Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРИЗИСНЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Новочеркасск
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2016г.

Одной из отличительных особенностей постмодернистского социального пространства является внешнее состояние перманентного кризиса, искусственно поддерживаемое самой экономической матрицей капитализма. Вся вторая половина XX столетия смело может быть названа эпохой кризисов. Термин «кризис» практически не сходит с уст экономистов, журналистов, философов, социологов, знаменуя принципиальные социальные трансформации, затронувшие все сферы общественной жизни. Под описание кризиса попадает практически все: даже новые стратегии, предлагаемые ведущими современными теоретиками в области экономики, по большей части носят название антикризисных. Политические программы, используемые общественными деятелями, ориентированы на обретение кажущейся все более утопичной точки стабильности. Практически вся современная реальность в последние полвека буквально погружена в атмосферу ожидания кризиса и подготовку к нему, сопряженной с поиском путей избегания проблемных ситуаций. Индивид больше не состоит в ментальной оппозиции к кризису, - как раз наоборот, современный человек, как никогда в истории, погружен в кризисное состояние, морально готов к нему, полностью интегрирован в нарастающие темпы социальной динамики, в свете которых частота амплитуды чередования хаоса и относительного социального порядка только растет.

Формирование кризисного мировоззрения плотно увязывается со становлением постмодерна, которому противопоставляется экономическая стабильность в пространстве модерна. С одной стороны, данная точка зрения может быть подкреплена аргументами, к которым относится обострившаяся дихотомия порядка и хаоса. Постмодернистский взгляд на действительность, по словам самих постмодернистов, предполагает внутреннюю погруженность в хаос, проявлением которого становятся, на социальном уровне, периоды острой социальной нестабильности с постоянно сокращающейся амплитудой появления. В частности, кризисный характер постмодернистского социума может быть хорошо наблюдаем на примере России 1990-х гг., когда экономика продемонстрировала факт присутствия хаоса не только как понятийной метафоры, а как социоэкономического понятия. Сама экономическая теория оказалась также в ситуации кризиса, не предлагая действенного механизма для регулирования маятника нестабильности в обществе.

По мнению многих современных социологов, кризисное общество постмодерна характеризуется изменением внутренних отношений между политикой и экономикой. С одной стороны, экономика продолжает быть политизированной, что в целом характерно для XX в., с другой стороны, «все социологические теории, описывающие общество постмодерна, отмечают не только утрату экономикой былой роли доминирующей и системообразующей структуры, но и растущий разрыв и взаимную независимость экономической и политической жизни, религиозной сферы, сферы приватной жизни и т.д. Развиваются раздельные логики действия в разных сферах, причем логики, не сводимые к общему, единому, универсалистскому разуму» [1]. Небывалая степень фрагментированности социума заставляет говорить об усиливающемся дисбалансе, ассоциируемым с распадом устойчивой регулятивной системы отношений между объектами и явлениями, свойственной обществу модерна. Системная организованность признается постмодерном абсолютно утопичным элементом универсума, не работающим в условиях перманентного кризиса. Различные структурные элементы социума также движутся в столь разных направлениях, что приведение их к единому знаменателю превращается в невозможную задачу.

Если эпоха модерн как проект характеризовалась стремлением к построению социума на основе тоталитарной идеологии, то постмодерн априори дискурсивен. Данная дискурсивность также имеет, наравне с неограниченным веером для альтернативного выбора личностной поведенческой стратегии индивидом, массу существенных с точки зрения социальной устойчивости минусов, к одним из которых можно отнести усиливающуюся маргинализацию социальных групп, угрожающую, при определенных обстоятельствах, всему зданию общественного порядка. Постмодернистский социум определяется сквозь призму распада структур, детерминирующих в пространстве модерна становление личностной и социальной идентичности. На социальном уровне обнажается бессмысленный характер бунтов против традиционной культуры, устойчивых ценностных координат, что, однако, вызвано гегемонией западных ориентиров, так называемой вестернизацией.

