Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«ПОЛЬСКИЙ СЛЕД» В ИСТОРИИ Г.МАЙКОПА

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2016г.

Городская история активно занимает свое место в отечественной историографии, обогащая ее аспектами, ранее недостаточно исследованными (особенности формирования структуры населения, история городского управления в дооктябрьский период и др.) Обращение к данным проблемам позволяет не только воссоздать многогранную и объективную историю городских поселений, но и вернуть современникам имена деятелей, внесших вклад в городское строительство.

Особенностью городов Северо-Западного Кавказа, Майкопа и региона в целом, было их приоритетное заселение славянами, выходцами из внутренних губерний России, в том числе поляками, подданными России, а также отставными военными и казаками. Поляки предпочитали селиться преимущественно в городах [13, с. 5-6].

Польский след, духовный и материальный, остался в истории Майкопа гражданскими и военными деятелями дооктябрьского периода, а также в образе костела, построенного поляками в1914 г. Своеобразно оценивает польскую составляющую Майкопа Кирилл Анкудинов – поэт и литературный критик. «В первую очередь, – пишет он, – дореволюционный Майкоп был городом русским и казачьим, во вторую очередь – армянским, польским и еврейским. И только в третью – черкесским». «Поляков и евреев, – отмечает автор далее, –       в Майкоп ссылали …не за серьезные политпрегрешения, достойные Сибири, а за невинную либеральную болтовню» [14]. Отдавая должное оригинальности данной оценки, нельзя, однако, не согласиться с тем фактом, что «майкопские» поляки, внеся вклад в становление и развитие города, оставили свой след в его этнической и культурной истории, который вполне может представлять самостоятельный интерес для историков и культурологов.

В центре предпринятого исследования некоторые аспекты истории городского управления Майкопа в дооктябрьский период и роли в его становлении и развитии Дмитрия Ивановича Зинковецкого, как считают некоторые исследователи, поляка, одного из первых и результативных управленцев рассматриваемого периода.

Все северокавказские города прошли практически один и тот же путь развития: военная крепость, слобода, город с упрощенным, а затем реальным городским самоуправлением. Не стал исключением в этом плане и Майкоп, который до 1875 г., будучи слободой, управлялся старостой. В этот период и началась «управленческая карьера» Д.И. Зинковецкого, второго после Г.Н. Шапошникова старосты [16, с. 432]. Есть все основания считать, что имя Д.И. Зинковецкого, прочно вошедшее в историю Майкопа, стало на долгие годы символом его управления.

Д.И. Зинковецкий по роду занятий и «отправляемых общественных поручений» в разные периоды исполнял должности председателя Майкопского городского сиротского суда, почетного смотрителя Майкопского Александровского 6-ти классного городского училища, почетного мирового судьи Майкопского судебно- мирского округа, директора Майкопского отделения Кубанского областного попечительства о тюрьмах, члена попечительского совета Майкопской гимназии, потомственного Почетного гражданина города [5, л. 39]. Все свидетельствовало о том, что он был личностью неординарной. В полной мере его управленческий талант раскрылся на должности головы города.

18 мая 1878 г.Майкоп получил реальное городское самоуправление. Первые выборы в городе состоялись в 1889 г. Избранные гласные городской думы приняли присягу, в которой именем Всемогущего Бога обещали императору и наследнику престола «верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови», а также исполнять все надлежащим образом… и для своей корысти присягой не поступать» [6, л. 6]. Д.И. Зинковецкий, умелый администратор и хозяйственник, строго следовал этой присяге.

Первоначально на посту городского головы он прослужил с 1889 по 1893 гг. В 1910 г. его вновь избрали на эту должность. Имеются сведения, что он трижды избирался руководителем города. По-видимому, именно по этой причине горожане и называли его «бессменным» головой.

Дореволюционный Майкоп был богат на талантливых управленцев, деятельных, далеко не бедных, «беспорочной службою на благо Отечества приумножавшие его славу и достоинство». Глубокий след в истории города оставили городские головы: И.И. Братухин, С.И. Иванов, П.П. Голев, К.М. Козо-Полянский и др.

