Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
02 марта 2016г.

В повседневной жизни мы часто говорим и слышим о "низком" и "высоком" качестве, вкладывая собственные интуитивные представления в это понятие. Мы понимаем, что низкое качество продуктов питания нарушает нашу безопасность и может нанести вред здоровью.

Однако даже поверхностный анализ показывает, насколько субъективными могут быть мнения разных потребителей об одних и тех же товарах. Например, уровень цен на близкие по физическим характеристикам товары меняет отношение к качеству товаров у разных групп потребителей.

В среде производителей товаров слово "качество" тоже пользуется популярностью. Прохождение продукцией выходного контроля в глазах многих производственников является свидетельством ее хорошего качества. Однако всегда ли так же считают потребители?

В условиях рынка акцент в понимании качества переносится на точку зрения потребителя, который имеет выбор между товарами разных производителей. Именно потребитель определяет направления развития производства, выбирая наиболее предпочтительные свойства товара [3].

Мировая теория и практика в области безопасности и качества за несколько десятилетий прошла путь от простой инспекции качества до тотального управления качеством (Дейл и Купер), когда вопросы достижения наивысшего качества ставятся во главу угла всей деятельности производителя.

Инспекция качества (quality inspection) основана на проверке и тестировании выходов производственного, операционного процесса.

Следующий этап развития, контроль качества (quality control) во многом основан на инспекции качества. Для повышения эффективности внедряются статистические методы контроля. Данные такого контроля используются для выявления причин дефектов и принятия корректирующих мер. Основным достижением на этом уровне следует считать предпринимаемую попытку управлять производством, его технологическим процессом. Основной акцент делается на выполнение технических условий при некотором приемлемом количестве дефектов.

На следующем этапе – обеспечения качества (quality assurance) – идут дальше – от измерений и исправления дефектов к активному отношению к качеству, к стремлению предотвратить само появление проблем, связанных с низким качеством. Вводится система управления качеством, в основе которой лежит справочное руководство с подробным изложением организации всех работ. Итак, центр общего внимания перемещается на упреждающий поиск решения проблемы качества, усилия направляются на причины, а не на последствия.

При тотальном управлении качеством (total quality management) уже не просто используются готовые методы – все внимание сосредоточивается на изменении отношения к качеству, чтобы это понятие вошло в систему взглядов и ценностей каждого человека в организации. Ставится цель изменить культуру организации до такого состояния, когда каждый человек будет заботиться не просто о выполнении требований потребителя, а о том, как можно превзойти ожидания потребителя. Такой подход работает и внутри производственной системы, и за ее пределами. При этом предполагается взаимодействие и с поставщиками, и с потребителями (чтобы лучше понять, каким образом организация может совершенствовать процесс удовлетворения их потребностей).

Охарактеризованные выше четыре этапа не могут быть отделены друг от друга, каждый из них следует рассматривать, с одной стороны, как базу для последующего этапа, с другой – как новый уровень развития производства качественной продукции.

Понятие качества - весьма сложная и нередко противоречивая категория, претерпевшая немалые изменения в историческом процессе. Ниже мы рассмотрим основные аспекты этого понятия. Но в основном принято, что качество - существенная определенность предмета, явления или процесса, их существенные признаки, свойства, а также степень их достоинства, ценности, пригодности, соответствия своему предназначению.

Определенным качеством могут обладать самые различные вещи, предметы и явления. Девиз "Качество во имя лучшей жизни" интегрирует все это в единое целое и определяет, что конечная цель всей деятельности в области качества - улучшение качества жизни каждого отдельного человека и общества в целом [2].

Качество жизни подразумевает следующие основные составляющие:

§ качество здоровья населения - определяет возможность выживания населения,

§ качество образования - определяет возможность развития общества,

§ качество окружающей среды, как природной, так и техногенной - определяет условия безопасности, комфортности жизни и т.п.

