Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕОРИЯ Ю. ХАБЕРМАСА В СВЕТЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
22 мая 2016г.

Рассматривая процессы взаимодействия врача и пациента, мы обращаемся к сложившимся особенностям философского подхода в определении медицинского мировоззрения. Ещё со времен Гиппократа считалось, что тот, кто не является хорошим человеком, не может быть хорошим врачом. В условиях «социоцентрации современного мировоззрения в целом» [6, с. 134] мировоззренческая и нравственная чистота врача располагаются в одном ряду с уровнем врачебной эрудиции и интеллектом клинициста. Именно гуманистическая направленность личности врача помогает ему преодолевать усталость, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, оттачивать диагностические приемы, вырабатывать творческое клиническое мышление. Для врача-гуманиста его врачебная память, наблюдательность, логическое мышление приобретают особый личный смысл, становятся его неотъемлемыми качествами и средством самоутверждения. Человеколюбие помогает ему стать психологом и педагогом по отношению к больному, подсказывает правильный ход из сложной ситуации, водит из состояния депрессии в случае постигших профессиональных неудач и ошибок. Все это помогает формировать философия.

Философия как мировоззрение суть высший уровень восприятия мира, его понимания, предоставляя систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении. Это уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, рациональное мышление без доли эмоций. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли спрогнозировать или предотвратить определённые процессы и явления. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.

Так, теория коммуникации Ю. Хабермаса, созданная и опубликованная в 1981г., в рамках гуманитарного познания рассматривает понятие «взаимодействия» с точки зрения разновидности массового общения людей. Общество, стоящее на высоком уровне развития цивилизации, в качестве приоритетных выделяет общегуманитарные ценности, такие, как права человека, социальная справедливость, демократизм и др. [2, с. 21].

В данной работе теория коммуникации рассматривается с точки зрения межличностного взаимодействия в медицинской практике. Для нас представляет основную ценность рассмотрение деятельностного подхода применительно к адаптации теоретического познания к практике.

Теоретико-методологические основания исследования механизмов социального взаимодействия должны разрабатываться в рамках онтологии, как философского направления, соединяющего в себе с одной стороны социальные науки, с другой стороны естественнонаучную парадигму и с третьей стороны обобщающую обе парадигмы на научном, общефилософском уровне [10].

Установление доверительных  отношений между врачом и  пациентом, достигаемое использованием в процессе межличностного взаимодействия определенных психологических и лингвистических тактик, имеет также большое значение и собственно для процесса лечения. Наличие коммуникативного барьера между лечащим врачом и пациентом может сказаться на конструктивности и эффективности их сотрудничества и привести к несоблюдению пациентом врачебных предписаний. В рамках систематического исследования проблемы несоблюдения пациентами рекомендаций врача в медицинском сообществе сформировано понятие «комплаенс» [1, с. 34], которое стало трактоваться как интенциональную (авт.) готовность пациента активно включаться в процесс лечения, вступая в сотрудничество с медперсоналом. Являясь сложным психологическим конструктом, комплаенс определяется не только совокупностью индивидуальных характеристик пациента. Коммуникативное взаимодействие врача и пациента построено на основе коллегиальной модели. Межличностное взаимодействие врача и пациента следует понимать как их общую деятельность в диагностическом процессе, которая включает обращение пациента с жалобами, процесс определения диагноза, назначение и проведение медицинским персоналом лечебных процедур. Оценивание и коррекция результатов лечения пациента врачом и процесс повторного назначения лечения или выписка пациента с целью достижения оптимальных результатов лечения в кратчайшие сроки с максимальной результативностью, лучшим показателем чего должна быть констатация состояния здоровья пациента.

Такой параметр как «степень комплаенса» по Е. В. Виноградовой [1] зависит также от мотивирующих воздействий лечащего врача, включая его коммуникативные 1 компетенции [2, с. 23]. Последний фактор складывается из умения врача использовать в беседе с каждым конкретным пациентом речевые модели, клише, профессиональную лексику сообразно цели беседы (постановка диагноза, информирование, консультирование), клинической ситуации, отрасли медицины, в которой оказывается помощь.

Вопрос использования профессиональной лексики и е` значение в установлении коммуникации между лечащим врачом и пациентом невозможно вычленить из общекоммуникативной структуры отношений «врач- пациент». Беседа «врач-пациент» не может протекать в полном предметном и интерактивном равенстве, поскольку обращение за помощью пациента диктует собеседникам заданную коммуникативную направленность: выяснение жалоб, с которыми обращается человек.

