Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ РЕКОНСТРУКТИВНЫХ КОСТНЫХ ИМПЛАНТАТОВ ПРИ ДЕНТАЛЬНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С ОДНОМОМЕНТНОЙ КОСТНОЙ ПЛАСТИКОЙ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2018г.
Актуальность

Положительный исход интеграции дентального имплантата в костную ткань является наиважнейшей задачей в современной дентальной имплантологии, которая не всегда может быть решена по причине многих факторов, основополагающим из которых является недостаточный объем костной ткани челюстей в постэкстракционном периоде[1,2].

Успешного результата дентальной имплантации при атрофии костной ткани челюстей можно добиться с предварительным применением костнопластических материалов, восстанавливая по форме горизонтальные и вертикальные дефекты альвеолярной кости челюсти[3,4]. Однако, несмотря на большое количество существующих костнозамещающих материалов, их параметры недостаточно совершенны для безошибочного и полноценного проведения дентальной имплантации с одномоментным восстановлением утраченного объема костной ткани челюстей[5,6].

С точки зрения биологической и реконструктивной медицины высокий уровень интеграции дентального имплантата, остеоиндуктивных и остекондуктивных свойств костного материла зависят от точного расположения костного эндоимплантата, от степени конгруэнтности соприкасающихся поверхностей, а также от объема воссоздаваемого утраченного фрагмента костной ткани[7,8].

Благодаря научно-практическому подходу к инновационным технологиям цифрового прототипирования, а именно - трехмерному моделированию атрофированного участка костной ткани челюстей[9]. По данным компьютерной томографии (КТ), реализация всех этих параметров остеопластического материала может быть исполнена благодаря разработке персонифицированных аллогенных костных эндоимплантатов[10].

Цель работы – расширение возможностей дентальной имплантации с применением персонифицированных реконструктивных костных имплантатов при выраженной атрофии костной ткани челюстей.

Материалы и методы

Осмотр, проектирование оперативного вмешательства и лечение пациентов с выраженной атрофией костной ткани челюстей в области дефектов зубных рядов проводили с применением клинических и специальных методов исследования (конусно-лучевая компьютерная томография (КТ), денситометрия костной ткани челюстей, периотестометрия; реопародонтография; изучение качества жизни), хирургическое вмешательство состояло из проведения дентальной имплантации с одномоментной цифровой реконструкцией альвеолярной кости по авторскому способу (патент РФ на изобретение №2624164) с применением индивидуальных реконструктивных имплантатов из лиофилизированного аллогенного материала (патент РФ на полезную модель № 177734). Придерживаясь традиционной методики в последующем проводилось протезирование на имплантатах.

Клинический пример

Пациентка В., 55 лет обратилась с жалобами на отсутствие зубов, затруднение полноценного приема пищи.

Объективно: в полости рта отсутствуют зубы – 1.5; 4.7, в области отсутствующего зуба 1.5 определяется значительная атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти. Альвеолярная кость при пальпации широкая со сниженной высотой. В области отсутствующего зуба 4.7 атрофия альвеолярного отростка нижней челюсти не определяется.

При анализе КТ на верхней челюсти выявлена значительно выраженная горизонтальная атрофия альвеолярного отростка справа, соответствующая уровню С (по Misch С.Е. и Judi K.W.M.). При исследовании костной ткани с помощью денситометрии, показатели соответствовали биотипу D3.

На основании проведенных обследований поставлен диагноз: частичное отсутствие зубов верхней челюсти, 3 класс по Кеннеди, осложненное атрофией альвеолярной кости; частичное отсутствие зубов нижней челюсти, 3 класс по Кеннеди; этиологический фактор – кариес и его осложнения.

Используя данные компьютерной томограммы челюстей, в программном обеспечении Planmeca Romexis Viewer проводили трехмерное позиционирование дентальных имплантатов на основании анатомо- топографических особенностей и протетической плоскости, определение дефицита альвеолярной кости верхней челюсти справа, составление технического задания (ТЗ) для моделирования формы и объема и дальнейшего изготовления индивидуального реконструктивного имплантата из лиофилизированного аллогенного материала. Показатели дефицита альвеолярной кости верхней челюсти справа в проекции имплантата 1.5 составили по высоте до 5,1 мм.

