Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ БОБРА ОБЫКНОВЕННОГО НА УСТОЙЧИВОСТЬ ЛЕСНЫХ ФИТОЦЕНОЗОВ В УСЛОВИЯХ БОЛЬШЕУКОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

В соответствии со схемой лесорастительного районирования Западной Сибири территория Большеуковского района Омской области расположена в подтаежной и таежной зоне, представляющих собой обширную заболоченную равнину с большим количеством водораздельных возвышенностей. Болота на территории района расположены равномерно. Преобладающими формами являются низинные и переходные болота. Заболоченность территории составляет 42,7%.

Древостой подтаежной зоны района представлен лиственными насаждениями с преобладанием березы пушистой, реже – бородавчатой. Основными лесообразующими породами таежной зоны являются береза бородавчатая и пушистая, осина, сосна обыкновенная, ель, пихта [3]. На организацию и устойчивость растительного сообщества оказывают существенное влияние взаимоотношения между растениями и гетеротрофные компоненты.

Дикие животные являются неотъемлемой частью лесных экосистем. Они не только регулируют численность отдельных видов растений, служат украшением лесного ландшафта, но и являются объектом спортивной охоты, источником получения диетического мяса, охотничьих трофеев и другой продукции. В то же время влияние бобра обыкновенного (речного) (Castor fiber L., 1758) на лесные насаждения неоднозначно. При высокой численности популяции бобры способны наносить существенный вред лесному хозяйству за счѐт повреждения подроста и молодняка, сводя на нет усилия лесоводов по лесовосстановлению (Рисунок 1) [2].

Необходимость в разработке данной тематики обусловлена регулированием численности бобра обыкновенного входящего в состав фауны Большеуковского района, из-за сооружения запруд, избирательного изъятия деревьев и кустарников, создания высокой мозаичности прибрежной растительности.

В связи с этим, целью настоящих исследований было - изучить степень и способы влияния бобра обыкновенного на лесной фитоценоз Большеуковского района Омской области. Для достижения поставленной цели определили следующие задачи:

· определить флористический состав лесного фитоценоза;

· установить численность бобра обыкновенного на территории Большеуковского района

· установить способы влияния бобров на лесной фитоценоз.

Объектом настоящих исследований является речной бобр, жизнедеятельность которого тесно связана с лесным биоценозом. Для изучения мест его обитания использованы таксационные описания [3]. Учет численности особей проводили, используя приемы, предложенные Емельяновым А.В. [1]. Данная методика, предполагает учет числа поселений. Для получения информации о репродуктивном состоянии изучаемой группировки целесообразно определять долю поселений с приплодом. При увеличении плотности поселений, особенно на проточных водоемах Большеуковского района Омской области, возникает сложность интерпретации летних учетных данных из-за наличия зверей живущих на окраинах поселений и подвижности «плавающей» части популяции. Принадлежность следов жизнедеятельности к сеголеткам определяется по четким отпечаткам лап и резцов, с использованием материалов по морфометрии животных этой возрастной группы [2,4].

Предлагаемый подход изучения территориального поведения обыкновенного бобра является результатом полевых исследований (2010-2014 гг.) описания наземной активности животных данного вида.

В Табл.1 представлены средние таксационные показатели лесообразующих пород на территории Большеуковского лесничества.



Таблица 1 

Средние таксационные показатели основных лесообразующих пород



 

 

 

 

Хозсекция и преобладающая порода

Средние таксационные показатели

 

 

 

воз- раст, лет

 

 

 

класс бони тета

 

 

 

 

 

 

полнота

 

 

 

ср. запас на 1 га спелых и перестойных насаждений,

мЗ

 

 

 

ср. запас на 1 га покрытых лесом

земель, мЗ

 

средний годичный прирост на 1 га

насаждений, м3

 

 

 

 

ср. состав спелых и

перестойных древостоев

Кедровая (К)

148

4

0,62

214

1,0

ЗКЗЕ2С2Б

Сосновая (С)

101

5,4

0,60

125

107

0,8

8С2Б

Лиственничная

(Л)

 

123

 

3,8

 

0,60

 

