Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА В РАМКАХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Дзержинск
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2016г.

Аннотация:

Статья посвящена весьма актуальной и значимой теме – проблеме одиночества. Автор рассматривает роль социокультурного подхода к изучению одиночества. Вместе с тем  предлагается новый взгляд на сущность феномена одиночества и анализируются современные социологические и социокультурные концепции.

Ключевые слова: одиночество, социокультурный подход, интенциональность, космическое одиночество, культурное одиночество,  социальное  одиночество,  межличностное одиночество,  ролевая функция личности, состояние «Я», состояние «МЫ».

 

THE INTERPRETATION PHENOMENON OF LONELINESS THROUGH THE SOCIALCULTUROLOGY POSITION

Ryzhakova E.V.

Candidate of cultural science, docent of Polytechnic Institute NGTU, Dzerzhinsk, Russia

 

 

Abstract:

Article is devoted rather actual and significant theme – a loneliness problem. The author considers the important role of socialculturology position to research a phenomenon of loneliness. To add to this, the author suggests the new view on essence of a phenomenon of loneliness and analyzes different modern social and socialculturology conceptions.

Keywords: loneliness, socialculturology position, intentionality, space loneliness, cultural loneliness, social loneliness, interpersonal loneliness, role-playing function of personality, position «I», position «We».

Исследование проблемы одиночества проводится в рамках различных подходов: социологического, социокультурного, философского, психологического и т.д. В рамках данной статьи рассмотрим специфику социокультурного подхода к изучению многогранного феномена одиночества. В соответствии с данным подходом, вся жизнедеятельность человека протекает в рамках «жизненного мира», который составляет контекст жизни человека, обнаруживается в виде каких-либо событий, явлений, в процессе становления личности.

«Жизненный мир личности – это интенциональная структурированная сетка, устанавливающая всеобъемлющие рамки, внутри которых события становятся значимыми. Концепция интенциональности рассматривает жизненный мир личности как мир, имеющий плюралистическую структуру. Плюрализм раскрывает основные экзистенциальные возможности, следуя которым человек может ориентироваться в своей жизни» [1, c. 56].

Современные американские исследователи У. Садлер и Т. Джонсон, авторы труда «От одиночества к аномии» отмечают: «Многие люди испытывают наиболее мучительное состояние одиночества не в физической изолированности, а как раз в центре группы, в кругу семьи, в обществе близких друзей» [2, c. 30].

Садлер и Джонсон в своей работе определяют одиночество, как переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Они пришли к выводу, что одиночество становится нестерпимым, «безвыходным», когда оно затрагивает личность одновременно в нескольких измерениях.

Модель одиночества американских социологов У. Садлера и Т. Джонсона находится в контексте «жизненного мира» личности, который направлен на реализацию четырех основных экзистенциальных параметров. «Во-первых, уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я» и его предельной многозначности. Во-вторых, традиция и культура личности, которые дают ей многие ценности и идеи и которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования. В-третьих, социальное окружение индивида, формирующее поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает понятие участия в группе и ролевой функции личности. В-четвертых, восприятие других людей, с которыми человек может установить отношения «Я-Ты», отношения которые могут развернуться в двойную реальность человеческого «Мы» [3, c. 33].

Таким образом, У. Садлер и Т. Джонсон выявляют четыре измерения одиночества: космическое, культурное, социальное и межличностное. Одиночество, испытываемое в различных измерениях различно.

Для космического одиночества характерны три основные формы самовосприятия личности. В первом случае личность соотносится с природой, космосом, вселенной (универсумом) – природное одиночество. Во втором случае личность ощущает сопричастность к мистическим аспектам жизни и оказывается достаточно близко к Богу – божественное одиночество. В третьем – личность чувствует собственную уникальность, непохожесть своей судьбы на судьбы других людей, причастность к историческим целям – одиночество самоотчуждения.

Человеку (как первобытному, так и современному) необходимо чувствовать единение с природой, с универсумом, чувствовать, что он часть Вселенной. Отчуждение от природы неизменно приводит к чувству потери гармонии с миром, к бессмысленности человеческого существования. Природное одиночество может быть свойственно не только отдельной конкретной личности, но и обществу в целом. Проанализировав результаты проведенных исследований, стоит отметить, что этот тип одиночества характерен, прежде всего, для людей, жизнедеятельность которых связана с изучением природной среды. В некоторых случаях природное одиночество сопровождается ностальгией по родине, по родному краю.

