Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ГОРМОНОВ ЖИРОВОЙ ТКАНИ В РАЗВИТИИ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

Метаболический синдром (МС) представляет собой комплекс метаболических, гормональных и клинических нарушений, обуславливающих высокий суммарный риск развития ИБС и других заболеваний, связанных с атеросклерозом.
Три его обязательных маркера: абдоминальное ожирение, артериальная гипертензия, дислипидемия в подавляющем большинстве случаев сопряжены с наличием инсулинорезистентности (ИР) тканей и гиперинсулинемией.
Жировая ткань обладает ауто-, пара- и эндокринной функцией и секретирует большое количество гормонов и биологически активных пептидов, способных вызвать развитие сопутствующих ожирению осложнений, в том числе и ИР.
В жировой ткани вырабатывается лептин, резистин, фактор некроза опухолей-альфа (ФНОα), адипонектин, ретинолсвязывающий белок (RBP4), инсулиноподобный фактор роста (ИФР1), трансформирующий фактор ростаβ и другие.
Лептин – так называемый гормон голода, был первым открытым адипокином. У человека лептин синтезируется клетками белой жировой ткани, скелетных мышц, желудка, плаценты. Исследователи полагают, что при ожирении возникает компенсаторная резистентность гипоталамуса к центральному действию лептина, что в последующем по механизму отрицательной обратной связи приводит к гиперлептинемии. Длительная гиперлептинемия ингибирует синтез мРНК инсулина и существует прямая зависимость между уровнем лептина и степенью ИР. Уровень лептина коррелирует не только с индексом массы тела, но и с уровнем АД, концентрацией атерогенных липопротеидов и ИР. Также была доказана способность лептина стимулировать клеточный иммунный ответ и влиять на продукцию провоспалительных цитокинов. Установлено, что лептин стимулирует активацию симпатико-адреналовой системы, а катехоламины, в свою очередь, подавляют продукцию лептина, однако, при развитии МС эти взаимодействия нарушаются и повышенный уровень лептина в сочетании с хронической гиперактивацией нейрогуморальных систем способствует возникновению АГ.
Резистин назван «гормоном инсулинорезистентности». При изучении резистина был выявлено, что гормон может быть пусковым фактором возникновения метаболических нарушений, связанных с диабетом и ожирением. Было доказано, что резистин угнетает инсулин-опосредованный захват глюкозы тканями-мишенями, т.е. является антагонистом инсулина. Существуют данные, согласно которым уровень циркулирующего резистина можно рассматривать прогностическим маркером ожирения, нарушения чувствительности тканей к инсулину и СД 2-го типа.
Недавние исследования показали участие резистина в воспалительном ответе, так как основным местом выработки гормона у человека являются клетки костно-мозгового происхождения и воспаления.
Была зафиксирована прямая корреляция между уровнем резистина в плазме и степенью воспаления. Резистин также коррелирует с маркерами воспаления, в частности с туморнекротическим фактором, интерлейкином-6 у пациентов как без СД, так и с СД 2-го типа.
Адипонектин синтезируется только зрелыми адипоцитами, а его экспрессия в подкожном жире выше, чем в висцеральном. Адипонектин секретируется в достаточно большом количестве по сравнению с другими адипокинами, средние его уровни в плазме составляют 5–10 мкг/мл.. Секрецию гормона стимулирует инсулин, а ингибитором экспрессии или секреции гормона являются ФНО-α, интелейкин -6, глюкокортикостероиды и агонисты аденорецепторов, повышение активности которых доказано при МС. Доказано, что уровень адипонектина коррелирует с чувствительностью тканей к инсулину, т. е. гипоадипонектинемия может приводить к инсулинорезистентности и СД. Взаимосвязь между адпонектином и чувствительностью к инсулину подтверждается уменьшением ИР и повышением уровня этого адипокина в плазме при ограничении калорийности питания (снижении массы тела). Это отношение между низкими значениями адипонектна и ИР поддерживается ФНО-α и глюкокортикостероидами – двумя медиаторами ИР, которые тормозят выделение адипонектина. В эксперименте показано, что адипонектин обладает противовоспалительными и антиатерогенными эффектами. В сосудистой стенке адипонектин снижает пролиферацию и миграцию миоцитов, захват ЛПНП формирующейся атеросклеротической бляшкой, подавляет трансформацию макрофагов в пенистые клетки. Кроме того, адипонектин уменьшает повреждение эндотелия сосудов и стимулирует выработку эндотелием монооксида азота, сниженного при МС, который не только расширяет сосуды, блокирует пролиферацию гладкомышечных клеток, препятствует адгезии клеток крови, но и обладает антиагрегантным действием.