150

 

165

 

0,9

 

ЗЛ1С1Е5Б

Пихтовая (П)

88

2,9

0,66

239

225

1,9

4ПЗБ1Е1Лп1 Ос

Березовая (Б)

70

3,3

0,64

146

127

1,7

9Б10с

Осиновая (Ос)

77

2,9

0,71

234

197

1,0

50сЗБ2Лп

Липовая (Ли)

70

2,0

0,71

209

169

1,4

6Лп2Б20с

 

В ходе исследований установлено, что основными лесообразующими породами являются: береза (78,2%), сосна (13,4%) и осина (5,1%); на остальные породы приходится 3,3% площади лесопокрытых земель Большеуковского лесничества. Наиболее распространенными типами леса являются: осоково-травный (28,4%), осоково-кочкарный (26,5%) и разнотравный (23,1%). В целом по лесничеству среди хвойных насаждений преобладают средневозрастные - 54%, спелые и перестойные - 28%. Среди лиственных насаждений преобладают спелые и перестойные - 83%.

В лесничестве встречаются насаждения от IА до VБ классов бонитета. Наиболее высокий класс бонитета имеют насаждения осины (I-III), пихты (II-III), липы (II-IV), наиболее низкий у сосны обыкновенной (III-VА), и ивы кустарниковой (IV-V).

Среди хвойных насаждений преобладают насаждения IV-VА классов бонитета, они занимают 257892 га (76,3%). Среди лиственных преобладают насаждения II-IV классов бонитета, занимающие 304413 га (78,88%) и успешно используемые животными для питания (Рисунок 2).


На территории лесничества наиболее распространены среднеполнотные 0,7 - 0,8 насаждения, занимающие 281993 (49,7%) площади лесопокрытых земель. В березняках преобладают насаждения с полнотой 0,5 - 0,7. Тогда как в ельниках и ивняках 0,7 - 0,8. Наличие древесной, кустарниковой и травянистой растительности обеспечивает речному бобру отличную кормовую базу. Типичный растительноядный грызун активно добывает пищу в течение всего года. Устройство бобром нор, хаток, каналов и плотин зависит от окружающих условий.

Необходимость знания численности группировки, ее репродуктивного потенциала и фазы популяционного цикла для рационального управления ресурсами вида обусловливает значимость мониторингового слежения за данными характеристиками [4].

При изучении численности бобров (Рисунок 3) установлено, что общая динамика и изменение численности особей имеет положительную тенденцию.




Так, на реке Малая Тава, численная особей на конец анализируемого периода увеличилась на 27 штуки, или 57,7%. На реке Крутая соответственно на 11 или 47,8%.

К концу анализируемого периода численность особей на исследуемой территории увеличилась до 70 особей (P<0,5). Изучив видовой состав древесно-кустарниковой растительности и возрастную структуру, установили, что численность популяции бобра для данной кормовой емкости угодий максимальна.

Бобры моногамны, рождение потомства наблюдается 1 раз в год. Детѐныши (1 - 6 в выводке) рождаются в апреле - мае. Продолжительность жизни бобров составляет около 20 лет.


В настоящее время актуальным является метод учета численности бобров по ширине резцов. Применение измерительных приборов, позволяет получать достоверные сведения о возрастной структуре семей, определять воспроизводственный потенциал изучаемой популяции [1].


Сведения о численности популяции учитывающие ширину оттиска резца приведены в Табл.2 (по методике В.А. Соловьева, 1971)


Таблица 2 Ширина бобрового резца и его следа на древесине у зверей различных возрастных групп


Возрастная группа

Ширина следа, мм

Истинная ширина резца, мм

Молодняк этого года

1,9 – 5,7

2,0 – 6,0

Годовики (1.5 года)

6,4 – 7,2

6,7 – 7,5

Взрослые (>3 лет)

7,8 – 9,3

8,2 – 9,8

Анализируя приведенные данные, следует отметить, что наибольшую ширину следа и истинную ширину резца имеют особи старше 3 лет. Тогда как, наименьшие показатели характерны для молодняка текущего года. Следует отметить, что данный показатель наиболее изменчив у молодняка текущего года. Ширина резца у годовиков и взрослых особей относительно стабильна.

