Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Авторы:
Город:
Харьков
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

Психообразовательная работа является одним и приоритетов, как Всемирной организации здравоохранения, так и Всемирной психиатрической ассоциации. Ее главная цель – дестигматизировать психическое расстройство и психиатрическую помощь, добиться понимания обществом ежедневных бытовых, материальных и духовных потребностей потребителей психиатрической помощи и членов их семей. Именно поэтому психообразовательная работа является неотъемлемым компонентом современной комплексной психиатрической помощи, одной из наиболее часто используемых методик психосоциального вмешательства. (1, 4, 6)
В настоящее время шизофрения является самым дорогостоящим из всех психических расстройств в отношении стоимости лечения, потери трудоспособности и общественных расходов на психически больных. Имеются данные, указывающие на значительное стоимостное бремя шизофрении для общества: на стационарную помощь расходуется до 90% медицинских затрат, в общем объеме которых фармакотерапия составляет около 30%. (2, 3, 5)
Вышеизложенное определило актуальность проведения данного исследования, цель которого разработка и апробация психообразовательных программ в системе комплексной реабилитации больных шизофренией.
Для достижения поставленной цели, при условии информированного согласия с соблюдением принципов биоэтики и деонтологии нами было проведено комплексное обследование 210 больных, обоего пола, в возрасте 18 - 35 лет с установленным диагнозом шизофрения в период стабилизации состояния.
Все пациенты получали регламентированную психофармакотерапию согласно стандартам МЗ Украины в рамках обеспечения лечебного учреждения. Основную группу (пациенты которой принимали участие в психообразовательной программе, разработанной по результатам собственных исследований) составили 155 человека. В контрольную группу вошли 55 больных, получавших стандартную регламентированную терапию в больнице.
В ходе работы нами при помощи специально разработанного опросника было проведено изучение особенностей информационного дефицита, касающегося многих вопросов, связанных с психическим расстройством среди больных шизофренией и их родственников. Как показали результаты исследования, наиболее важна достоверная информация о причинах возникновения шизофрении; распознавания признаков обострения и необходимая в таком случае помощь; лекарства, используемые для лечения шизофрении, механизмы их действия, возможные побочные эффекты, юридические аспекты, связанные с психическим заболеванием.
Основываясь на полученных данных, разработана система мер психообразовательной работы, к основным целям которой были отнесены:
1. Собственно «образование » путем доступного для каждого пациента и его семьи предоставление информации о причинах заболевания; важности медикаментозного лечения и связанных с ним вопросах (действенности, побочных эффектах, привязанности), распознавания и действия при ранних признаках релапса.
2. Формирование у больных и членов их семей адекватного представления о заболевании.
3. Снижение эмоционального напряжения, вызванного фактом и проявлениями психического заболевания.
4. Снижение у пациентов и членов их семей уровня стигматизованости и самостигматизованости, коррекция искаженных болезнью социальных позиций пациентов.
5. Выработка у больных и их родственников комплаенса (осознанного соблюдения предписанного режима лечения).
6. Улучшение качества жизни больного.
Психообразовательные занятия проводились в закрытых группах, в количестве участников от 6 до 10-15 человек. Каждый цикл психообразования состоял из 10 - 12 занятий, продолжительностью 1,5 - 2,0 часа с частотой 1 - 2 раза в неделю.
Для решения поставленных задач мы использовали интегративную модель психообразовательной работы, которая включала в себя использование различных информационных модулей, приемов когнитивно - поведенческой психотерапии, тренинговых взаимодействий проблемно-ориентированных дискуссий, а также семейную психотерапию.
Согласно полученным в ходе работы данным, на фоне проведения комплексной терапии с применением психообразовательных мероприятий, отмечались быстрая редукция психопатологической симптоматики, нормализация эмоционального состояния, стабилизация поведения больных, улучшение когнитивных показателей, повышение психофизической активности больных, что позволило расширить контакты с окружающими, восстановить привычный двигательный режим.
Установлена высокая эффективность психообразования по сравнению с традиционным комплексным лечением по редукции негативной, продуктивной и общепсихопатологической симптоматики у больных шизофренией, что подтверждалось данными динамического анализа клинико-психопатологических нарушений по шкале PANSS. Уровень выраженности положительных симптомов в основной группе снизился на 71,3%, в контрольной – на 50,9%; негативных симптомов на 67,1% и 51,8% соответственно; общепсихопатологических симптомов – в основной группе снизился на 65,8%, в контрольной – на 42,7%; общего балла по шкале PANSS – на 67,1%, и 46,9% соответственно.
Установлена выраженная положительная динамика уровня социального функционирования у больных основной группы, которым в традиционный комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий было включено психообразование, достоверно (р<0,05) превышает соответствующие изменения в контрольной группе. Статистически значимые различия регистрировались после завершения психообразовательной программы; установлено, что уровень общей поведенческой дисфункции в обществе в основной группе улучшился на 87,4%, в контрольной – на 66,2%; дисфункция при выполнении социальных ролей в обществе – на 75,1% и 39,3% соответственно, нарушение функционирования пациентов в больнице – в основной группе на 73,7%, в контрольной – на 72,5%; дисфункция модифицирующих факторов у больных – на 82,5% и 65,4% соответственно. После проведения психообразовательных мероприятий показатель качества жизни в основной группе по всем шкалам повысился на 40,2%, в контрольной – на 27,7%.
По результатам катамнестического наблюдения в основной группе на фоне проводимой комплексной терапии с использованием психообразовательного вмешательства у 82,2% больных был достигнут стойкий терапевтический эффект, который сохранялся в течение 2 лет, в 11,1% - состояние оставалось без динамики, и в 6,7% - отмечался рецидив заболевания. В группе контроля улучшение состояния было только у 10% пациентов, у 48% регистрировалась госпитализация в связи с рецидивом заболевания. Критериями эффективности были: устойчивость ремиссии, частота госпитализации, качество жизни, уровень тревоги, улучшение психического состояния.
Таким образом, как показали результаты исследования, комплексный подход в терапии шизофрении, который включал в себя психофармакотерапию с использованием атипичных нейролептиков в сочетании с психообразовательными тренингами, приводит к восстановлению социальной активности и успешной ресоциализации больных. Это в свою очередь, свидетельствует о том, что психообразование не только увеличивает объем знаний, усиливает уверенность в борьбе с болезнью, но и решает проблему социальной реинтеграции больного.

