Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ В РАЗВИТИИ ОТДАЛЕННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ У ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
21 мая 2017г.

Актуальность. Бурное развитие современной науки, за короткий промежуток времени, качественно повысило диагностические возможности медицины. Повсеместное внедрение высокотехнологических диагностических методик, прецизионная операционная техника, появление возможности выхаживания пациента привели к тому, что значительно повысилась выживаемость ранее не курабельных пациентов. Современные врачи стали чаще сталкиваться с ранее неизвестными системными заболеваниями и патологическими состояниями, скрывавшимися за маской обычных осложнений. Одним из таких состояний является дисплазия соединительной ткани [5].

Существуют две основных группы соединительно-тканных дисплазий: и недифференцированные соединительнотканные дисплазии. Наиболее полно и подробно изучены дифференцированные формы дисплазии – к ним относятся синдром Марфана, синдром Элерса-Данлоса, несовершенный остеогенез и др. [2]. В настоящее время существуют достаточно подробно разработанные алгоритмы диагностики, ведения и стабилизации таких больных.

Однако вторая группа – недифференцированные формы дисплазии соединительной ткани изучены достаточно слабо, что объясняется их разнородностью и стертостью клинической симптоматики. Зарубежные ученые, для описания этих больных чаще используют термин «гипермобильный синдром» (M35.7 в МКБ-10). В отечественной медицине чаще используется термин «дисплазия соединительной ткани» под которым подразумевают только недифференцированные формы дисплазии  соединительной ткани,  при  этом  в   России  все  формы  дисплазии  соединительной  ткани     объединяют  термином «Наследственными нарушениями соединительной ткани» [4].

В то же время встречаются и другие варианты обозначения недифференцированных формы дисплазии соединительной ткани – это «соединительнотканная дисплазия», «врожденная соединительнотканная недостаточность», «недифференцированная  наследственная коллагенопатия» у терапевтов, педиатров и у хирургов; соединительнотканная дисплазия сердца и МASS-фенотип – у кардиологов. В последние годы термин "МASS-фенотип", активно внедряемый Т. И. Кадуриной находит признание у большой группы специалистов терапевтического и хирургического профиля [2].

Актуальность проблемы ведения больных, имеющих признаки дисплазии соединительной ткани до настоящего времени обусловлена высокой частотой обращения к врачу детей и взрослых с нарушениями различных органов и систем на фоне внешних и внутренних (висцеральных) фенотипических признаков дисплазии соединительной ткани. Наличие дисплазии соединительной ткани значительно ухудшает прогноз течения сопутствующих хронических заболеваний [1, 3].

Цель исследования – изучить роль дисплазии соединительной ткани в       развитии отдаленных осложнений у хирургических больных.

Материалы и методы. В ходе исследования проводилась выкопировка данных из медицинской документации с последующей статистической обработкой. Исследования проводились на базе Федерального  государственного  бюджетного  образовательного  учреждения  высшего  образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. В период с 2015 по 2017 гг. под нашим наблюдением находилось 317 пациентов, перенесших хирургическое вмешательство в детском или в подростковом возрасте 10 лет назад. Нами было отобрано 281 пациент, у которых удалось отследить катамнез через 1 год, 5 лет и 10 лет после операции. Основную группу составили 142 пациента, у которых было выявлено наличие признаков дисплазии соединительной ткани. В контрольную группу вошли 139 пациентов, не имевших признаков дисплазии соединительной ткани.

Объем выборки был рассчитан по формуле А.М.Меркова- Л.Е.Полякова (1974). Распространенность явления (наличие отдаленных осложнений у пациентов, проходивших хирургическое лечение 10 лет назад) составила 61%0 (61 на 1000 населения данной возрастной группы – 18-27 лет). Минимальный объем выборки, рассчитанный по формуле А.М.Меркова- Л.Е.Полякова (1974) составил 138 пациентов. Для оценки достоверности полученных результатов был использован метод угловых отклонений Фишера.

Полученные результаты.

У обследованных нами хирургических больных с дисплазией соединительной ткани были выявлены следующие нозологические формы: острая гнойная хирургическая патология - 33,09 %, ожоги - 11,03 %, ранения мягких тканей и органов - 15,31 %, хирургическая патология, требующая планового вмешательства -   24,55 %, патология костно-мышечной системы - 16,02 %.