Количественный учет бобров по ширине следа приведен в Табл.3 (по методике В.А. Соловьева, 1971).

 


Таблица 3 

Количественный учет бобров по ширине следа резца на древесном погрызе



Возрастная группа

Ширина следа, мм

Среднее число бобров в возрастной группе

Молодняк этого года

1,9 – 5,7

2

Годовики (1.5 года)

6,4 – 7,2

1

Взрослые (>3 лет)

7,8 – 9,3

2

Из данных Табл.3 видно, что в каждом поселении молодняк текущего года составляет две особи (ширина резца в среднем 4,7 мм), прошлого года в среднем одна особь и старше трех лет две особи. Ширина резца соответственно 6,9 и 8,1 мм. Таким образом, каждое поселение бобров состояло в среднем из 5 особей.

Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5-8 особей: семейной пары и молодых бобров - приплода прошлого и текущего годов (Рисунок 5).



При статистической обработке данных численности особей в зависимости от ширины следа резца достоверных различий не установлено. По-видимому, это связано с недостаточным количеством показателей по половозрастным группам.

Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых и обрывистых берегах; они представляют собой сложный лабиринт с 4-5 входами. Хатки имеют вид конусообразной кучи хвороста, скреплѐнного илом и землѐй, высотой до 1-3 м и диаметром до 10-12 м (Рисунок 6).




В водоѐмах с изменяющимся уровнем воды, а также на мелких ручьях и речках, семьи бобров строят плотины (запруды). Это позволяет им поднимать, поддерживать и регулировать уровень воды в водоѐме, чтобы входы в хатки и норы не осушились и не стали доступными для хищников. Плотины устраиваются ниже бобрового городка из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом, кусками сплавины и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах [2].

Для строительства и заготовки корма бобры валят деревья, подгрызая их у основания. Ежегодно перемещаясь по одному маршруту за пищей и стройматериалом, они протаптывают дорожки, которые постепенно заливаются водой, образуя бобровые каналы, используемые животными для сплава древесного корма. Длина канала несколько сотен метров при ширине 40-50 см и глубине до 1 м. Местность, преобразовавшуюся в результате деятельности поселившихся на ней бобров, называют бобровым ландшафтом.

Проведенными исследованиями установлено, что численность популяции бобров напрямую зависит от прохождения фаз динамического цикла, кормности угодий и возможности к расселению. Благоприятные условия на территории Большеуковского района способствовали максимальному развитию популяции. Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает воздействие на экологическое состояние приречных биотопов. Воздействие бобра на фитоценозы заключается в трофической деятельности и сооружения плотин, каналов и хаток.

Кормодобывание бобра ограничено узкой прибрежной полосой, и биомасса сваленных бобрами деревьев в несколько раз превышает количество массы использованной в пищу. До 14-17 % береговой полосы, заселенной бобрами, могут быть изменены трофическим воздействием. Следовательно, природные территории, заселенные бобрами, могут иметь значительные изменения растительного покрова, связанные с расселением и динамикой численности бобровых популяций.

 

Список литературы

1.     Емельянов А.В. Системный подход в изучении пространственной структуры населений околоводных млекопитающих // Териофауна России и сопредельных территорий. Сб. материалов международного совещания IX Съезд Териологического общества при РАН. 1-4 февраля 2011 г. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 153с.

2.     Завьялов Н.А. Влияние речного бобра на экосистемы малых рек / Н.А. Завьялов, А.В. Крылов, А.А. Бобров, В.К. Иванов, Ю.Ю. Дгебуадзе. - М.: Наука, 2005. – 235 с.

3.     Лосицкий А.П. Лесохозяйственный регламент отдела Большеуковского лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области./А.П. Лосицкий. - Омск, 2011.-147 с.

4.     Сафонов В.Г., Савельев А.П., 1997. Методы количественного учета и вклад В.К. Хлебовича в методологию ресурсоведения // Проблемы сохранения и оценки состояния природных комплексов и объектов. - Воронеж, 1997. - С. 156-157.