14 декабря 2015г.
Актуальность
Одним из показателей хорошего физического развития и здоровья является осанка [1]. Однако в последние годы наблюдается значительный рост числа различных искривлений позвоночника. Нарушения осанки у детей с умственной отсталостью встречается несколько раз чаще, чем у детей с сохранным интеллектом. Нарушения осанки не просто косметический дефект или безобидная не требующая коррекции деформация позвоночника - первый сигнал к будущим заболеваниям сколиатической болезнью, остеохондрозом.
Объект исследования
Процесс физического воспитания учащихся в системе специального общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования
Процесс осуществления коррекции нарушений осанки по методике лечебной гимнастике с элементами игры.
Цель исследования
Теоретически обосновать и экспериментально опробовать влияние лечебной физкультуры на коррекцию нарушений осанки детей с умственной отсталостью школьного возраста.
Задачи исследования
1.Изучить особенности физических и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта.
2.Изучить особенности проведения лечебной физкультуры с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
3.Определить условия использования методики лечебной гимнастики с элементами игры на нарушение осанки у детей олигофренов школьного возраста. 4.Экспериментально опробовать систему использования методики лечебной гимнастики с элементами игры на коррекцию дефектов осанки
Гипотеза
Предполагается, что коррекция нарушений осанки методами ЛФК, детей с нарушением интеллекта будет более эффективной если:
- оптимально организовывать двигательную деятельность учащихся;
- учитывать первичный дефект;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;
- создавать и своевременно изменять предметно развивающую среду;
-преподаватель будет понимать значимость использования физических упражнений в целях оздоровления [3].
Методы исследования
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования.
1. Анализ и обобщение изученной литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3.Физиологические методы исследования (тестирование оценки подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц живота и спины)
4.Метод математической статистики обработки результатов (достоверность ответов по методу Стьюдента)
Результаты и обсуждение
В начале эксперимента подвижность позвоночника назад составила 3,8 ± 0,7 см, конце 1этапа – 4,4 ± 0,6 см, что отличается от исходной величины на 0,6 см; в конце 2 этапа – 5,3 ± 0,5 см, что отличается от показателя 1 этапа на 0,9 см; в конце 3 этапа – 6,9 ± 0,7 см, что на 1,6 см отличается от показателя 2 этапа.
В начале эксперимента подвижность позвоночника вперед составила 4,8 ± 0,7 см, конце 1этапа – 5,5 ± 1,6 см, что отличается от исходной величины на 0,7 см; в конце 2 этапа – 6,8 ± 0,5 см, что отличается от показателя 1этапа на 1,3 см; в конце 3 этапа – 8,6 ± 1,4 см, что на 1,8 см отличается от показателя 2 этапа.
20
В начале эксперимента подвижность позвоночника назад составила 3,7 ± 0,7 см, конце 1 этапа – 3,9 ± 0,6 см, что отличается от исходной величины на 0,2 см; в конце 2 этапа – 4,3 ± 0,5 см, что отличается от показателя 1 этапа на 0,4 см; в конце 3 этапа – 4,7 ± 0,25 см, что на 0,4 см отличается от показателя 2 этапа .
В начале эксперимента подвижность позвоночника вперед составила 4,7 ± 1,8 см, конце 1 этапа – 4,9 ± 1,6 см, что отличается от исходной величины на 0,2 см; в конце 2 этапа – 5,0 ± 0,5 см, что отличается от показателя 1этапа на 0,1 см; в конце 3 этапа – 5,1 ± 1,3 см, что на 0,1 см отличается от показателя 2 этапа.
Анализ результатов оценки функционального состояния подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса у детей показывает, что в экспериментальной группе произошли существенные и достоверные (P<0,05-значение вероятности) изменения по сравнению с контрольной группой, где имеющиеся изменения являются незначительными.
Таким образом, мы выявили, что улучшения результатов по всем показателям у детей экспериментальной группы, является результатом внедрения в практику лечебной (корригирующей) гимнастики со специально подобранными упражнениями в игровой форме.
Выводы
1. Представленные в настоящей работе материалы не исчерпывают проблему изучения дефектов осанки и средств ее коррекции учеников обучающихся в школе, однако они дают представление о вторичных дефектах.
2. Усовершенствованная методика комплексного использования средств двигательной реабилитации, за счет включения таких методов как использование лечебной (корригирующей) гимнастики по методике А.А.Потапчук со специально подобранными упражнениями в игровой форме, что позволило провести качественнее процесс коррекции у основной части детей [2]. После занятий в экспериментальной группе отмечены лучшие показатели деятельности мышечных групп спины, живота, о чем свидетельствуют статистически достоверные отличия по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о правильности выбранной нами методики.
Практические рекомендации
Для коррекции дефектов и профилактике нарушений осанки у детей с школьного возраста, рекомендуем:
1.Для коррекции дефектов и профилактике нарушений осанки у детей с нарушением интеллекта школьного возраста, рекомендуем:
2.Использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие мышечного корсета, подвижность позвоночника через чувственно-эмоциональное постижение окружающего. Рекомендуем использовать лечебную гимнастику в игровой форме, которая способствует расширению и осознанию эмоционально-чувственного опыта детей; через удовольствие создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе физического воспитания.
3.При проведении игр и игровых упражнений использовать наглядные пособия и соответствующий красочный спортивный инвентарь (учитывая эмоционально-чувственный опыт каждого ребенка и группы в целом).
4.Это позволяет рекомендовать данную усовершенствованную методику для использования в специальных школах.
Список литературы
1. Барашева О. Правильная осанка – залог успеха в жизни. – М., 2000.
2. Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника. – М., 1998.
3. Нарушения осанки. – М., 1999