система организации и используемые технологии образования требуют пересмотра. В связи с интеграцией в мировое образовательное и медицинское сообщество появилась необходимость создания и внедрения программ по усовершенствованию медицины и образования в нашей стране. Данные изменения затронули и студентов, и практикующих врачей [4]. Кроме того, повысилась информированность пациентов о состоянии своего здоровья, методах диагностики и лечения, а также о лечебных учреждениях и их сотрудниках.

До создания новых образовательных технологий в медицине отечественные врачи-рентгенологи усовершенствовали свои навыки и умения, повышали свою квалификацию один раз в пять лет [8]. При этом возможность ознакомления с современными инновациями была весьма ограничена. Новые образовательные технологии включают в себя переход на систему аккредитации, согласно которой каждый врач обязан ежегодно подтверждать свою компетентность [4]. Это достигается путем посещения и выступления на научных форумах и конференциях по специальности, посещения курсов повышения квалификации. Проводятся не только межрегиональные, но и международные форумы,  во время которых существует возможность обмена новыми знаниями и навыками [8].

Выводы. В структуре профессиональной деятельности врача-рентгенолога выявлены: владение специализированными знаниями, практическими навыками, клиническое мышление, быстрая реакция в чрезвычайных ситуациях, образовательные технологии, владение техническими средствами, гуманность и нравственность.

Определено, что наиболее важная роль среди образовательных технологий в педагогической практике врача-рентгенолога принадлежит технологиям, формирующим клиническое мышление, развивающим практические навыки.

Отмечается положительная тенденция в реорганизации образовательных технологий профессиональной подготовки врачей-рентгенологов. Эти изменения повысят уровень профессионализма врачей-рентгенологов и улучшит качество оказываемой медицинской помощи.

Список литературы

 

1.   Гаранина, Р. М. Учебные игры в медицине / Р. М. Гаранина // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. - № 25. – С. 23-27.

2.   Дебердеев, И. Р. Роль клинического мышления в профессиональной деятельности врача / И. Р. Дебердеев // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. Т. 4. - № 11. – С. 1174.

3.    Лонская, Л. В. Информационные технологии как условие успешной подготовки медицинских кадров / Л. В. Лонская, Т. В. Малютина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. № 2. – С. 198-205.

4.     Морозов, С. П. Школа лучевой диагностики EMC – новые образовательные технологии и международный опыт [Электронный ресурс] / С. П. Морозов, И. А. Трофименко, М. М. Дорохова // Russian electronic journal of radiology. – 2015. № 5 (3). – С. 104-109. www.rejr.ru (дата обращения 20.04.2017).

5. Мукин, В. А. Образовательное пространство: региональный аспект (истоки, реалии, перспективы) : монография / В. А. Мукин. - Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2009 – 163 с. ISBN: 978-5-7677- 1413-1.

6.   Мукин, В. А. Элитность образования в университетском пространстве / В. А. Мукин // Духовная сфера общества. – 2012. - № 9. – С. 167-171.

7.     Савельева, М. В. Психологические аспекты профессиональной деятельности врача / М. В. Савельева // Вестник Университета Российской академии образования. – 2011. № 3. – С. 68-72.

8.    Тюрин, И. Е. [и др.]. Новые задачи профессионального образования в подготовке аккредитации рентгенологов / И. Е. Тюрин [и др.] // Вестник рентгенологии и радиологии. – 2015. - № 5. – С. 53-56.

9. Черемилова, И. А. Педагогика высшей школы : конспект лекций / И. А. Черемилова. – Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2015 – 80 с. ISBN 978-5-7677-2208-2.

10.   Ehrmann, S. C. Technology & educational revolution / S.C. Ehrmann // Liberal Education. – 2000. Т. 86. - № 4. – С. 40-49.

11.   King, K. P. Educational technology professional development as transformative learning opportunities / King, K. P. // Computers & Education. – 2002. Т. 39. - № 3. – С. 283-297.