Концентрация адипонектина в плазме имеет четкую отрицательную корреляцию с коэффициентом атерогенности, уровнем триглицеридов, а также положительную корреляцию с уровнем ЛПВП. Эти протекторные механизмы адипонектина в отношении развития атеросклероза утрачиваются при ожирении, особенно при абдоминально-висцеральном типе. Полагают, что адипонектин выполняет защитную функцию против гипергликемии, ИР и атеросклероза, оказывая антагонистические эффекты на активность туморнекротизирующего фактораα.
ФНОα помимо жировой ткани синтезируется в активированных макрофагах и мышечной ткани. Этот цитокин рассматривают как один из маркеров ИР. Механизм развития ИР под воздействием ФНОα выглядит следующим образом: снижение тирозинкиназной активности инсулинового рецептора, что сопровождается ослаблением проведения инсулинового сигнала, торможение экспрессии генов внутриклеточных переносчиков глюкозы ГЛЮТ4 в мышечной и жировой ткани, усиление ИР путем стимулирования липолиза и повышения концентрации НЭЖК. ФНОα изменяет в печени экспрессию генов, участвующих в поглощении и метаболизме глюкозы, окислении жирных кислот, увеличивает экспрессию генов, вовлеченных в синтез холестерина и жирных кислот. Экспрессия гена ФНОα увеличивается при ожирении и положительно коррелирует с массой жировой ткани и ИР. У больных с ожирением выявляют повышение уровня ФНОα в сыворотке крови. Его способность подавлять экспрессию гена адипонектина, возможно, является причиной снижения этого гормона при ожирении.
Ангиотензиноген – сывороточный белок, является частью ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. По современным представлениям ангиотензиноген синтезируется не только в печени, но и в адипоцитах, чем объясняется его повышенное содержание при ожирении. Продукция ангиотензиногена при МС усиливается и положительно коррелирует с АГ. Ангиотензин II стимулирует рост и дифференцировку преадипоцитов, влияет на кровоток в жировой ткани, тормозит липолиз, стимулирует липогенез, снижает инсулинзависимое поглощение глюкозы, увеличивает глюконеогенез в печени и гликогенолиз. Показано, что у грызунов торможение ренин- ангиотензин-альдостероновой системы при применении ингибиторов АПФ или антагонистов рецепторов ангиотензина II приводит к снижению массы тела и улучшению чувствительности к инсулину. Практически все цитокины, вырабатываемые адипоцитами, оказывают прямое или косвенное влияние на реализацию эффектов инсулина в периферических тканях, можно сказать, что цитокины образуют «систему», регулирующую действие инсулина в организме. Развивающаяся при ожирении ИР имеет огромное значение в механизмах развития СД и сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся спутником МС.
Так, имеющиеся при ожирении гиперлептинемия и лептинорезистентность могут быть одним из ведущих факторов в развитии ИР, а также нарушений функций -клеток и ускорении процессов атерогенеза. Сочетание периферической лептинорезистентности, повышенной концентрации в плазме НЭЖК, ТГ и ЛПНП приводят при ожирении к развитию липотоксических нарушений, конечным результатом которых являются проявления МС: ИР, гиперлипидемия, гипергликемия, повышение АД.
Таким образом, полученные в результате обобщения современной литературы данные позволяют пролить свет на роль некоторых адипокинов (лептин, резистин, адипонектин, и др.) в развитии заболеваний, связанных с ожирением, таких как ИР, СД 2-го типа и МС и требует дальнейших исследований в этой области.

Список литературы

1. Бутрова, С.А. Висцеральное ожирение ключевое звено метаболического синдрома / С.А. Бутрова // Международный эндокринологический журнал.– 2009. – №2 (20). – С.18–24.
2. Гинзбург, М. М. Синдром инсулинорезистентности / М. М. Гинзбург, Г. С. Козулина // Проблемы эндокринологии. – 1997. – Т. 43. № 1. – С. 40–43.
3. Дедов, И. И. Жировая ткань как эндокринный орган / И. И. Дедов, Г. А. Мельничеко, С. А.Бутрова // Ожирение и метаболизм. – 2006. –В.1.– С. 6-13.
4. Солнцва , А. В. Эндокринные эффекты жировой ткани / А. В. Солнцева // Медицинские новости. – 2009. –
№3. – С. 7-11.