26 мая 2018г.
Актуальность исследования
Согласно приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) от 01.12.2010 № 230 утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, с дальнейшими его изменениями дополнениями от 2015 г. Контроль качества оказания медицинской помощи (КОМП) подразумевает под собой анализ дефектов оказания медицинской помощи, включающих в себя ненадлежащее осуществление диагностики, лечения больного, нарушения организации процесса оказания медпомощи, которое могло привести или уже привело к неблагоприятному исходу. Согласно классификации дефектов медицинской помощи, различают субъективные и объективные причины медицинских ошибок. Анализ дефектов качества медицинской помощи (КМП)необходим как для их диагностики, так и для внедрения в практику страхования профессиональной ответственности медицинских работников[1-3].
Материалы и методы
Материалами исследования явились официальные документы предоставленной ФФОМС о деятельности территориальных фондов ОМС при осуществлении контрольно-экспертной деятельности за период с 2013 по 2015 г. г. включительно. Методами исследования явились анализ и синтез, логический метод, метод формализации, системный анализ.
Результаты
Было рассмотрено 8903199 случаев при проведении экспертиз, при этом общее количество нарушений за 3 года составило 1141246 (12,8% нарушений). При этом выявлено 192779 случая нарушения оформления медицинской документации, что составляет 16,8% от общего количества нарушений. Общий объем штрафных санкций в РФ за выявленные нарушения КОМП при проведении экспертиз (первичных и повторных) за период с начала 2013 г. по конец 2015 г. составил 819304,3 тысяч рублей.
Анализ деятельности территориальных ФОМС в РФ за период 2013 – 2014 г. г., отображающий динамику выявляемости повторных нарушений КОМП населению при проведении реэкспертиз показывает увеличение количества дефектов рассмотренных страховых случаев начиная с 2014 г. на 81% по сравнению с результатами первичной экспертизы. Анализируя распределение количества нарушений КОМП по субъектам РФ за период 2013-2015 г. г., лидирует по количеству нарушений Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа. Минимальное количество выявленных нарушений отмечено в Северо- Кавказском федеральном округе и составляет 2,2 % (9104 случая нарушений за 2015 г.).Анализ распределения количества нарушений, связанных с ведением медицинской документации показал неуклонный рост нарушений оформления медицинской документации в 2015 г. Учитывая возрастающую нагрузку на врача-ординатора в стационаре в виде неуклонного роста объемов медицинской документации, ведение параллельно электронной и бумажной версии медицинских карт стационарного больного, - не стоит ожидать снижения числа дефектов при проведении плановых экспертиз.
Выводы:
Около четверти оказываемых гражданам РФ случаев медицинской помощи, содержит различные нарушения: при медико-экономической экспертизе в половине случаев медицинские организации не могут подтвердить оказанные услуги медицинскими документами, при ЭКМП нарушения связаны с неисполнением порядков и стандартов оказания медицинской помощи, что в значительном ряде случаев отрицательно влияет на состояние здоровья пациентов, увеличивает риски обострения заболеваний или развития новой патологии. Анализ распределения количества нарушений, связанных с ведением медицинской документации также показывает неуклонный рост нарушений. Неудовлетворительное качество оформления и ведения первичной медицинской документации в медицинских учреждениях страны, а также недостаточный контроль за устранением данного рода нарушений являются основными факторами, провоцирующими дальнейших рост дефектов. Внедрение автоматизированного лексического анализа [4-8] в работу медицинских учреждений, как государственного, так и коммерческого звена, может способствовать повышению КОМП в РФ и значимо упростить работу с медицинской документацией лечащих врачей, заведующих отделениями и руководителей медицинских организаций.
Список литературы
1. Линденбратен А.Л., Савельев В.Н., Дунаев С.М., Виноградова Т.В. «Качество медицинского обслуживания населения Удмуртской Республики на современном этапе», монография, Ижевск 2011 г., С. 3-11.
2. Щепин О.П. «Фундаментальные основы политики здравоохранения»/ О.П. Щепин. - М.: Эски, 2001, 352 с.
3. Найговзина Н.Б., Астовецкий А. Г.// Экономика здравоохранения. – 1998. – № 1. – С. 7–10.
4. Берсенева Е.А. Организация информационного наполнения медицинской информационной системы.// Здравоохранение. – 2003. - №11. – С. 181-187.
5. Берсенева Е.А. Стандарты медицинской помощи как часть информационного обеспечения комплексной информационной системы лечебно-профилактического учреждения. // Экономика здравоохранения. – 2005. - № 9. – С. 21-25.
6. Берсенева Е.А. Пути решения задачи создания гибких автоматизированных информационных систем лечебно-профилактических учреждений // Врач и информационные технологии. – 2007. -№ 4. – С.55-56.
7. Берсенева Е.А., Седов А.А., Голухов Г.Н. Актуальные вопросы создания автоматизированной системы лексического контроля медицинских документов. // Врач и информационные технологии. – 2014. - № 1. – С. 11-17.
8. Берсенева Е.А., Седов А.А. Автоматизированный лексический контроль как средство повышения качества медицинских документов. // Менеджер здравоохранения. – 2014. - № 2. – С. 49-53.