22 мая 2016г.
Введение.
В последнее десятилетие вопросы профилактики неинфекционных заболеваний, формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), снижение распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний являются стратегическими задачами здравоохранения РФ [1-3]. Неинфекционные заболевания являются ведущей причиной преждевременной смертности населения России, а основную роль в снижении преждевременной смертности играет профилактика неинфекционных заболеваний [4, 5].
С 2009 года в РФ вступила в силу государственная программа по формированию среди населения ЗОЖ. Среди инноваций этой программы является открытие центров здоровья (ЦЗ). Перед ЦЗ была поставлена задача внесение значительного вклада в укрепление здоровья населения. По мнению большинства исследователей необходимо изменение стратегии привлечения посетителей в ЦЗ, прежде всего – привлечение работающего населения к прохождению комплексного обследования и профилактическому консультированию в ЦЗ.
Цель исследования – разработка организационно-функциональной модели оказания профилактической помощи работающим гражданам в ЦЗ. Методы исследования: системный анализ, организационное моделирование. Источник получения информации - литературные данные, нормативно-правовые документы, результаты собственных исследований.
Результаты и обсуждения.
Разработана многомерная организационно-функциональная модель оказания профилактической помощи работающему населению в ЦЗ, которая включает в себя: блок ресурсов, блок организационной структуры, технологический, функциональный, процессный блоки, блок ключевых показателей (рис.1). Достижение поставленной цели – привлечение работающего населения к прохождению комплексного обследования и профилактическому консультированию в ЦЗ реализуется путем совершенствования организационных технологий и повышения качества оказываемых услуг; максимального удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей профилактических услуг ЦЗ; формирования возобновляемых потоков работающего населения в ЦЗ (дерево целей и задач). Следует отметить, что для реализации модели необходимо наличие в штате ЦЗ методиста или менеджера здравоохранения (блок организационной структуры), развитой информационно- коммуникационной инфраструктуры и материально-технической базы в учреждении и подразделении, обученного коммуникативным техникам персонала (блок ресурсов).
Механизмы реализации модели:
1. введение на функциональной основе кабинета маркетинга и контроля качества (оптимизация организационной и функциональной структур) и, соответственно, дополнительных направлений деятельности: маркетинга и контроля качества оказываемых профилактических услуг (функциональный блок);
2. внедрение разработанной технологии маркетинга при стационарной и выездной форме работы: взаимодействие с организациями и работодателем, пиар-технологии, использование маркетинговых коммуникаций (технологический блок);
3. усовершенствование и внедрение организационных технологий: схемы маршрутизации посетителей ЦЗ, адаптированная схема оказания профилактической помощи в ЦЗ, методики действий врача, алгоритм оказания помощи курящим посетителям (технологический блок);
4. внедрение системы контроля качества оказываемых услуг: постоянное обучение и мотивация сотрудников ЦЗ, постоянное совершенствование информационного обеспечения деятельности ЦЗ;
5. усовершенствование и внедрение процессного блока (нацеленность деятельности всего персонала на конечный результат), включающего:
· предварительный процесс - формирование спроса потенциальных потребителей услуг;
· подготовительный процесс - планирование работы с потенциальными потребителями услуг;
· основной процесс – непосредственное предоставление профилактических услуг;
· процесс - контроль качества деятельности.
Критериями результативности представленной модели является комплекс (блок) ключевых показателей, связанных с процессами оказания профилактической помощи работающему населению в ЦЗ (Табл.1, Рисунок 1).
Таблица 1
Критерии результативности организационно-функциональной модели
N
п\п
|
Вид процесса
|
Критерии результативности
|
1.
|
Предварительный
|
ключевой показатель 1 (КП 1) –
1.1.количество установленных коммуникаций 1.2.предварительных заявок на услуги ЦЗ
|
2.
|
Подготовительный
|
ключевой показатель 2 (КП 2) –
2.1 .количество дней обследования в ЦЗ
2.2 .количество посетителей, предварительно записанных на обследование в ЦЗ
|
3.
|
Основной
|
ключевой показатель 3 (КП 3) -
3.1 .фактическое количество посещений в день, месяц, год
3.2 .частота распространения факторов риска неинфекционных заболеваний среди посетителей ЦЗ
|
4.
|
Контроля качества
|
ключевой показатель 4 (КП 4) - % посетителей, удовлетворенных
организацией предоставления и качеством профилактических услуг ЦЗ
|
ключевой показатель 5 (КП 5) - % повторных посещений в течение
календарного года
|
ключевой показатель 6 (КП 6) - % повторно обратившихся посетителей в
течение всего периода наблюдений
|
ключевой показатель 7 (КП 7) – медико-социальная характеристика
обратившихся в ЦЗ граждан
|
Наиболее значимыми критериями результативности являются:
· медико-социальная характеристика обратившихся в ЦЗ граждан,
· частота распространения факторов риска неинфекционных заболеваний среди посетителей ЦЗ,
· количество повторно обратившихся посетителей в течение всего периода наблюдений (возобновляемые потоки).
В заключении отметим, что модель апробирована, и внедрена в ЦЗ Томской областной клинической больницы, где осуществлялась отработка всех ее элементов и связей между ними.
Выводы.
1. Разработана многомерная организационно-функциональная модель оказания профилактической помощи работающему населению в ЦЗ.
2. Предложен комплекс критериев оценки, направленный на повышение результативности деятельности ЦЗ.
3. Достижение главной цели разработанной модели (привлечение работающего населения в ЦЗ) наиболее полно представляет медико-социальная характеристика обратившихся в ЦЗ граждан.
Список литературы
1. Стародубов В.И., Соболева Н.П. Основные направления в развитии медицинской профилактики. //
Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2007. - №2. - С.3-5.
2. Щепин О.П., Коротких Р. В., Трегубов Ю. Г., Голикова Т. В.. Роль профилактических мероприятий в укреплении здоровья населения России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 2010.-№4.- С.3-7.
3. Бойцов С.А., Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я., Калинина А.М., Ипатов П.В. Комплексная программа профилактики неинфекционных заболеваний: планирование, реализация, оценка. Профилактическая медицина.- 2012; (приложение 1). -С. 3-18.
4. Шальнова С.А., Деев А.Д. Тенденции смертности в России в начале XXI века (по данным официальной статистики) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.- 2011.-№10 (6).- С.5-10.
5. Бойцов С.А., Чучалин А.Г., Арутюнов Г.П., Биличенко Т.Н., Бубнова М.Г., Ипатов П.В. и др.
Профилактика хронических неинфекционных заболеваний: рекомендации. Москва: ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ; 2013. 138 с.