О личности Д.И.  Зинковецкого в исторической литературе не так много сведений,  и те достаточно противоречивы (в особенности о его национальной и религиозной принадлежности). В Национальном архиве Республики Адыгея хранится его личное дело, в котором отмечается, что родился он в 1848 г., воспитание получил домашнее, вероисповедания православного, из мещан Симбирской губернии, имеет имущество: земельный участок в 280 десятин в Майкопском отделе, два дома в Майкопе, стоимостью в 160 тыс. руб., женат на дочери майкопского купца первой гильдии, умер 28 сентября1911 г., будучи в должности городского головы [7].

Краснодарский историк О. Матвеев, ссылаясь на статью в газете «Майкопское эхо» за 11 апреля 1915 г. [18], считает, что у Д.И. Зинковецкого возможно были польские корни, аргументируя данное предположение тем, что «его супруга являлась действительным членом Польского благотворительного комитета в годы Первой мировой войны» [4], а сам он оказывал большую помощь этому комитету. Данная точка зрения требует более обстоятельного подтверждения. На наш взгляд, представляется небезынтересным выявление возможных корней и связей Д.И. Зинковецкого с городом Зиньков в Миргородском уезде на Полтавщине и одесскими купцами Зиньковецкими, торговавшими маслом.

Некоторые предположения по вероисповеданию и национальности Д.И. Зинковецкого можно извлечь из информации о работе Майкопского городского Общественного банка, действовавшего в Майкопе в начале ХХ в. В 1908 г. прошли очередные выборы руководителя этого банка, по итогам которых, им стал Д.И. Зинковецкий, предложивший на должность своего  заместителя Иосифа Оськина. Однако данное предложение не нашло поддержки у начальника Кубанской области по причине того, что «лица иудейского вероисповедания не могут занимать должность товарища директора… банка и вообще не должны быть допущены в состав членов городского банка» [2]. Кандидатура самого Д.И. Зинковецкого подобных возражений не вызвала.

В должности городского головы Д.И. Зинковецкий смело вводил новшества в управление городом. Им был предложен, а городской думой утвержден посаженный налог, в соответствии с которым земледельцы платили «за каждый квадратный сажень в зависимости от того, подо что использовалась земля: на более доходные земли налог был выше». За счет этого налога городская казна при Зинковецком увеличилась на 20% [15].

Круг забот городского головы был весьма широк. Д.И. Зинковецким был поднят вопрос «об устройстве электрической станции» с целью улучшения «уличного и домового освещения» и пополнения городской кассы « для общих городских нужд».

В составе созданной в городе группы уполномоченных он активно боролся за проведение ветки железной дороги Армавир-Туапсе непосредственно через Майкоп [8, л. 85]. Процесс этот был весьма сложный, и горожанам, и Д.И. Зинковецкому лично пришлось принимать немалые усилия для его реализации. В Национальном архиве РА сохранился ряд документов по этому вопросу: приговор общественного схода от 10 августа 1908 г.; акт лиц торгового сословия и домовладельцев г. Майкопа и др. Горожане поручали избранным уполномоченным, первым из которых упоминался Д.И. Зинковецкий, «ходатайствовать всюду, где и перед кем лишь потребуется, по вопросу проведения ж/д линии Армавир-Туапсе непосрелственно на г.Майкоп, защищали интересы всех, без различия слоев населения г. Майкопа» [9, л. 85].

Совместно с депутатами от населенных пунктов нагорной полосы и Закубанья (аулов Лакшукай, Тугоргой, Тлюстенхабль, Шенджий, Ходзь, Гатлукай, Пчегатлукай, Вочепший, Габукай, Ассоколай и др.) Д.И. Зинковецкий занимался созданием инфраструктуры железной дороги [10, л.2]. Совместно с М. Гирсием, Д. Иваненко и М. Шапошниковым он представлял Майкоп на съезде депутатов от Закубанья и нагорных станиц, проходившем в Армавире 6-8 декабря 1909 г. и обсуждавшем данную проблему.

В свое время Д.И. Зинковецкий состоял членом исполнительной комиссии по постройке Пушкинского Дома [11, л. 62] – центра культуры Майкопа.

