Волгоград
22 мая 2016г.
Введение.
В связи с глобальной автоматизацией и развитием информационных технологий появилась потребность дистанционно управлять удалёнными процессами при решении технологических задач, что привело к востребованности профессиональной деятельности человека-оператора. Она связана с монотонностью, большим потоком обрабатываемой информации, длительностью работы с ЭВМ, а также с высокой степенью ответственности за результат труда [4]. Постоянное действие этих факторов приводит к эмоциональной и умственной напряжённости, снижению внимательности, работоспособности, и увеличивает вероятность возникновения ошибок при выполнении служебных обязанностей [2, 6], которые могут привести к катастрофическим последствиям (например, аварии на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1») [5]. Поэтому в настоящее время актуален поиск критериев, обеспечивающих эффективный профессиональный отбор лиц для операторских профессий.
Цель.
Изучить эмоциональный интеллект и биоэлектрическую активность головного мозга у человека-оператора с различной эффективностью труда.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 31 студент, из которых 9 человек (29%) – лица мужского пола и 22 человека (71%) – женского. Участники - студенты ВолгГМУ и ВолГУ в возрасте от 18 до 26 лет, здоровые по результатам медицинского обследования.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы:
1) ЭЭГ (с использованием схемы установки электродов «10-20 %») [1];
2) сенсомоторное слежение в модели операторской деятельности [3];
3) EQ-тест (русскоязычный адаптированный вариант) [7]. Результаты и обсуждение.
Способность к эмоциональному оцениванию лиц в группе среднего EQ оказалась выше, чем в группе низкого EQ на 10,5%, к пониманию взаимоперехода эмоций на 8,9%, к эмоциональному оцениванию картинок на 13,6 %, к описанию своих эмоциональных состояний на 75,9 % (p<0,05).
Общий уровень эмоционального интеллекта в группе среднего EQ оказалась на 23,7 % выше, чем в группе низкого EQ, и на 12,8 % ниже, чем в группе высокого.
Выраженность альфа-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого EQ на 69 % по амплитуде и на 78 % по индексу. Выраженность низкочастотного бета-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого на 50 % по амплитуде. Выраженность низкочастотного тета-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого EQ на 5,8 % по частоте.
Выраженность дельта-ритма по индексу оказалась в группе среднего EQ ниже, чем в группе низкого EQ на 22 %, и ниже, чем в группе высокого EQ на 10,3 % (p<0,05).
Эффектность операторской деятельности в модели сенсомоторного слежения оказалась на 33 % выше в группе среднего EQ, чем в группе низкого EQ при выполнении заданий начальной сложности (p<0,05). На заданиях средней и высокой сложности различия между группами оказали недостоверны.
Выводы.
1) у лиц со средним EQ эффективность моделированной операторской деятельности достоверно выше, чем у лиц с низким EQ (за счёт большей выраженности в покое альфа-ритма на 69 % по амплитуде и на 78 % по индексу, низкочастотного бета-ритма по амплитуде — на 50 %, меньшей выраженности дельта-ритма по индексу на 22 %);
2) в структуре эмоционального интеллекта в группе среднего EQ по сравнению с группой низкого EQ отмечаются на 10,5 % более высокая способность к эмоциональному оцениванию лиц, на 8,9 % более развитая способность к пониманию взаимоперехода эмоций, на 13,6 % лучшая способность по эмоциональному оцениванию картинок, а также на 75,9 % более высокая способность описывать свои эмоциональные состояния.
3) таким образом, благодаря своим психофизиологическим особенностям лица с более высоким EQ способны эффективнее выполнять операторскую деятельность.
