Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕХОЛАМИНОВ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОТ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Архангельск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

Введение
Профессиональная деятельность личного состава МВД при выполнении оперативно-служебных задач с целью обеспечения личной и имущественной безопасности граждан протекает в экстремальных условиях, характеризуясь воздействием значительного числа повреждающих факторов [1]. Выполнение служебных задач при этом происходит в напряженном режиме, в специальном снаряжении, используя в ряде случаев спецсредства и различные виды боевого оружия. При этом степень профессиональной нагрузки на сотрудников МВД находится в прямой зависимости от уровня социальной напряженности в регионе, где они выполняют свои служебные обязанности [2, 3].
Под влиянием различного рода экстремальных факторов на организм происходит включение компенсаторно-адаптационных механизмов, которые соответствующим образом изменяют функциональное состояние органов и тканей [4]. Эндокринной системе при этом отводится одна из ведущих ролей в формировании регуляции механизма компенсации в ответ на эти воздействия. Одним из главных эндокринных звеньев в этом ответе является активация симпато-адреналовой системы, одними из ключевых действующих веществ, которой являются катехоламины – адреналин и норадреналин [5].
В связи с этим, целью нашего исследования явилось изучение характера секреции адреналина и норадреналина среди различных групп сотрудников личного состава МВД в зависимости от уровня их профессиональной напряженности.
Материалы и методы
Обследованы мужчины из числа сотрудников УМВД по Архангельской области (средний возраст 28,28±0,51 лет), которые, исходя из уровня профессиональной нагрузки, разделены на три группы. В первую группу человек, включены сотрудники, командированные на территории Северного Кавказа, осложненные боевой обстановкой, для обеспечения правопорядка (комбатанты). Вторую группу составили сотрудники полиции, несущие службу в условиях повседневной деятельности вне “горячих точек” (г. Архангельск). Третья группа представлена курсантами учебного центра УМВД г. Архангельска.
Обследование всех лиц проведено двукратно, с интервалом в 4 месяца (февраль и июнь). Комбатанты обследованы перед началом миссии на территорию с вооруженным конфликтом и по ее завершению. Соответственно, в этот же период времени обследованы лица, постоянно дислоцирующиеся на территории г. Архангельска и включенные во 2 и 3 группы.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных результатов показал наличие значимых различий средних уровней адреналина и норадреналина между исследуемыми группами сотрудников МВД. При этом их уровень не выходил за пределы установленных физиологических норм.
Сравнение исходных концентраций адреналина в различных группах при исследовании в феврале выявило наименьший его уровень у курсантов (табл. 1). Значимо выше этот показатель оказался, как у сотрудников полиции, несущих службу в обычных условиях повседневной деятельности, так и у комбатантов. Значимых различий содержания адреналина между группами комбатантов и полицейскими, несущими службу вне горячих точек» не выявлено.
Через 4 месяца (июнь), к моменту завершения командировки средний уровень адреналина у комбатантов увеличился в сравнении с предыдущим периодом. В то же время среди сотрудников полиции в июне содержание адреналина оказалось неизменным. При этом в сравнении с комбатантами его уровень так же не имел значимых отличий. В группе же курсантов к июню отмечено снижение адреналина, его содержание оказалось значимо ниже в сравнении как с первой, так и со второй группами.
При анализе различий содержания норадреналина между изучаемыми группами, в отличие от адреналина, отмечены иные особенности (табл. 2). Так, на первом этапе исследования (февраль) наибольший средний уровень норадреналина выявлен в группе сотрудников полиции, несущих службу в условиях повседневной деятельности. В сравнении, как с группой комбатантов, так и курсантов его средний уровень оказался значимо выше. При этом сравнительный анализ среднего уровня норадреналина между комбатантами и курсантами выявил тенденцию к его более высокому содержанию в первой группе.
При последующем исследовании (через 4 месяца) средний уровень норадреналина в группе комбатантов увеличился по отношению ко времени перед командировкой. В группе сотрудников полиции, выполняющих служебные обязанности в г. Архангельске, этот показатель практически не изменился. При этом в сравнении с комбатантами его уровень так же не имел значимых отличий. Среди курсантов средний уровень норадреналина оказался статистически значимо наименьшим в сравнении и с комбатантами, и с сотрудниками полиции.
Наш сравнительный анализ экскреции катехоламинов с мочой среди сотрудников личного состава МВД показал строгую зависимость от характера службы и степени профессиональной напряженности выполняемых работ. Среди комбатантов и сотрудников полиции, исполняющих функции охраны правопорядка вне зоны вооруженного конфликта, отмечено более высокое содержание, как адреналина, так и норадреналина в организме, по сравнению с лицами, несущими меньшую служебную нагрузку (курсанты). Аналогичные результаты получены рядом других исследователей [6, 7].
Такое повышение гормональных показателей свойственно нормальному развитию адаптационного процесса, однако, длительно сохраняющийся повышенный уровень этих биологически активных веществ в организме может привести к запуску ряда патогенетических механизмов, способствующих его срыву и последующему нарушению состояния здоровья [8].
Заключение
Таким образом, наибольшие уровни адреналина и норадреналина среди сотрудников личного состава МВД определены в группах подразделений, активно участвующих в обеспечении правопорядка. Дальнейшее длительное сохранение их повышенного содержания можно расценивать как признак функционального напряжения в системе симпато-адреналовой регуляции, необходимой для обеспечения адекватного адаптационного ответа на экстремальные факторы служебной деятельности.
Выявленные особенности эндокринной регуляции требуют разработки мер по снижению развития подобных отклонений для увеличения сопротивляемости и жизнестойкости организма к условиям экстремальных воздействий чрезвычайных ситуаций, а также по предупреждению возникновения патологических состояний. К этим мероприятиям, прежде всего, могут относиться:
-  долгосрочное, четкое планирование командировок сотрудников МВД в «горячие точки»;
- привлечение к работе на территориях, осложненных ЧС лиц, только после прохождения специальной подготовки (физической, психологической, профилактическое применение адаптогенов и т.п.);
- после выполнения задач в экстремальных условиях проведение медико-реабилитационных мероприятий, способствующих скорейшему восстановлению организма.

