Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В ПРИКЛАДНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2016г.

Понимание морали часто связывают с ее ценностным контекстом. Человек традиционно привыкает соотносить свои действия и поступки с моралью, т.е. анализировать путем вычленения в них доброго, должного справедливого и т.п.

Таким образом, именно мораль в цивилизованном обществе играют важную роль при формировании мотивацию личности, определяет те внутренние рычаги, которые регулируют человеческие действия в любой жизненной ситуации. Благодаря морали, индивид привыкает постоянно включать такого рода собственный оценочный механизм для определения «качества» окружающих реалий.

Тем самым практически у любого человека выстраивается определенная ценностная конструкция изучения фактов и  событий, которая помогает ему ориентироваться в обществе, начиная с уровня межличностных субъективных отношений какой-либо замкнутой социальной группы со своими нравственными «местечковыми» целями, идеалами и нормами.

И здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой, которая затрагивает, как научную плоскость, так и утилитарную. Это проблема формирования понятийного аппарата этики. Дело в том, что большинство основополагающих ее понятий активно используются человеком не только в контексте его научных изысканий, но и в его обычной жизни. С раннего возраста он так привыкает к их обыденности, что зачастую забывает, что при всей их распространенности в данной сфере, понятия «добра», «долга», «совести» должны нести некую единую смысловую нагрузку. Это важно, в первую очередь, для того, чтобы в оценке собственных поступков и действий окружающих людей индивиды могли «говорить» на одном языке, оценивая себя и других в едином содержательном поле.

О сложности в определении морали говорит А.А.Гусейнов: «Если, например, отталкиваться от общекультурной лексики русского языка, то можно зафиксировать очень широкий диапазон смысловых оттенков понятия морали, начиная от сведения морали к неприятной назидательности («читать мораль») до ее отождествления с социальным («моральный износ») или духовным вообще («моральный фактор»)» [Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., 2000, С.18-19].

Вышеуказанная  неоднозначность  имеет  место  и  в  прикладной  этической  сфере.  Например,  в формировании профессиональных этических кодексов, когда важно интегрировать конкретные виды практической деятельности с преобразованными в ходе их конкретизации моральными ориентациями и ценностями. Зачастую сложно сохранить сущность основополагающих нравственных категорий, используемых в профессиональных кодексах, когда появляется возможность ее утратить этим включением в чужеродную сферу.

Поэтому четкое определение базовых этических категорий и позволяет сформировать каркас любого профессионального кодекса. Например, названия большинства его разделов традиционно привязаны к ответственности специалиста перед основными объектами его профессионального взаимодействия. Часто идет активное использование таких понятий, как «долг», «честь», достоинство».

При этом необходимо помнить значение этих понятий и различие в их содержании. Например, долг всегда предполагает добровольность и внутреннее согласие с теми требованиями, которые выдвигает общество, его различные структуры по отношению к личности. В рамках процесса формирования долга происходит превращение требований нравственности, которые выдвигаются по отношению ко всем членам общества, в личную задачу конкретного человека. Например, говорить о наличии профессионального долга у определенного работника можно говорить только в том случае, если он сам добровольно принимает данную линию поведения, как собственный путь реализации себя на рабочем месте. Как следствие, требовать от индивида обязательного выполнения своего долга не слишком корректно в научном этическом контексте, т.к. окончательное решение по выполнению определенных действий в данном контексте лежит на самом человеке. Внешние силы лишь могут его подтолкнуть к данному решению, но окончательно его будет принимать только сам индивид.

В большей мере предполагает обязательное выполнение общественных законов и правилам категория ответственности. В ее нравственных рамках изначально человек соглашается с внешними требованиями по отношению к его поведению, к необходимости выполнения той или иной социальной роли (сотрудника, родителя, гражданина своей страны). В отличие от долга, индивид может внутренне не соглашаться с их правильностью, но независимо от этого, соблюдает возложенные на него обязательства перед социумом.

Частая  проблема  возникает  при  использовании  в  профессиональной  сфере  понятий  «чести»  и «достоинства», когда не задумываются о причинно-следственной связи между ними.