Именно на уровне профессионально-личностной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля. Компетентность и образованность человека проявляются в системно-ценностном подходе в процессе подготовки специалиста. Одной из важнейших компетенций является коммуникативная компетенция.

1Компетенция  –  круг  полномочий,  представленных  законом,  уставом  или  иным  актом;  знание, осведомленность в той или иной области (Энциклопедический словарь; 4, с.122)

Коммуникативная компетенция суть мера включенности человека в коммуникативную деятельность.

Факт обращения за помощью к специалисту изначально предполагает установку диалоговой асимметричности отношений между собеседниками, один из которых выступает в качестве ведущей экспертной, а другой – в качестве ведомой стороны. Весь характер ведения врачебной беседы, начиная с первых и заканчивая последними фразами, очередность и ритм обмена репликами, прерогатива врача в прерывании и изменении хода разговора дополнительно подчеркивают институционально сложившуюся асимметричность дискурса «врач- пациент» [4, с. 86]. Поскольку тип и особенности коммуникативных отношений, выстраиваемых врачом (степень симметричности или дифференциальности), сказываются на восприятии пациентом медицинской ситуации, следует по возможности стремиться устранять барьеры, мешающие установлению взаимопонимания в рассматриваемой интеракции.

Известный американский психолог в области психологии профессиональной деятельности Р. Вич (США) выделяет две модели взаимодействия врача и пациента [3, с. 56]: первую, модель технического типа, где пациент —    это неисправный механизм, требующий самосовершенствования. В данной модели взаимоотношений каждая сторона выполняет свои функции, определенные кодексом (клятвой Гиппократа), и вторую, где врач ведет себя как ученый прикладной науки, который должен действовать непредубежденно, без учета индивидуальности каждой ситуации; модель сакрального типа. В данной модели авторитет врача влияет на пациента, даже угнетает его, когда, согласно Р. Нильсону, кабинет врача несет для пациента некоторую ауру святости, пациент воспринимает врача как Бога.

В классической медико-психологической литературе для аналогии таких взаимоотношений врач-пациент часто используются образы родителя и ребенка. Группа медиков может принять данный принцип в качестве принципа профессиональной морали, однако в обществе существует гораздо больше моральных норм. Если группа медиков принимает одну норму (возможность спровоцированного аборта при угрозе появления умственно отсталого ребенка), а общество при этих же обстоятельствах — другую, то врач должен решить, присоединиться ли ему к нормам профессиональной группы, либо к нормам профессионального сообщества; 3) модель коллегиального типа - характеризуется сотрудничеством пациента и врача как двух полноправных партнеров. Данная модель считается наиболее перспективной и соответствует европейским критериям, поэтому она будет проанализирована далее; 4) модель контрактного  типа - выстроена на договоре между двумя сторонами, в котором оговаривается, какие функции, права и обязанности несет каждая из сторон. Пациент проинформирован обо всех этапах своего лечения.

При переходе к пациент-ориентированной системе отношений в здравоохранении возникает необходимость активизировать позитивную функцию конфликта на основе коллегиальной модели отношений врача — пациента. Другие модели (контрактная, техническая и сакральная) содержат риск негативного развития конфликта.

На коллегиальность взаимодействия врача и пациента указывает название: пациент и врач являются коллегами, что не означает, что пациента наделяют полномочиями врачебного персонала, но обуславливает равенство врача и пациента в их правах, взаимное уважение друг к другу, а также сотрудничество двух сторон.

Одним из таких барьеров является использование врачом в разговоре с пациентом профессионального языка медицины [5, с. 44]. В медицинском контексте под «профессиональным языком» понимается феномен, интегрированный в общенациональный язык и характеризуемый обширным пластом терминологической лексики, специфической стилистикой устной и письменной речи, устойчивостью речевых оборотов и клише, применяемых в различных профессиональных речевых ситуациях. Например, «дыхание везикулярное». Особенностью подъязыка медицины является то, что он используется не только для общения коллег в рамках профессионального сообщества, но и в беседах с представителями смежных дисциплин, а также с пациентами- дилетантами.