Список литературы

1. Войновский Е.А., Николаев Д.В., Войновский А.Е. Организация оказания медицинской помощи военнослужащим внутренних войск МВД России и сотрудникам органов внутренних дел при проведении широкомасштабной контртеррористической операции на Северном Кавказе // Медицина катастроф. 2013. № 3. Т. 83. С. 25-28.
2. Жовнерчук Е.В. Анализ влияния профессионально вредных факторов на психическое здоровье военнослужащих, несущих боевое дежурство // Медицина катастроф. 2011. № 1. С. 33-36.
3. Сидоренко В.А. Ведомственное здравоохранение МВД России: состояние и перспективы // Медицинский вестник МВД. 2013. Т. LXIII, № 2. С. 2-4.
4. Habib K.E., Gold P.W., Chrousos G.P. Neuroendocrinology of stress // Endocrinology and Metabolism Clinics of North America. 2001. Vol. 30, Iss. 3. P. 695-728.
5. Eiden L.E. Neuropeptide–Catecholamine Interactions in Stress // A New Era of Catecholamines in the Laboratory and Clinic. USA, Elsevier Inc. 2013. Vol. 68. P. 399-404.
6. Вязницкий П.О., Дьяконов М.М., Ендальцев Б.В., Комаренко Д.И. Адаптация к условиям военной службы и профилактика дизадаптационных расстройств: Сообщение первое // Воен.-мед. журн. 1988. № 8. С. 45– 47.
7. Низамова Э.И., Гильмутдинов А.Р., Хасанов А.Г., Ахмадуллин Р.Р. Перекисное окисление липидов, гормональный профиль крови у перенесших факторы боевого стресса больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки в процессе медицинской реабилитации // Башкирский химический журнал. 2006. № 2. С. 61-64.
8. Murburg M.M., McFall M.E., Ko G.N., Veith R.C. Sympathoadrenal response to combat-related versus combat- unrelated stressors in combat veterans with post-traumatic stress disorder (PTSD) and controls // Biological Psychiatry. 1989. Vol. 25, Iss. 7. P. A33-A34.