Полученные цифровые данные КТ челюстей при помощи алгоритма конвертации переводили в цифровую 3D-модель костного фрагмента челюстей в формате .STL. На основе индивидуального ТЗ моделировали реконструктивный костный имплантат, получали цифровую твердотельную 3D-модель реконструктивного костного имплантата с индивидуальными параметрами, по которой выполняли фрезерную обработку костного имплантата с индивидуальными параметрами из предварительно лиофилизированного аллогенного костного биоматериала на станке с ЧПУ-управлением, применяя управляющую программу для изготовления костных блоков, разработанную авторами (свидетельство РФ о регистрации программ ЭВМ №2015661930).

До операции пациенту была проведена превентивная антибактериальная терапия. Оперативное вмешательство с установкой дентального имплантата и одномоментной костной пластикой проводили следующим образом. Используя инфильтрационную анестезию проводили разрез слизистой оболочки, отслаивание и откидывание слизисто-надкостничного лоскута. Пилотное сверление, задавая направление и глубину погружения костного имплантата, проводили по предварительно подготовленному хирургическому имплантологическому шаблону. С помощью набора цилиндрических фрез различного диаметра полость в альвеолярном отростке верхней челюсти последовательно обрабатывали. До установки реконструктивный имплантат из лиофилизированного аллогенного материала с индивидуальными параметрами регидратировали и насыщали ультразвуком в течение одной минуты комплексом антибактериальных и противогрибковых препаратов, пропитывали компонентами крови из раны и вносили аутогенный компонент кости в его структуру. Затем в обработанную полость альвеолярного отростка устанавливали реконструктивный костный имплантат. Остеотомию костного ложа дентального имплантата проводили по предварительно смоделированной и отфрезерованной направляющей реконструктивного имплантата вглубь альвеолярного отростка челюсти на величину, равную ¼ длины внутрикостной части дентального имплантата от дна обработанной цилиндрической полости с учётом индивидуальных анатомо- топографических особенностей. Фиксацию реконструктивного костного имплантата осуществляли за счет адгезии к обработанным стенкам полости и за счет установленного дентального имплантата на ¼ длины его внутрикостной части в предварительно сформированное костное ложе на дне обработанной цилиндрической полости, устанавливали на внутрикостный дентальный имплантат формирователь десны. Осуществляли мобилизацию слизисто-надкостничного лоскута. Поверхность индивидуального реконструктивного имплантата из лиофилизированного аллогенного материала изолировали коллагеновой мембраной из твердой мозговой оболочки, насыщенной предварительно антибактериальным и противогрибковым компонентом, которую подшивали к надкостнице. Накладывали узловые швы на слизистую.

В послеоперационном периоде проводили медикаментозную терапию. В течение 2 дней в области оперативного вмешательства наблюдали гиперемию слизистой оболочки и незначительную экссудацию. На 6 сутки коллатеральный отек полностью купирован. Швы снимали на 12 сутки.

Показатели регионарного кровотока через 1 месяц после проведения дентальной имплантации с одномоментной костной пластикой указывали на начало развития процессов перестройки аллогенного костного блока, что следовало из повышения изначальных показателей периферического сопротивления, тонуса регионарных сосудов с одновременным снижением интенсивности кровотока и эластичности сосудистой стенки.

Через 8 месяцев при анализе повторной компьютерной томограммы челюстей на панорамном срезе визуализируется новообразованная костная ткань, плотность которой соответствует биотипу D3.

В области проведенной костной реконструкции через 8 месяцев, анализ регионарного кровотока периимплантатных тканей показал снижение тонуса сосудов и уменьшение периферического сопротивления, а также интенсивности регионарного кровоснабжения.