Непосредственное участие он принял в строительстве городского водопровода. В архиве сохранилось его письмо в адрес начальника Кубанской области с ходатайством содействовать этому строительству [12, л. 6].

Одной из основных составляющих деятельности Д.И. Зинковецкого, как городского головы, являлась благотворительность, как личная, так и коллективно организуемая в масштабах всего города. В Майкопе действовал ряд благотворительных обществ, в их числе: Осиевское общество и Общество попечения о бедных. Город выделял ежегодно по 410 руб. на содержание ночлежных приютов. Осиевскому братству выделялась сумма в размере 108 руб., а также выплачивалась стипендия имени «в бозе почившего императора Александра III», составлявшая 120 руб. Беднейшим жителям города выделялись пособия, наиболее нуждающимся категориям населения в размере 200 руб. [17] и др.

В 1891 г. Майкоп заполонили голодающие из центральных губерний России. Горожане и городская власть активно откликнулись на беду соотечественников. 12(24) ноября 1891 г. городской думой был сформирован комитет помощи голодающим. Лично Д.И. Зинковецкий внес на нужды прибывших голодающих 500 руб. (больше всех остальных купцов, которые жертвовали от 100 до 25 руб. каждый) и «порядочное количество хлеба» [2, с. 109].

В благотворительности активное участие принимала польская часть населения города. Так, 27 января 1915 г. в период Первой мировой войны, местная газета сообщала об инициативе населения по оказанию помощи пострадавшим на фронтах войны под лозунгом «Майкоп-Польше». В результате было собрано 764 руб.23,5 коп., тем самым «майкопцы, – как писала пресса того времени, – показали, что они могут проявлять отзывчивость на доброе дело» [1].

О Д.И. Зинковецком сегодня напоминает бывший его дом, ныне Майкопский Дом офицеров, построенный в 1907 г. архитектором Фоминым в эклектическом стиле с декором в стиле модерн, модном в тот исторический период. Главный фасад отмечен ризалитом повышенной этажности с пятью арочными окнами. Хозяин дома предоставлял парадный зал на втором этаже для устройства различных городских торжеств. После 1917 г. в нем некоторое время размещался революционный комитет, а в подвалах – оружейный арсенал.

Исследование деятельности Д.И. Зинковецкого позволяет согласиться с выводом О.В. Матвеева о том, что поляки «хорошо зарекомендовали себя на службе в городском самоуправлении» [4].

 

Список литературы

1.     Додаев Н.Е. Майкоп-Польше // Отклики Кавказа. 1915. № 102. 13 мая.

2.     Мазурик В. Неизвестный Майкоп // Литературная Адыгея. 1998. №2.

3.     Марков В.Н. К вопросу об участии иудействующего субботника Иосифа Оськина в работе Майкопского городского Общественного банка // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// tnu. podelise. ru /docs/ index- 329856 html

4.     Матвеев О.В. Поляки города Майкопа // Славянский мир [Электронный ресурс] – Режим договора: http://slavmir. pravkuban. ru /2008/ 08 /21/ov_matveev_ poljaki_ goroda _majjkopa. Htm

5.     l5. Национальный архив Республики Адыгея (далее НАРА). Ф.1. Оп. 1. Д. 259. 6. НАРА. Ф.1. Оп. 1. Д. 13.

7. НАРА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 347.

8. НАРА. Ф. 1. Оп.1. Д.199.

9. НАРА. Ф. 1. Оп.1. Д.199.

10. НАРА. Ф.1. Оп. 1. Д. 247.

11. НАРА Ф.1. Оп. 1. Д. 43 а.

12. НАРА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 219.

13. Селицкий А.И. Поляки на Кубани: исторические очерки. Краснодар, 2008.

14. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russ. ru / pole / Moj Majkop

15. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// xn 7sbbfifdf3bzb6adm6k7bg.xn pIai/ index. php /kalejdoskop/ 469- kakay –vlast- bylav- maikope

16. Харламов М. История возникновения и развития г. Майкопа в связи с историей Закубанского края // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1912.

17. Хлынина Т.П. Месторасположение и внутреннее устройство города (рукопись).

18. Шарамович В. Воззвание // Майкопское эхо. 1915. № 95. 11 апреля.