Природное одиночество прослеживается на самом раннем этапе становления сознания. В данном случае это, прежде всего, «чувственное» одиночество, когда одиночество – своего рода объект, который человеком воспринимается при помощи органов чувств. Переживание природного одиночества выступает как характеристика непосредственного (единичного) сознания. Одиночество-переживание может возникнуть у человека внезапно и также внезапно покинуть его. Природное одиночество характерно не только для ранних эпох становления человечества, его может испытать любой  человек, независимо от эпохи, в которой  он  живет. Основная особенность переживания одиночества периода становления или «детства» – одиночество является реальным, объективным процессом, то есть человек ощущает себя одиноким, когда он действительно одинок. Человек на раннем этапе своего развития пишет Э. Фромм: «Начинает смутно осознавать, что оно – или, точнее, группа, к которой он принадлежит, - это не то же самое, что природа вокруг. В нем пробуждается сознание трагичности своей судьбы: быть частью природы, но не вписываться в нее [4, c. 37]. Переживание природного одиночества выталкивает человека навстречу себе самому и другому, себе подобному. Переживание это настолько велико, что полностью оттолкнуло человека от природы. В результате развития человеческого разума человек смог выделить себя как нечто самостоятельное и отдельное от остальной живой системы, а затем стал чувствовать возможность и способность управлять этой системой, то есть предпринимаются попытки подчинить природу, занять господствующее положение в мире.

Но, несмотря на определенный прогресс в человеческом развитии, пережив природное одиночество, человек становится бесконечно одиноким. Способность человека вытолкнуть себя навстречу собственному «Я» стала ловушкой для человека. «Люди одиноки, потому что уязвимы и уязвимы, потому что одиноки» [5, p.95], – пишет Дж. Генри.

И.С. Кон в своем научном труде выделяет основные принципы такого одиночества:

-   автономность человеческого «Я», которое отличается от общества;

-   общество подавляет и нивелирует индивидуальность;

-   индивид может спасти и сохранить свое «Я» только поддерживая отчуждение между собой и миром;

-    индивид должен постоянно уходить, скрываться от людей, это могут быть путешествия в отдаленные уголки природы, уединенная жизнь в горах или на необитаемом острове, единение с природой, недоступное остальным или внутреннее путешествие в прошлое, вглубь собственной личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что действительно космическое одиночество как вид существует, если не как абсолютное, то как относительное точно. Учеными предполагается, что данный вид одиночества, его осознание – отправная точка для духовности человека, развития  его творческого потенциала. Космическое одиночество имеет большое ценностное значение для всего человечества. Осознавая возможность такого одиночества, каждый отдельный  человек ставит перед собой задачу предотвращения войны и даже любой агрессии, сохранения природной среды, то есть пытается разрешить проблемы глобального уровня.

Одиночество самоотчуждения – третий вид космического одиночества подразумевает внутренний распад личности, чувство разлада с самим собой, внутренний дисбаланс и дисгармонию личности. Немецкий социолог Кельбель так определил данный тип одиночества: «Это негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чувство непричастности» [6, c. 302]. Пытаясь справиться с таким одиночеством, преодолеть его, человек стремится к такому «Я», каким он на данный момент не является, но которого он хочет достигнуть, чтобы реализовать себя.

К. Юнг отмечает, что современный человек всегда одинок, так как каждый шаг к более высокой сознательности отделяет его от погруженности в общее бессознательное. Таким образом, Юнг указывает на неизбежность одиночества человека и человечества.

Культурное одиночество объясняет разрыв человека с культурой, культурными традициями, ценностями. Корни такого типа одиночества лежат в разрыве с установленными культурными традициями, ценностями, нравственными идеалами. Данный параметр одиночества связан с культурной идентификацией человека в рамках «жизненного мира». Таким образом, человек должен сам создавать культурные коды в той среде обитания, в которой он находится, чтобы чувствовать свое непосредственное включение в эту среду, в «жизненный мир». Культурное одиночество может возникнуть при изменении культурных традиций, что нередко прослеживается в истории человечества. По мнению У. Садлера и Т. Джонсона, «культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди думают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Данный тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные социальные изменения» [7, c. 37].

Культурное одиночество особо характерно для России ХХ века, когда произошли существенные изменения в политической, социально-экономической ситуации, в религиозных и нравственных идеалах. В начале ХХ века в российском обществе, которое было классовым, после революции наблюдается ситуация культурной отчужденности, когда интеллигенция «старой» России не смогли принять культуру революционеров (считая, что она практически отсутствует), не смогли смириться с нивелированием ценностей. В результате в обществе усугубилась объективная изолированность одной части общества от другой, возникло ощущение культурной чужеродности. Многие люди оказались в ситуации культурного отчуждения – одиночества между «старой» и «новой» культурой.