В основе медицинского профессионального языка лежит медицинская терминология, прошедшая путь формирования от греческих основ через латинский язык к средневековой латыни («Плоскостопия обеих стоп I-II степени Halluxvalgus» (прим. орфография и пунктуация сохранены). [2, с. 110]. Достоинство используемой в современном языке медицины греческой и латинской терминологии заключается в сочетании краткости, однозначности и терминологической четкости, экономичности и высокой информативности. В силу того, что термины сформированы на базе так называемых «мертвых языков», им присуща высокая степень семантической стабильности и минимум ассоциативных связей.

Функциональные преимущества отточенного практикой терминологического пласта профессионального медицинского языка обеспечивают его активное использование в профессиональной межязыковой коммуникации и при обмене научными достижениями [1; 9]. Моменты, определяющие достоинство медицинской терминологии в среде профессионального экспертного общения, порождают коммуникативные барьеры между врачом и пациентом, мешают установлению взаимопонимания и расположения пациента к врачу.

Теория коммуникативного действия является результатом поиска тех основ, которые способны обеспечить взаимопонимание и интеграцию социальных субъектов. Обращаясь к категориям, используемым в трудах Хабермаса, можно согласиться с тем, что именно теория коммуникативного действия способна удовлетворить запросы всех трёх типов «познавательных интересов»: технического (прогнозирование и управление), практического (интерпретация и понимание) и эмансипаторного (критика и высвобождение) [7].

Структура коммуникативного действия по Хабермасу такова [Там же]: «ориентация на взаимопонимание как механизм координации действий»; «ситуация действия и ситуация речи»; «фон жизненного мира», задающий условия и ресурсы взаимопонимания; «сферы референций» или «притязания высказываний на значимость»: взаимопонимание подразумевает достижение согласия на уровне знания, нормы, оценок и чувств.

В итоге следует заключить, что профессиональная лексика врача и её параметрические аспекты представляют собой инструментарий построения более конструктивных отношений с пациентом, включая механизмы коммуникации. Следует также отметить, что проблема взаимодействия врача и пациента - комплексная. Взаимодействие формируется на основе возникающей проблемы и формируется в процессе коллегиального общения. Барьерами эффективности взаимодействия, как правило, служит мировоззренческое расхождение лексических особенностей и специфика медицинской терминологии.

Рассматривая особенности коммуникаций пациента и врача, мы констатируем целевые ориентиры и базовые ценности этого процесса. С учётом современной эпохи, техногенной и информационной, мы поставлены в такие условия, когда отношения между людьми становятся всё сложнее. Любой специалист, а врач – особенно, должен апеллировать не только к своему разуму, но и к совести. Прежде всего, врач должен уважать в любом пациенте человека.


Список литературы

1.     Виноградова Е. В. Особенности коммуникативной тактики в дискурсе «врач-пациент» // Языковой дискурс в социальной практике: сб. науч. трудов международной научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный университет, 2013. - C. 35-39.

2.     Ефименко С.А. Потребители медицинских услуг в бюджетных организациях и их самооценка здоровья / Ефименко С. А. // Социологические исследования. Ежемес. науч. и обществ. -полит. журнал Российской Академии Наук. — 2007. № 9. — С. 110—114.

3.     Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов / Дж. Келли; пер. с англ. — СПб. Речь, 2000.— 254 с.

4.     Монсон П. Юрген Хабермас и современность. // Монсон П. (ред.) Современная западная социология: теории, традиции, перспективы / пер. со швед. А. Ливановой. СПб. Нотабене, 1992. – С. 86-89.

5.     Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. - С. 44-52.

6.     Песоцкая Е. Н., Ивлиева Е. Н. Антропология духовности в наследии Луки Войно-Ясенецкого (социально- философский аспект). // Международный научный журнал «Инновационная наука». Научно-издательский центр ООО «Аэтерна». Уфа. - № 6/2015 ― С. 130-134.

7.     Розанов Ф. И. Исследование механизмов социального взаимодействия как новый уровень социального познания // Современные исследования социальных проблем. - № 1, 2010. – С. 278-282.

8.     Трубина Е.Г. Публика // Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В.(сост.) Социология: Энциклопедия. Мн.: Книжный Дом, 2003. - С. 132.

9.     Хабермас Ю. Публичное пространство и политическая публичность. Биографические корни двух мыслительных мотивов // Между натурализмом и религией. Философские статьи / пер. с нем. М.Б. Скуратова. М.: Весь мир, 2011. - С. 15.

10. Хабермас Ю.: лекция о жизненном мире // Эксперт. 2009//http://www.russia.ru/video/nauka_habermas/ (дата обращения: 0 9.03.2016).