21 марта 2016г.
Стоящая перед историками задача всестороннего изучения цивилизаций прошлого предполагает изучение такого аспекта истории Древнего Рима, как религия и культы римской армии. В статье выявляются религиозные культы воинов римской армии, расквартированной на верхне-дунайском лимесе. Как легионеры, так и ауксилиарии обращались лишь к официальным богам греко-римского пантеона. Но хоронившие их родственники и наследники позволяли ваятелям изображать на надгробиях исконно – национальных, родовых божеств.
Римская цивилизация представляет большой интерес с точки зрения воплощенного в ней исторического опыта. Она имеет обширную документальную источниковую базу, а поэтому давно остается в центре внимания исследователей.
С конца XIX в. изучение еѐ военной истории развивается наиболее динамично. Источниковая база для этих исследований постоянно, можно даже сказать ежедневно, пополняется за счѐт новых эпиграфических открытий. Учѐные-историки всѐ больше обращают внимание на жизненные темы, такие как культурная и идеологическая роль армии, прежде всего в провинциях римской державы
Однако, несмотря на то, что за последние полтора столетия в нашей стране и за рубежом появилось достаточно много публикаций по проблемам военной истории Рима, изучение такого весьма интересного аспекта одной из наиболее развитых античных цивилизаций, как религия римской армии, еще только начинается.
В этом потоке работ, в подавляющем большинстве которых исследуются чисто военные вопросы: принципы комплектования и организации армии, дислокация частей, их этнический и социальный состав, тактика ведения боевых действий, вооружение, снаряжение, фортификация и т. д. – крайне редко встречаются работы, специально посвященные изучению религии армии, анализу культов, отправлявшихся солдатами, офицерами и ветеранами.
В мировой историографии тема также лишь обозначена. Комплексных исследований нет, хотя общеизвестно, что величие такой мировой средиземноморской державы как Римская империя держалось на двух столпах – религиозности жителей и профессиональной армии.
К настоящему времени специально исследованы культы римской армии в Британии (Дж. Ричмонд, Н.И. Соловьянов), Западных провинциях (Н.И. Соловьянов), Африке (Н.И. Соловьянов), Риме и Италии (Н.И. Соловьянов), дунайско-балканском регионе (Н.И. Соловьянов, С. М. Рубцов, A. B. Колобов), Восточных провинциях (Н.И. Соловьянов). Исследования показали, что расквартированные в провинциях воины почитали лишь официальные римские божества, имеющие отношения к государству, армии, к заздравному и погребальному культу, изредка обращаясь к наиболее чтимым восточным и местным богам. [Соловьянов, 2012, 25-31].
Цель данного исследования – выявить пантеон и особенности культов, отправлявшихся воинами пограничной римской армии на территории альпийской (горной) части течения Дуная.
Первостепенное значение для решения этой задачи имеют эпиграфические памятники: посвятительные, строительные, надгробные надписи и вотивные рельефы воинов.
В 168 г. до н. э. в результате первой Македонской войны на этих землях была провозглашена римская провинция Иллирия, однако внутренние области страны были подчинены Риму только Августом Октавианом после Иллирийской войны 35 г. до н. э. С этого времени иллирийцы стали быстро романизироваться. Для Римской империи Иллирия имела немалое военно-стратегическое и хозяйственное значение: иллирийцы поставляли Риму дерево, скот, зерно. Коренное население было достаточно пестрым, включало германские (винделики, варисты, тавриски), кельтские (гельветы, карны), алано-скифо-сарматские (бойи, геркуниаты) и иллиро-далматинские (иллирийцы, япиды, либурны, скордиски, далматы, автариты, пирусты) родовые объединения.
Местные племена оказывали отчаянное сопротивление римлянам, неоднократно поднимая восстания.
После подавления будущим императором Тиберием иллирийского восстания 6-9 гг. до н. э. провинция была поделена на Нижнюю Иллирию - Паннонию и Верхнюю Иллирию - Далмацию. Как таможенная зона Иллирия включала также Рецию и Норик.