Следует помнить, что изначально у человека формируется такое нравственное качество, как достоинство. Это особое отношение к самому себе, самосознание своей ценности в окружающем мире. Эта та нравственная граница, через которую нельзя переступить, не потеряв уважение. На ее базе создается, развивается и функционирует собственная неповторимая модель нравственного поведения, восприятие тебя окружающими людьми. В рамках достоинства формируется репутация, которая учитывает общественное положение того или иного человека, заслуги и признание.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что в профессиональной этике в целом и в профессиональном этическом кодексе в частности, в первую очередь, необходимо закрепить определенные стандарты ответственности специалиста за свои действия и поступки на различных уровнях (перед коллегами, работодателем, внешними организациями, своей профессиональной сферой, обществом в целом). В отличие от долга их можно работника обязать строго и с необходимостью выполнять.

В профессиональной этике достаточно специфически рассматривается базовое понятие «добра». Традиционно оно привязывалось к некому благу, пользе. Поэтому и возникает естественный вопрос о том, что следует отождествлять с главным благом в интересующем нас этическом направлении.

Для специалиста таковым выступает его профессионализм, реализация его профессиональных качеств, знаний и умений. Это вполне объяснимо. Совестливость, доброжелательность, честность никоим образом не поддается сомнению в положительном личностном контексте. Однако для полноценного оценивания индивида, как представителя какой-либо трудовой деятельности, в большей степени важным фактором выступает его мастерство на рабочем месте, возможность именно здесь проявить себя с лучшей стороны.

Классический пример. Высшим благом врача вы, как пациент, будете рассматривать правильно поставленный вам диагноз, эффективное лечение с дальнейшим выздоровлением. Вряд ли кого-нибудь устроит иной расклад, когда приветливый и отзывчивый специалист окажется неспособным реализовать себя в рамках своих медицинских обязанностей.

Близким понятием к «добру» выступает понятие «добродетельности», которое также весьма актуально в прикладной этической сфере. При всем налете некой древности данное слово имеет актуальную и сегодня сущность. Оно обозначает устойчивые положительные качества человека, которые указывают на наличие у него постоянных жизненных ориентиров, позволяющих минимизировать отрицательное воздействие на окружающих в рамках своих поступков. Иными словами доброжелательность предполагает умение творить добро. А профессиональная доброжелательность – постоянное творение добрых дел в профессиональной сфере. Не это ли выступает одним из основополагающих показателей профпригодности специалиста?!

Поэтому в трудовой деятельности наличие реальной пользы обществу и его членам от своего собственного функционирования можно рассматривать, как один из главных критериев добра у человека.

Весьма важно включение в кодекс мировоззренческого раздела, в котором прописываются обязательства перед обществом в целом.

Основная его задача заключается в обосновании определенных поведенческих норм, которые указывают на положение профессионала в системе общественных связей в современном мире. Эти представления позволяют профессионалам выявить личностное отношение к своей социальной роли; определить, ради каких общезначимых целей надлежит следовать данным предписаниям.

Как следствие, акцентирование внимания в кодексе на общегражданской миссии специалиста ориентирует на постоянное соотнесение своих должностных обязанностей с ценностями общества.

Таким образом, этические категории пронизывают всю жизнь специалиста, позволяют ему сформировать наиболее оптимальную модель самореализации.

 

Список литературы

1.     Балаева О.Е. Этика: Учебное пособие. – М.:РГУФКСМиТ, С.78

2.     Балаева О.Е. Связь профессиональной спортивной этики с общей теорией нравственности / О.Е. Балаева // 8 научно-практическая конференция "Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях моденизации профессионального образования в России", 1-3 апр. 2010 г.: материалы / М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ [и др.]. - М., 2010. - С. 40-43

3.     А.А. Гусейнов, Р.Г.Апресян Этика: Учебник.— М.: Гардарики, 2000, С. 472

4.     Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд. — Санкт-Петербург: «Лань», 2005. — С. 384