Список литературы

1. Абрамов В.А., Жигулина И.В., Ряполова Т.Л. Психосоциальная реабилитация больнх шизофренией // Монография, Донецк, 2009, 584 с.
2. Марута Н.А., Кожина А.М., Коростий В.И., Гайчук Л.М. Жизнь с шизофренией. Что делать? // Краткое руководство для пациентов, страдающих шизофренией и их родственников. Серия литературы по психообразованию ФОП Шейніна О.В., 28 с., 2011
3. Михайлов Б.В., Мажбиц В.Б. Биопсихосоциальная модель реабилитации больных шизофренией // Український вісник психоневрології. – 2011. – Т. 19, вип. 2 (67). – С. 52-54
4. Кожина А.М., Коростій В.І., Маркова М.В. Психообразование в комплексной терапии больных с шизофренией // VI Національний конгрес “Людина та ліки – Україна”. Тези доповідей, Київ, 2013, стр.29
5. Кожина А.М., Коростий В.И., Сухоиванова Е.И. Психооборазоывательные стратегии как неотъемлемая составлющая современной психиатрической помощи. // Український вісник психоневрології, 2012, Том 20, випуск 3(72), С. 186
6. Чабан О.С., Шизофренія з позиції пост психіатрії. // Здоров’я України. №3 (22), 2012. С. 53.