Таблица 1
Параметры операторской деятельности (U-критерий Манна-Уитни)
Параметры операторской деятельности
|
Низкий EQ M±m (n=5)
|
Средний EQ M±m (n=24)
|
Высокий EQ M±m (n=2)
|
1-й период слежения, мм
|
0,6±0,12*
|
0,4±0,12
|
0,4±0,21
|
2-й период слежения, мм
|
1,5±0,06
|
2,4±0,99
|
2,4±1,07
|
3-й период слежения, мм
|
5,9±0,38
|
5,5±0,24
|
7,6±1,13
|
Среднее за три периода, мм
|
3,8±0,21
|
3,7±0,21
|
4,7±0,96
|
Таблица 2
Параметры EQ в группах с различным EQ (U-критерий Манна-Уитни)
Параметры структуры EQ
|
Низкий EQ
|
Средний EQ
|
Высокий EQ
|
Эмоциональное оценивание лиц
|
0,38±0,021*
|
0,42±0,012
|
0,41±0,046
|
Способность к распознаванию эмоций
|
0,30±0,037
|
0,33±0,011
|
0,30±0,036
|
Понимание взаимоперехода эмоций
|
0,45±0,012*
|
0,49±0,011
|
0,44±0,006
|
Регуляция эмоциональных состояний
|
0,34±0,020
|
0,35±0,008
|
0,37±0,044
|
Эмоциональное оценивание картинок
|
0,44±0,016*
|
0,50±0,014
|
0,42±0,170
|
Описание эмоциональных состояний
|
0,29±0,046*
|
0,51±0,009
|
0,48±0,070
|
Способность различать смешанные чувства
|
0,47±0,038
|
0,52±0,008
|
0,51±0,005
|
Регуляция чужих эмоциональных состояний
|
0,34±0,041
|
0,34±0,009
|
0,44±0,020
|
Итоговый результат EQ-теста
|
0,38±0,01
3*
|
0,47±0,005*
*
|
0,53±0,0
10
|
Таблица 3
ЭЭГ-активность в группах с различным EQ (U-критерий Манна-Уитни)
Параметры ЭЭГ
|
Низкий EQ
|
Средний EQ
|
Высокий EQ
|
Альфа- ритм
|
частота, Гц
|
9,9±0,25
|
9,9±0,12
|
9,9±0,50
|
амплитуда, мкВ
|
1,3±0,10*
|
2,2±0,18
|
2,2±0,35
|
|
индекс, %
|
11,4±1,66*
|
20,3±2,23
|
10,6±2,85
|
Бета- ритм (НЧ)
|
частота, Гц
|
14,4±0,85
|
15,0±0,21
|
18,6±2,35
|
амплитуда, мкВ
|
0,6±0,11*
|
0,9±0,08
|
0,8±0,30
|
индекс, %
|
2,7±0,80
|
3,3±0,26
|
5,0±1,45
|
Бета- ритм (ВЧ)
|
частота, Гц
|
22,2±1,77
|
21,4±0,43
|
19,4±4,70
|
амплитуда, мкВ
|
0,4±0,07
|
0,49±0,03
|
1,1±0,20
|
индекс, %
|
3,3±0,77
|
3,6±0,41
|
7,9±3,40
|
Тета- ритм
|
частота, Гц
|
5,2±0,22*
|
5,5±0,08
|
5,1±0,20
|
амплитуда, мкВ
|
1,7±0,10
|
2,6±0,33
|
3,5±0,85
|
индекс, %
|
10,3±2,29
|
12,9±0,93
|
14,2±1,30
|
Дельта- ритм
|
частота, Гц
|
1,1±0,12
|
1,3±0,05
|
1,6±0,25
|
амплитуда, мкВ
|
5,3±0,80
|
6,0±0,64
|
9,1±3,00
|
индекс, %
|
59,4±2,50*
|
48,6±1,92**
|
53,6±6,60
|
* Достоверное различие с группой среднего EQ (p<0,05).
** Достоверное различие с группой высокого EQ (p<0,05).
Список литературы
1. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). Руководство для врачей / Л.Р. Зенков. – 5-е изд. – М.: МЕДпрессинформ, 2012. – С. 25-38.
2. Клаучек С.В., Клиточенко Г.В., Кочегура Т.Н., Кудрин Р.А., Ахундова Р.Е., Фокина А.С. Использование управляемого ритма дыхания для повышения стрессоустойчивости учащихся // Гигиена и санитария. – 2010. – № 3. – С. 52-54.
3. Кудрин Р.А. Эмоциональный интеллект человека-оператора / Монография // Под ред. С.В. Клаучека. – Волгоград: ВолгГМУ, 2013. – 176 с.
4. Кудрин Р.А. Эффективность операторской деятельности как результат эмоционального интеллекта: Автореф. дис. д-ра мед. наук.–Волгоград,2011.–327 с.
5. Лежнев Г.И. О причинах техногенных катастроф // Россия молодая: передовые технологии в промышленность. – 2015. – № 3. – C. 165-168.
6. Столяров Д.В. О влиянии человека-оператора как звена контура управления сложной организационно технической системой на эффективность ее применения в условиях конфликта // Тр. междунар. конф. «Неделя науки в СПБПУ». – СПб., 2015. – С. 111-115.
7. Тест Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0): Руководство / Под ред. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – С. 140-175.
|