В регионе в разные периоды I-III вв. стояло одновременно от 3 до 6-ти легионов. Среди них: VII Македонский, XI Клавдиев, VII Клавдиев, VIIII Испанский, XV Аполлинарский, I и II Вспомогательные, X, XIII, XIIII Близнецов, II и III Италийские. Кроме того, через эти земли пролегал магистральный коридор, по которому проходили все воинские части, направлявшиеся с запада на восток и обратно для участия, как в боевых действиях, так и в гражданских войнах, неоднократно сотрясавших Империю в период раннего принципата. Так различными источниками зафиксировано присутствие легионов, не входивших в состав постоянного гарнизона: I Германского, II Парфянского, IIII Флавиева, VII Близнецов, VIII Августова, XX Валериева и др. [Ritterling, сoll. 13262 etc.].
То же можно сказать и о вспомогательных частях. Эпиграфические памятники свидетельствуют о пребывании в регионе следующих подразделений: ala Claudia nova [ILS 2505], аla prima Pannoniorum Tampiana [ILS 2515], ala Augustae [ILS 2524], ala prima Hispanorum Auriana [ILS 2527], cohors milliaria Maurorum [ILS 2552], cohors V Delmatarum [ILS 2561], cohors prima Lucensium [ILS 2563], cohors secunda Raetorum [ILS 2566], cohors prima Belgarum [ILS 2579], cohors I Britanicae [ILS 2581], cohors III AIpinorum [ILS 2582], cohors VIII voluntariorum [ILS 2583], cohors XI Gallorum [ILS 2593], cohors I Campestris [ILS 2597], cohois primae Batavorum milliariae [ILS 2598], а также кораблей Паннонской Флавиевой флотилии [ILS 2912].
В плане практической сакральной деятельности от римских легионеров до нас дошли следующие вотивные памятники: императору Тиберию, императору Каракалле, императору Александру Северу, а также высшим богам римского пантеона: Юпитеру Наилучшему Высочайшему за здравие императора Элагабала; посвящения Юпитеру Наилучшему Высочайшему и Юноне Царице, Минерве, Марсу, Вулкану, Геркулесу в римском варианте, местным богам-врачевателям Эскулапу и Гигии. В одной из надписей упоминается сигнифер - воин, носящий изображения священного знака легиона [ILS 2912, 2280, 2382, 2456, 2442, 2410, 2431, 2353, 2390, 2363, 2453, 2474, 2409, 2235].
Итак, легионеры обращались лишь к официальным богам греко-римского пантеона.
Несмотря на обилие вспомогательных частей, проходивших через интересующую нас территорию, вотивных памятников, очень мало: Меркурию, за здравие императора Антонина Пия, Юпитеру Наилучшему Высочайшему от триерарха Паннонской Флавиевой флотилии, Виктории Цезарей [ILS 2527, 2912, 2524].
Далее надгробия с традиционными обращениями к богам подземного царства Манам [ILS 2359, 2386, 2388, 2395, 2460].
Очень много надгробий без посвящений богам и даже рельефов. Однако, два из них весьма интересны. На надгробии всадника алы Тита Флавия Кренскиса, судя по когномену и месту рождения, - романизированного при флавиях фракийца - наличествует рельеф фракийского Героя-всадника, а погребальную стелу воина испанской алы увенчивает не менее интересный рельеф воина с двумя ведомыми под уздцы лошадьми [ILS 2515, 2529].
Таким образом, в официальных сакральных надписях ауксилиариев также как и у легионеров, присутствуют только официальные боги греко-римского пантеона. А на надгробных рельефах - свои родные.
Как легионеры, так и ауксилиарии обращались лишь к официальным богам греко-римского пантеона, но хоронившие их родственники и наследники (heredes) позволяли ваятелям изображать на надгробиях исконно национальных, родовых божеств.
Список литературы
1. Соловьянов Н.И. Религия римской армии. К историографии проблемы // История мировых цивилизаций: культурные события как отражение общественных процессов: материалы межрегиональной научно- практической конференции с международным участием. 27 апреля 2012 г. Красноярск: КГПУ, 2012. С. 25- 31.
2. Desau H. Inscriptiones Latinae Selectae. Berolini. Vol. I–IV. Ed. 2. 1954-1955.
3. Ritterling E. Legio // Pauly-Wissowa-Kroll. Encyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Stuttgart. Bd. XII (1925). Coll. 13262 etc.