Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА С РАЗЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРУДА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
22 мая 2016г.

Введение.

В связи с глобальной автоматизацией и развитием информационных технологий появилась потребность дистанционно управлять удалёнными  процессами при решении технологических задач, что привело к востребованности профессиональной деятельности человека-оператора. Она связана с монотонностью, большим потоком обрабатываемой информации, длительностью работы с ЭВМ, а также с высокой степенью ответственности за результат труда [4]. Постоянное действие этих факторов приводит к эмоциональной и умственной напряжённости, снижению внимательности, работоспособности, и увеличивает вероятность возникновения ошибок при выполнении служебных обязанностей [2, 6], которые могут привести к катастрофическим последствиям (например, аварии на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1») [5]. Поэтому в настоящее время актуален поиск критериев, обеспечивающих эффективный профессиональный отбор лиц для операторских профессий.

Цель.

Изучить эмоциональный интеллект и биоэлектрическую активность головного мозга у человека-оператора с различной эффективностью труда.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 31 студент, из которых 9 человек (29%) – лица мужского пола и 22 человека (71%) – женского. Участники - студенты ВолгГМУ и ВолГУ в возрасте от 18 до 26 лет, здоровые по результатам медицинского обследования.

Для достижения цели исследования использовались следующие методы:

1)     ЭЭГ (с использованием схемы установки электродов «10-20 %») [1];

2)     сенсомоторное слежение в модели операторской деятельности [3];

3)     EQ-тест (русскоязычный адаптированный вариант) [7]. Результаты и обсуждение.

Способность к эмоциональному оцениванию лиц в группе среднего EQ оказалась выше, чем в группе низкого EQ на 10,5%, к пониманию взаимоперехода эмоций на 8,9%, к эмоциональному оцениванию картинок на 13,6 %, к описанию своих эмоциональных состояний на 75,9 % (p<0,05).

Общий уровень эмоционального интеллекта в группе среднего EQ оказалась на 23,7 % выше, чем в группе низкого EQ, и на 12,8 % ниже, чем в группе высокого.

Выраженность альфа-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого EQ на 69 % по амплитуде и на 78 % по индексу. Выраженность низкочастотного бета-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого на 50 % по амплитуде. Выраженность низкочастотного тета-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого EQ на 5,8 % по частоте.

Выраженность дельта-ритма по индексу оказалась в группе среднего EQ ниже, чем в группе низкого EQ на 22 %, и ниже, чем в группе высокого EQ на 10,3 % (p<0,05).

Эффектность операторской деятельности в модели сенсомоторного слежения оказалась на 33 % выше в группе среднего EQ, чем в группе низкого EQ при выполнении заданий начальной сложности (p<0,05). На заданиях средней и высокой сложности различия между группами оказали недостоверны.

Выводы.

1)   у лиц со средним EQ эффективность моделированной операторской деятельности достоверно выше, чем у лиц с низким EQ (за счёт большей выраженности в покое альфа-ритма на 69 % по амплитуде и на 78 % по индексу, низкочастотного бета-ритма по амплитуде — на 50 %, меньшей выраженности дельта-ритма по индексу на 22 %);

2)    в структуре эмоционального интеллекта в группе среднего EQ по сравнению с группой низкого EQ отмечаются на 10,5 % более высокая способность к эмоциональному оцениванию лиц, на 8,9 % более развитая способность к пониманию взаимоперехода эмоций, на 13,6 % лучшая способность по эмоциональному оцениванию картинок, а также на 75,9 % более высокая способность описывать свои эмоциональные состояния.

3)     таким образом, благодаря своим психофизиологическим особенностям лица с более высоким EQ способны эффективнее выполнять операторскую деятельность.