Учитывая разнородность хирургической патологии у обследованных пациентов, мы постарались объединить все данные клинико-анамнестического и объективного обследования в группы усредненных симптомов. Кроме того, сравнение полученных данных проводилось с эталонным, усредненным для данной патологии значением того или иного показателя, что позволило выявить малозаметные на первый взгляд изменения клинической картины у пациентов с дисплазией соединительной ткани.

Анализируя данные протоколов операций обследованных пациентов мы выявили достоверную тенденцию увеличения длительности оперативного вмешательства у пациентов основной группы. Для упрощения обобщенного анализа временных интервалов мы приняли среднюю длительность оперативного вмешательства у пациентов из контрольной группы за 100%. Это позволило уйти от абсолютных значений длительности оперативного вмешательства, зачастую несопоставимых друг с другом, к относительным величинам, показывающим, насколько изменилась длительность операции, относительно усредненного значения для укрупненной нозологической группы.  По нашим  данным усредненная  длительность оперативного вмешательства у пациентов с дисплазией соединительной ткани на 23,32% выше, чем в обычной ситуации. У пациентов с острой гнойной хирургической патологией средняя длительность операции составляла 123,02% от усредненного значения в контрольной группе, минимальная длительность операции составляла 96,54%, а максимальная - 127,37% от усредненного значения в контрольной группе. Следует отметить, что у ожоговых больных изменение длительности операции выявлено не было - средняя длительность операции составляла 99,34%, минимальная длительность операции - 89,73%, а максимальная - 108,77%. Средняя длительность операции при ранениях мягких тканей и органов, сочетанных с дисплазией соединительной ткани составляла 112,47%, минимальная длительность операции не превышала 74% от усредненного значения в контрольной группе, в то время, как максимальная длительность операции увеличилась двукратно и составила 211,46% от усредненного значения в контрольной группе.

При плановых оперативных вмешательствах средняя длительность операции была увеличена на 126,77%, при этом минимальная длительность операции составила 99,55%, а максимальная длительность операции составила 154,61% от усредненной длительности оперативного вмешательства в контрольной группе. Наибольшее удлинение времени операции было отмечено у пациентов с патологией костно- мышечной системы. В данной укрупненной нозологической группе средняя длительность операции составляла 154,98% от усредненной длительности оперативного вмешательства в контрольной группе, при этом минимальная длительность операции увеличилась до 114,42%, а максимальная длительность операции до 254,66% относительно усредненной длительности оперативного вмешательства у пациентов, не имевших признаков дисплазии соединительной ткани.

Вывод. Распространенность отдаленных осложнений после  хирургического лечения составляет 61%0 (для данной возрастной группы – 18-27 лет). Развитие осложнений (рецидив заболевания, болевой синдром, косметический дефект, нарушение или выпадение функции, снижение качества жизни пациента) в 2,37 раза чаще встречается у пациентов с дисплазией соединительной ткани (p<0,001). Наличие дисплазии соединительной ткани значительно усложняет оперативное вмешательство и ведет к удлинению как сроков самой операции, так и к увеличению стоимости лечения пациента в целом.

Список литературы

 

1.     Дисплазия соединительной ткани как фактор риска осложненного течения хирургических заболеваний коленного сустава у детей / Мурга В.В., Крестьяшин В.М., Рассказов Л.В., Румянцева Г.Н., Карташев В.Н., Иванов Ю.Н., Жуков С.В. // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016. Т. 11. № 2-2. С. 338-340.

2.    Кадурина, Т.И., Горбунова В.Н. Дисплазия соединительной ткани: руководство для врачей. -СПб.: Элби-СПб, 2009. -704 с.

3. Качество дизни пациентов с признаками дисплазии соединительной ткани через десять лет после хирургического лечения / Мурга В.В., Иванов Ю.Н., Аринчев Р.С., Рыбакова М.В., Жуков С.В. // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 2. С. 314-317.

4.   Крестьяшин И. В. Современные критерии отбора пациентов для успешной современной работы хирургического и анестезиологического звена в условиях центра амбулаторной хирургии, травматологии-ортопедии // Детская хирургия. -2015. -Т. 19, № 3. -С. 40-43.

5.   Региональные особенности медико-демографических процессов в Тверской области. / Королюк Е.Г., Жуков С.В., Акопов Э.С. Рыбакова М.В., Петров В.П., Степанова Ю.Е., Зайцева А.В.//Вестник новых медицинских технологий (электронный журнал). 2014. № 2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/4768.pdf (дата обращения: 27.04.2017).