Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ВОКЗАЛОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Аннотация: в статье рассмотрены основные принципы интеграции железнодорожных вокзалов и вокзалов автомобильного транспорта. Приведены примеры объединённых вокзалов на примере зарубежного опыта.

Ключевые слова: железнодорожный вокзал, автомобильный вокзал, интеграция, транспорт, объединенное пространство.

С каждым мгновением окружающий мир меняется, изменяются общество, его ритм жизни. Следовательно, и его передвижение в городской среде тоже подвергается изменениям. Каждый год строения прошлых времен устаревают и общество нуждается в их усовершенствовании. Одним из наиболее распространенных принципов усовершенствования вокзалов является кооперация нескольких вокзалов в единое целое [1].

Понятие интеграции зданий вокзалов представляет собой соединение двух или более различных видов пассажирского транспорта в единое комплексное решение.

Первым примером интеграции железнодорожного вокзала с автобусным служит вокзал «Gara Brasov», построенный в 1962 г. в г. Брашов (Румыния). Он отличается довольно необычным объемно- планировочным решением.

В плане здание вокзала имеет симметричную композицию, центром которой является связывающий все основные помещения операционный зал. В нем находятся: справочные бюро, кассы, сберкасса, телефоны, здесь же, на поперечной оси здания, в уровне первого этажа расположен вход в тоннель, ведущий на островные пассажирские платформы [3].

Покрытие центрального зала пролетом 21 м выполнено из монолитного железобетона с предварительным натяжением арматуры. Его геометрическое очертание имеет форму плоского гиперболического параболоида.

В боковых блоках здания, объединенных общим перекрытием, находятся багажное отделение и зал автобусных пассажиров, почта и помещения для туристов. Значительную часть полезной площади первого этажа составляют открытые портики, примыкающие к остановкам городского транспорта и зрительно объединяющие помещения с окружающим пространством. На втором этаже расположились несколько залов ожидания, ресторан, кафетерий, комната матери и ребенка, объединённые галереей-балконом. Все эти помещения находятся на уровне первой платформы и связаны с ней лестницами с тоннелями [4].

Резервные и служебные комнаты, медпункт и подсобные помещения ресторана находятся на третьем уровне здания. Часть административно-служебных и технических помещений расположена в отдельном здании, связанном с вокзалом крытым переходом.

Привокзальная площадь здесь находится ниже уровня путей. Три островные пассажирские платформы крытые. Для перронных навесов шириной 8,2 м принята самонесущая поверхность вогнутого очертания, жесткая к поперечным и продольным деформациям. Рисунок навесов на платформах композиционно увязан с перекрытием операционного зала. В здании кроме бетона и кирпича для фасадов широко применен местный пиленый и рваный камень, а для интерьеров - травертин и мрамор. Все основные помещения решены в цвете с использованием монументальной живописи и витражей.

Вторым примером объединения различных видов пассажирского транспорта является Центральный вокзал в Роттердаме, построенный в 1962году. Автовокзал рассчитан на обслуживание 600 автобусов (прибытий и отправлений в сутки).

Вокруг вокзала запроектированы пути передвижения с учетом минимального пересечения пешеходов и городского и обслуживающего транспорта. Со стороны площади к зданию примыкает площадка для стоянки автомобилей, она так же отделена от жилой застройки зеленью, как проезды и автобусные платформы [2].

В соответствии с большой пропускной способностью на участке автостанции запроектировано устройство 18 островных перронных платформ, расположенных по отношению к продольной оси вокзала под углом 30°. Первоначальное здание автовокзала нельзя назвать крупным, так как зала ожидания в вокзале практически нет. Вместо него был обустроен современный ресторан с кафетерием, который занимает до 70% площади первого этажа. В цокольном этаже расположена кухня, складские помещения, гардеробные, санузлы и душевые, а на втором этаже - служебные помещения транспортных компаний: рабочие комнаты, архив и небольшой зал заседаний.

В 20014 году закончилась реконструкция вокзала. Новый вокзал включает в себя железнодорожную станцию, станцию метро, трамваев и автобусную. Было интересно решено новое внутреннее пространство главного здания. Все обслуживающие и вспомогательные помещения, включая кассовый вестибюль, примыкают к центральному операционному залу, который благодаря применению перекрытия в виде тонкостенного трех волнового свода-оболочки пролетом 52 м не загроможден опорами и выходит на привокзальную площадь сплошным фронтом остекления.