Культурное одиночество особо характерно для обществ, в которых происходят существенные изменения. Ощущение культурного одиночества связано с проявлением такого социального модуса, как «одиночество- несвоевременности». Такое одиночество особо характерно для исследователей, культурологов, ученых, которые зачастую видят значительные различия между собственными идеалами и теми ценностями, которые преобладают в широких общественных массах.

Социальное измерение одиночества, прежде всего, связано с таким понятием как социальная изоляция, под которой подразумевается изгнание, неприятие и т.д. Социальное восприятие возникает тогда, когда личность чувствует свою отчужденность от других представителей социума, чувствует неприятие себя окружающими. Причем, стоит отметить, что социальное одиночество (в отличие от космического и культурного) связывают именно с количеством контактов, нежели с их качественными показателями.

Переживание социального одиночества связано с внутренним ощущением покинутости, отверженности личности со стороны общества. Человек начинает чувствовать себя изгоем, лишним, его личность утрачивает собственную значимость. Общаясь с другим и получая в таком общении информацию о себе, человек подтверждает нужные ему мысли о собственной значимости.

Данный тип одиночества характер для людей, которые не принимают участия в принятии каких-либо решений, в том числе связанных с улучшением жизни в обществе. Расширение и рост социальных институтов, и вместе с тем уменьшение значимости роли личности в них, увеличивают возможность испытать социальное одиночество. Н. Элиас пишет: «Особенностью многих социальных интеграционных процессов, от низкого до более высокого уровня, является смещение властных центров с одного уровня на другие…индивид в своем отношении к обществу  в результате подобного интеграционного процесса теряет, прежде всего, шансы на власть». [8, c. 229]

Итак, наиболее значимые факторы, способствующие возникновению социального одиночества в современном мире следующие: рост расслоения, раздробленности общества, отождествление успеха с общим признанием, высокая степень мобильности людей, распад традиционных социальных групп, слишком высокий уровень ожиданий, связанных с получением желаемого социального статуса, игнорирование точек зрения других индивидов. [9, p. 26]

Действительно, человек стремится к выделению собственного «Я», его осмыслению и некоторому отдалению от «другого Я», но попав в состояние добровольной и относительной изолированности, он приходит к выводу, что уже не является частью целого. Как результат, человек вновь начинает стремиться к единению с себе подобными. В процессе развития истории цивилизации человек постоянно и неизбежно находится в противоречии между «Я» и «Мы», попадая то в одну, то в другую категорию, он обеспокоен отсутствием «среднего», что помогло бы справиться с тревожным состоянием пустого «себя» и не дало бы слиться с монолитным, но не менее тревожным состоянием «Мы».

Переживание социального одиночества в значительной степени отдаляет человека от себя самого, от своего внутреннего «Я».

В свою очередь межличностное одиночество непосредственно связано с проблемой взаимодействия «Я» и «другого Я». Межличностное одиночество особо характерно для ХХ века, когда в процессе обыденного самосознания, люди стали чувствовать себя лишь самой незначительной частью окружающего мира, в сложном процессе обширных взаимосвязей. Когда количество и качество взаимосвязей индивида с другим «Я» не соответствует его ожиданиям, можно говорить о возникновении чувства одиночества. В современном мире все больше и больше обостряется одиночество индивидуумов, человек порой чувствует себя одиноким независимо от того, кто находится рядом с ним.

На наш взгляд, все вышеперечисленные типы одиночества в том или ином виде присутствовали несколько веков назад и присутствуют в современной жизни. В ХХ  веке произошли некоторые  изменения: наряду с физическим одиночеством, человек стал особо остро ощущать одиночество личностное. В данном случае речь идет не о людях, которые склонны к уединенному образу жизни, так как подобное явление прослеживалось в различных обществах разных исторических эпох, а о тех, кто хотел бы найти свое место в обществе и в мире в целом. Именно в ХХ веке стало очевидно, что одиночество связано не столько с коммуникативными особенностями, сколько со внутренними свойствами личности.

 

Список литературы

1.     Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 56

2.     Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 30

3.     Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 33

4.     Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989. – С. 37

5.     Henry J. Loneliness and Vulnerability // The Anatomy of loneliness. – New York, 1981. – p. 95. (перевод автора статьи)

6.     Джонг-Гирвельд Дж. Де, Раадшелдерс Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 302

7.     Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 37

8.     Норберт Элиас. Изменения баланса между я и мы // Общество индивидов. – М., 2001. – С. 229

9.     Rokach A. Loneliness Then and Now: Reflections on Social and emotional alienation in everyday life // Current Psychology: Development Learning Personally Social – Spring 2004, vol. 23, No 1. – p. 26. (перевод автора статьи)