Такая черта постмодернистского мировоззрения, как ризомность, отчетливо проявила себя в виде поверхностности постмодернистской экономики, охватывающей фрагментарные элементы социальной системы в ущерб формированию холистической совокупности упорядоченных элементов, как это было в период модерна. С точки зрения постмодернистской теории это обусловлено  тем, что в социальную и экономическую теорию проникает игровой элемент, заставляющий рассматривать исследуемые объекты с точки зрения их потенциальной изменчивости, смысловой и конструктивной поверхностности. В социокультурном отношении такая междисциплинарность представлена в виде либерализма, соседствующего с релятивистским взглядом на процессы действительности. Реальные общественные связи теряют свою фундаментальную значимость, превращаясь также в игровое, «легкое» сочетание, которое можно сколько угодно варьировать по тому или иному образцу. Это продуцирует пролиферацию различных инструментальных дискурсов, эволюционирующих на основе конкурентной борьбы друг c другом. На этом фоне социальная этика также частично утрачивает свои координирующие функции, превращаясь в эпистемный проект, меняющийся или же полностью исчезающий вместе с конкретной эпистемой, что приводит к мировоззренческой «расфокусировке», ценностному вакууму и системному кризису.

Данное теоретическое наполнение социального пространства постмодерна неоднократно  подвергалось анализу в современной научной литературе. С другой стороны, постмодерн на практике демонстрирует, как это не парадоксально, схожие с модернистскими принципы жесткого социального управления, весьма далекие от свободной самоорганизации хаоса в условиях рыночной экономики. Рациональность и господство экономизма, характерное для крупных современных корпораций, являются главными условиями рыночной успешности любого предприятия. Преобладание экономической сферы над сферой духовной в постмодерне являлось также ключевой особенностью модерна, что позволило создать в конце XIX в. социум, основанный на производстве и потреблении. Баланс производства и потребления, сдвинутый в теории постмодерна в сторону преобладания потребления и его перевода в метафизический контекст, на практике оказывается соблюден, что не только доказывается современными неомарксистами, но и очевидно демонстрируется самой отечественной экономикой последнего десятилетия, ориентированной на усиление производственной сферы. Это же касается роли государства, выполняющего функции координации производства. Система международного права оказывает ключевое влияние на экономическую сферу в европейских странах, обеспечивая строгое регулирование отношений внутри самого рынка. Область действия закона в отношении индивида не только не слабеет, но, наоборот, крепнет, - закон предстает как институциональный регулятор, связующий индивида с государственной машиной. На практике постмодернистский социум демонстрирует куда более рациональные механизмы внешнего контроля и управления, чем это представлено на теоретическом уровне. Поэтому, кризис в пространстве постмодерна сопряжен, прежде всего, с личностным ощущением нестабильности, неустойчивости, утраты мировоззренческих точек опоры, характерной для индивида в обществе активной социальной динамики, чем с реальной симптоматикой.

Вместе с тем, нам хотелось бы отметить изменения, коснувшиеся фундаментальных характеристик социогуманитарного знания именно в постмодерне, выделить те положительные стороны, которые, несомненно, присутствуют в обществе кризиса – постмодернистском социуме. В частности, возникла идея выхода к новому уровню описания реальности, ориентированному на инновационные когнитивные, герменевтические, техники в объяснении социальных процессов. Целью этих техник становится выход на поверхность нового мировидения, голографически отражающего субъекта в предельной совокупности не только доминантных, но и периферийных составляющих, как кризисных, так и инновационных. Общий кризис «классических» представлений о мире как о линейном и стабильном, абсолютно не является тупиком, как показывает практика. И, вполне вероятно, постмодерн с его прекрасной адаптацией к современному состоянию вещей и есть тот новый нарратив, которые мы получили на выходе из XX столетия.

 

Список литературы

1. Толкачев, С. Постмодерн как явление перманентного кризиса. [Электронный ресурс]. / С.Толкачев. // Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/996 (дата обращения 12.05.2015).