В здании нового вокзала так же появились два супермаркета, ресторан, несколько закусочных и кофеин. С южной стороны была устроена подземная парковка для велосипедов.

Третьим примером, но не менее значимым в архитектурном мире, является вокзал Ориенте, построенный к открытию «Экспо-98». Данный комплекс был возведен на территории бывшей промышленной зоны, в пяти километрах к северо-востоку от исторического центра столицы Португалии.

Вокзал стал основным связующим звеном между Парком и центром столицы. Он изначально был задуман как многофункциональный транспортный узел. Весь комплекс вокзала Ориенте включает в себя как железнодорожный узел, так и автобусную станцию, а также станцию метро. Возраст здания насчитывает уже более 15 лет, однако оно до сих пор поражает воображение причудливыми современными формами и стилем.

Основной проблемой являлось то, что в структуру вокзала было необходимо вписать уже существующую железную дорогу, проложенную на высоте 9 метров над землей. Исходя из существующей ситуации, испанский архитектор Сантьяго Калатрава предложил накрыть четыре параллельные железнодорожные платформы единой пространственной конструкцией высотой в 25 метров. Ажурная прозрачная кровля была выполнена из стекла и металла. Она укреплена на сопряженных между собой стальных опорах, установленные в пять рядов [5].

Вокзал имеет несколько этажей, нулевой этаж предназначен для транспорта, а первый – полностью для пешеходов. На первом этаже здания вокзала, расположены зал ожидания, билетные кассы, переходы к поездам и торговый центр. С запада к вокзалу примыкает автобусная остановка, а с востока – площадь с офисными зданиями [6].

Три основных материала, использованные для строительства – это бетон, металл и стекло.

Так же интегрированные вокзалы могут быть не только железнодорожно-автобусными. В некоторых случаях междугородные и пригородные автобусные линии проходят вдоль берега судоходных рек. На практике пассажирские сооружения речного и автомобильного транспорта до сих пор решаются без учета возможностей их кооперирования. Строительство подобных объединенных вокзалов считается весьма перспективным в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морских портовых пунктов. Примерами таких сооружений служат грузопассажирские морские вокзалы в Хельсинки, Одессе идругих морских городах.

При рассмотрении примеров соединённых вокзалов, было выявлено, что данный вид сооружений актуален для нашего времени.Так как практически во всех крупных городах железнодорожные вокзалы уже построены, создание новых железнодорожно-автобусных вокзалов необходимо для улучшения движения потоков пешеходов и транспорта на близлежащих городских магистралях и во всем привокзальном районе. И так же для обеспечения хорошей работы вокзала необходимо учитывать существующую градостроительную среду. Ведь в случае расширения уже существующего вокзала, а не строительства нового, может возникнуть проблема с недостаточным количеством территории и транспортной загруженностью дорог.

Проанализировав данные примеры были выявлены следующие принципы соединения вокзалов железнодорожного и автомобильного транспорта:

1.                   Разноуровневое    распределение    человеческих    потоков     для     удобного    и     быстрого пассажирооборота;

2.                   Создание подъездных путей и маршрутов передвижения, учитывающих возможность минимального пересечения пешеходов, городского и обслуживающего транспорта;

3.                   Присутствие центрального связующего звена в виде операционного зала, входной группы, зала ожидания и т.п.



Список литературы

 

1.                   Батырев В. М. Вокзалы. – М.: Стройиздат, 1988.

2.                   Голубев Г.Е. Многоуровневые транспортные узлы / Г.Е. Голубев. -М.: Стройиздат, 1981.

3.                   Сайт поиска отелей «101 Отель» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www܁101hotels.com/recreation/romania/brashov/stations/bus/avtovokzal-brashov - (Дата обращения: 27.02.2018г.)

4.                   Самостоятельные путешествия по Румынии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://yromania.com/2016/09/27/brasov-transport - (Дата обращения: 14.03.2018г.)

5.                   Сточудессовременнойархитектуры. Вокзал Ориенте. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.modernecture.ru/evropa:vokzal_ oriente. - (Дата обращения: 20.03.2018г.)

6.                   Международная база данных и Галерея конструкций. Вокзал Ориенте. - [Электронный ресурс].   -   Режим           доступа:    https://structurae.net/structures/orient-station   -     (Дата    обращения: 18.03.2018г.)