Периотестометрия перед проведением ортопедического этапа лечения показала, что степень устойчивости дентального имплантата в проекции 1.5 -2,57 у.е. Через 9 месяцев проведено ортопедическое лечение.

По результатам анкетирования OHIP-14 уровень качества жизни пациентки В., 55 лет, на следующий день и через неделю после фиксации несъемных ортопедических конструкций с опорой на дентальные имплантаты соответствовал критерию хорошего качества жизни.

Выводы

Таким образом, современные инновационные тенденции в стоматологии позволяют достичь нового уровня реабилитации пациентов путем трехмерного моделирования атрофии костной ткани челюстей на основании компьютерной томографии, что делает возможным создание и применение индивидуальных реконструктивных имплантатов из лиофилизированного аллогенного материала, увеличивая площадь контакта реконструктивного имплантата с аутогенной костной тканью альвеолы, реваскуляризацию реконструктивного имплантата, остеокондуктивный потенциал и снижая вероятности интраоперационных ошибок и постоперационных осложнений.

 

Список литературы

 

1.        Болонкин В.П., Меленберг Т.В., Болонкин И.В. Реабилитация больных при значительной атрофии костной ткани альвеолярного отростка. Уральский медицинский журнал. 2009. №5. С.12-17.

2.        Долгаев А.А. Особенности применения аллогенных блоков при лечении потери зубов у пожилых пациентов в условиях атрофии альвеолярного гребня. Стоматолог-практик №1. 2016. №2(263). С.22-26.

3.        Курицын А.В., Куцевляк В.И. Стоматологическая реабилитация пациентов с применением дентальных имплантатов в сложных анатомических условиях. Хирургические аспекты. Вестник ВГМУ. 2015. том 14. № 3. С. 90-97

4.        Ломакин, М.В. Клинические испытания дентальных имплантатов в форме анализа и оценки клинических данных / М.В. Ломакин, Т.В. Омаров // Российская стоматология. – 2017. –№ 10(2). – С. 20-24.

5.        Blume, O. Treatment of Severely Resorbed Maxilla Due to Peri-Implantitis by Guided Bone Regeneration Using a Customized Allogenic Bone Block: A Case Report/O. Blume, L. Hoffmann, P. Donkiewicz [et al.] // Materials (Basel). – 2017. – Vol. 10(10). – P. 1213.

6.        Jackson, R.S. Evaluation of Clinical Outcomes of Osseointegrated Dental Implantation of Fibula Free Flaps for Mandibular Reconstruction / R.S. Jackson, D.L. Price, K. Arce [et al.] // AMA Facial Plast Surg. – 2016. – Vol. 18, № 3. – P. 201-206.

7.        Jacotti M. Ridge augmentation with mineralized block allografts: clinical and histological evaluation of 8 cases treated with the 3-dimensional block technique / M. Jacotti, H.L. Wang, J.H. Fu [et al.] // Implant Dent. – 2012. – Vol. 21(6). – Р. 444-8.

8.        Nogueira, R.L.M. Alternative distraction osteogenesis technique after implant placement for alveolar ridge augmentation of the maxilla / R.L.M. Nogueira, R.L.V. Osterne, R.T. Abreu [et al.] // Journal of oral and maxillofacial surgery, J. Oral Maxillofac Surg. – 2017. – Vol. 75, № 7. – P. 1402-1402.

9.        Rommer N. Mandible reconstruction with free fibula flaps: Outcome of a cost-effective individual planning concept compared with virtual surgical planning / N. Rommer, M.R. Kesting, N.H. Rohleder [et al.] // Journal of CranioMaxillofacial Surgery. – 2017. – Vol. 45(8). – P. 1246-1250.

10.     Santagata M. Segmental sandwich osteotomy and tunnel technique for threedimensional reconstruction of the jaw atrophy: a case report / M. Santagata, N. Sgaramella, I. Ferrieri [et al.] // International Journal of Implant Dentistry. – 2017. – Vol. 3, № 1. – P. 14. doi: 10.1186/s40729-017-0077-3.