Средством обеспечения качества жизни служат качество продукции и услуг, процессов и работы. Важнейшей областью такого качества является сфера АПК, которая обеспечивает основные потребности людей в продуктах питания, сырья для промышленности, в значительной степени определяет свойства окружающей среды, в которой живут и работают люди.

Понятие качество  включает в себя и понятие безопасности, понимаемой как независимость от неприемлемого риска [1]. Безопасность подразумевает отсутствие вреда (или снижение его до приемлемых, регламентируемых пределов) как для потребителей, так и для общества в целом. Понятие безопасности вначале подразумевало отсутствие существенного вреда, приносимого потреблением, использованием определенной продукции, например непосредственного вреда от потребления какого-либо продукта. Затем в это понятие стали включаться и показатели, характеризующие условия использования (например, сроки хранения), отдаленные последствия, проявляющиеся со временем, и т.п. В настоящее время понятие безопасности охватывает все этапы жизненного цикла продукции, от разработки до потребления либо утилизации, и учитывает влияние на все элементы:

-   людей в процессах производства, продвижения и потребления продукта,

-   окружающую природную и техногенную среду,

-   медицинские, психологические и культурные последствия и т.д.

Безопасность продукции и услуг является необходимым условием обеспечения качества. Обеспечение безопасности жизни своих  граждан - одна из важнейших обязанностей государства. Поэтому требования к безопасности устанавливаются в соответствующих национальных и международных законах и нормативных документах, а их соблюдение контролируется специальными государственными службами. Прочие же показатели качества формируются требованиями потребителей, условиями производства, конкурентной средой, общими интересами и ожиданием общества[4].

В настоящее время такой фактор, как качество продукции, признается важнейшим в ряду всех других факторов успешной деятельности организации. По результатам опросов западных фирм на этот фактор указывают 95-98% опрошенных. В последние годы качество продукции становится все более актуальным для российских предприятий, включая и АПК. Отметим, что для современного общества качество процессов, организации, жизни не менее значимо, чем прибыль.

Система международных стандартов ISO 9000 определяет качество как "совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей". Принципиальной особенностью современных представлений о качестве является ориентация именно на потребности людей, общества в целом и его отдельных субъектов.

И не только внутри конкретной организации различия в восприятии качества могут привести к проблемам в его обеспечении. Парасваман и др. разработали модель, которая выявляет потенциальный разрыв между восприятием и действительностью. Несмотря на то, что эта модель первоначально была создана для сферы обслуживания, она пригодна во всех случаях (Рисунок 1).



Качество в таком многообразном понимании не может иметь стабильной оценки. Любое количество показателей качества является относительным и существует на данный момент при данных целях в определении оценки качества. Основная проблема качества в России – неразвитый менталитет исполнителей, устаревшие технологии и оборудование.

Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Это – объективная реальность, с которой приходится иметь дело всем участникам рынка.

 

Список литературы

1.     Голубенко О.А., Коник Н.В., Шевченко Ю.А. Анализ внедрения системы «Бережливое производство» в сфере услуг / О.А. Голубенко, Н.В. Коник, Ю.А. Шевченко – Журнал № 2(7) «Национальная ассоциация ученых» часть 3, 2015 – с.82-83, ISSN 3385-8879.

2.     Коник, Н.В. Мясная продуктивность баранчиков разного происхождения /Н.В. Коник // Зоотехния. - 2010. - №9. - С. 23-25.

3.     Коник, Н.В. Селекционные технологические приемы повышения конкурентоспособности овцеводства Поволжья /Н.В. Коник // Аграрная наука. - 2009. - №7. - С. 20-23.

4.     Голубенко, О.А., Дедух, А.А. Особенности разработки и внедрения систем менеджмента качества в испытательной лаборатории / О.А. Голубенко, А.А. Дедух // Журнал № 7 «Евразийский союз ученых», 2014 –с.48-50, ISSN 2575-7999.