Таблица 1  

Параметры операторской деятельности (U-критерий Манна-Уитни)


Параметры операторской деятельности

Низкий EQ M±m (n=5)

Средний EQ M±m (n=24)

Высокий EQ M±m (n=2)

1-й период слежения, мм

0,6±0,12*

0,4±0,12

0,4±0,21

2-й период слежения, мм

1,5±0,06

2,4±0,99

2,4±1,07

3-й период слежения, мм

5,9±0,38

5,5±0,24

7,6±1,13

Среднее за три периода, мм

3,8±0,21

3,7±0,21

4,7±0,96

    

Таблица 2  

Параметры EQ в группах с различным EQ (U-критерий Манна-Уитни)


 

 

Параметры структуры EQ

Низкий EQ

Средний EQ

Высокий EQ

Эмоциональное оценивание лиц

0,38±0,021*

0,42±0,012

0,41±0,046

Способность к распознаванию эмоций

0,30±0,037

0,33±0,011

0,30±0,036

Понимание взаимоперехода эмоций

0,45±0,012*

0,49±0,011

0,44±0,006

Регуляция эмоциональных состояний

0,34±0,020

0,35±0,008

0,37±0,044

Эмоциональное оценивание картинок

0,44±0,016*

0,50±0,014

0,42±0,170

Описание эмоциональных состояний

0,29±0,046*

0,51±0,009

0,48±0,070

Способность различать смешанные чувства

0,47±0,038

0,52±0,008

0,51±0,005

Регуляция чужих эмоциональных состояний

0,34±0,041

0,34±0,009

0,44±0,020

Итоговый результат EQ-теста

0,38±0,01

3*

0,47±0,005*

*

0,53±0,0

10

 


Таблица 3  

ЭЭГ-активность в группах с различным EQ (U-критерий Манна-Уитни)

Параметры ЭЭГ

Низкий EQ

Средний EQ

Высокий EQ

Альфа- ритм

частота, Гц

9,9±0,25

9,9±0,12

9,9±0,50

амплитуда, мкВ

1,3±0,10*

2,2±0,18

2,2±0,35

индекс, %

11,4±1,66*

20,3±2,23

10,6±2,85

Бета- ритм (НЧ)

частота, Гц

14,4±0,85

15,0±0,21

18,6±2,35

амплитуда, мкВ

0,6±0,11*

0,9±0,08

0,8±0,30

индекс, %

2,7±0,80

3,3±0,26

5,0±1,45

Бета- ритм (ВЧ)

частота, Гц

22,2±1,77

21,4±0,43

19,4±4,70

амплитуда, мкВ

0,4±0,07

0,49±0,03

1,1±0,20

индекс, %

3,3±0,77

3,6±0,41

7,9±3,40

Тета- ритм

частота, Гц

5,2±0,22*

5,5±0,08

5,1±0,20

амплитуда, мкВ

1,7±0,10

2,6±0,33

3,5±0,85

индекс, %

10,3±2,29

12,9±0,93

14,2±1,30

Дельта- ритм

частота, Гц

1,1±0,12

1,3±0,05

1,6±0,25

амплитуда, мкВ

5,3±0,80

6,0±0,64

9,1±3,00

индекс, %

59,4±2,50*

48,6±1,92**

53,6±6,60

* Достоверное различие с группой среднего EQ (p<0,05).

** Достоверное различие с группой высокого EQ (p<0,05).

 

 

Список литературы

1.     Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). Руководство для врачей / Л.Р. Зенков. – 5-е изд. – М.: МЕДпрессинформ, 2012. – С. 25-38.

2.     Клаучек С.В., Клиточенко Г.В., Кочегура Т.Н., Кудрин Р.А., Ахундова Р.Е., Фокина А.С. Использование управляемого ритма дыхания для повышения стрессоустойчивости учащихся // Гигиена и санитария. – 2010. – № 3. – С. 52-54.

3.     Кудрин Р.А. Эмоциональный интеллект человека-оператора / Монография // Под ред. С.В. Клаучека. – Волгоград: ВолгГМУ, 2013. – 176 с.

4.     Кудрин Р.А. Эффективность операторской деятельности как результат эмоционального интеллекта: Автореф. дис. д-ра мед. наук.–Волгоград,2011.–327 с.

5.     Лежнев Г.И. О причинах техногенных катастроф // Россия молодая: передовые технологии в промышленность. – 2015. – № 3. – C. 165-168.

6.     Столяров Д.В. О влиянии человека-оператора как звена контура управления сложной организационно технической системой на эффективность ее применения в условиях конфликта // Тр. междунар. конф. «Неделя науки в СПБПУ». – СПб., 2015. – С. 111-115.

7.     Тест Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0): Руководство / Под ред. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – С. 140-175.