Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Современный этап в развитии научного знания, в том числе и социально-гуманитарного, характеризуется, с одной стороны, процессами дифференциации, то есть появлением новых дисциплинарных структур внутри традиционных наук, с другой – активно идущими интеграционными процессами всего научного знания, который выражается в образовании отличающихся особо высокой степенью продуктивности междисциплинарных областей. Эти процессы не могут быть проигнорированы современной системой образования в целом и гуманитарного образования в частности [1, с. 112]. Поэтому для того, чтобы сегодня гуманитарное образование соответствовало современным запросам, оно должно быть нацелено на подготовку специалистов, хорошо разбирающихся в своей узкоспециализированной дисциплинарной области [2, с. 127]. Нельзя не согласиться с точкой зрения, что в современном мире быть энциклопедистом просто невозможно из- за огромного количества накопленной в разных областях научного знания информации и высоких темпов ее развития. Если еще десять лет назад сообщалось об удвоении научной информации за пять-семь лет, то, по последним данным, оно происходит в течение 20 месяцев. Кроме того, гуманитарное образование должно формировать у будущих юристов, экономистов, политологов представление о неразрывной взаимосвязи всех социально-гуманитарных наук, которые в своей совокупности описывают такой сверхсложный системный объект, как глобальный социум [3, с. 102]. Таким образом, современная эффективная система гуманитарного образования может быть построена только на принципе дополнительности, когда одна учебная социально- гуманитарная дисциплина логично дополняет другую. Таким образом создается адекватное представление о проблемах и особенностях функционирования глобального мирового сообщества на всех его уровнях: политическом, экономическом и т.д. Наиболее важным становится принцип гуманизации [4, с. 32], который заключается в обращенности обучения к человеку, в создании условий для развития творческой индивидуальности. Гуманитарность, которая традиционно была отличительной чертой университетского образования [5, с. 123], становится системообразующей компонентой новой образовательной системы. Эта система превращается в приоритетно доминирующий фактор социального развития в информационном обществе, формирует информационное общество как общество образования, в котором ожидания общества находят отражение в сфере образования.

Приблизить образование к запросам личности, ее психологии, нравственности позволяет гуманитаризация образования, то есть насыщение образования гуманитарными дисциплинами, введение в социокультурный контекст. Современная информационная среда предъявляет новые требования к системе гуманитарного знания [6, с. 190]. Этот процесс затрагивает и область гуманитарного образования: его методики, технологии, и фундаментальные исследования в области гуманитарных наук, где информационные технологии применяются не только на этапе обработки, хранения и анализа традиционного материала, но и становятся самостоятельным объектом гуманитарного исследования в интеграции с бизнесом [7].

В настоящее время, в связи с продолжающимся глобальным экономическим кризисом, многие организации работают в условиях, когда от их работников требуются способность принять новые модели мышления, готовность и умение быстро учиться и обмениваться опытом, а также применять эти знания в информационных целях [8, с. 90]. Именно в гуманитарных областях специалист получает знания о сложнейших, противоречивых закономерностях функционирования и развития многокомпонентных социальных систем, имеющих многофакторную детерминацию, особую динамику развития с подъемами и спадами, высокую неопределенность и непредсказуемость результата, периодическое возникновение кризисов и рисков.

Но тогда возникает следующая проблема: для того чтобы подготовить хорошего специалиста, соответствующего требованиям времени, необходимо ознакомить студента с как можно более широким кругом социально-гуманитарных дисциплин, дать ему возможно освоить методологию гуманитарного знания, но в то же время, для повышения его профессионального уровня, и как следствие высокой конкурентоспособности на рынке труда, следует предоставить ему достаточное количество специальных дисциплин, освоение которых обеспечивали бы ему непосредственный выход на практику.

Поскольку образовательная программа строго ограничена определенным количеством часов, получается, что вузы зачастую должны выбирать: или готовить узких специалистов без претензий на умение рассматривать проблемы в широком контексте, или готовить специалистов с глобальным мышлением, но плохо разбирающихся в отдельных узкоспециализированных областях знания. Ведь учебный план имеет свои вполне конкретные возможности. Найти сбалансированное решение этой проблемы российским вузам удается пока крайне редко.

Особую роль в этом должна играть такая специфическая учебная дисциплина, как философия. Если отдельные социально-гуманитарные науки исследуют социум в пределах своих предметных областей, то только у философии есть возможность затем собрать эти знания воедино и тем самым сформировать у студентов единую картину глобального мира, в котором все его подсистемы, и экономическая, и организационно-политическая, и социальная, и духовная находились бы в обоснованной взаимосвязи. Важную роль в воспитании профессионала как гражданина играет история [9, с. 106]. Психология дает возможность будущим выпускникам адаптироваться в трудовом коллективе [10, с. 124]. Особое место в учебном процессе занимает логика. Суть политического, экономического, социального и т.д. управления сводится к одному положению – с минимальными затратами получить максимальный результат. Но если специалист не может выстроить по данному принципу рациональную (идеальную) схему управления (а именно этому учит логика), он тем более не сможет таким образом организовать реальный процесс. То есть будет несостоятелен как управленец, как представитель умственного труда, будет неконкурентоспособен. В качестве положительного примера хочется привести китайский опыт. В этой стране для того чтобы занять должность госслужащего необходимо сдать ряд экзаменов, одним из которых является именно экзамен по логике.

И еще одно замечание: в современном мире человеку, занимающемуся интеллектуальным трудом, волей или неволей приходится обрабатывать огромные информационные массивы, также, кстати, как и современному студенту. В рамках курса логики можно сформировать у студента необходимый для этого инструментарий, научить, как рационально выстроить мышление, чтобы потом сэкономить время, ресурсы, рабочую силу и т.д. Поэтому, с точки зрения перспективного развития российской системы образования, кардинальное изменение места и роли курса логики в высшем гуманитарном образовании, придание ему особого статуса кажется вполне логичным.

 

Список литературы

1.      Васякин Б.С. Концепция управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза // Предпринимательство. 2007. № 5. С. 112-114.

2.      Васякин Б.С., Пожарская Е.Л. Развитие управленческих компетенций современными тренинговыми методами // Теория и методика профессионального образования. Сборник материалов международного научного е-симпозиума (Электронный ресурс). Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С.125-137.

3.      Ивлева М.И., Левченко К.Г. Информационное пространство фундаментальных и прикладных наук в высшей школе // Инициативы XXI века. 2012. № 4. С. 102-104.

4.      Гусейнов Ф.И. Введение в философию Габриэля Марселя // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2. № 4. С. 29-34.

5.      Ивлева М.И. Университетская спиритуалистическая философия: концепция философского образования в трудах Е.А. Боброва // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 8. С. 124-138.

6.      Koshkin A., Katusheva K., Bolvachev A., Yablochkina I. Life balance of Russian students (by the example of students of the finance department of Plekhanov Russian university of economics) // Review of European Studies. 2014. Т. 6. № 4. С. 182-200.

7.      Яблочкина И.В. Политическая история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям / И.В. Яблочкина, А.Н. Евтушенко; Федеральное агентство по образованию,  Гос. образовательное  учреждение высш. проф. образования "Российская экономическая акад. им. Г.В. Плеханова" (ГОУ ВПО "РЭА им. Г.В. Плеханова"). Москва, 2008.

8.      Ивлева М.И. Информационно-экологические ориентиры в концепции «транссубъективного» (на примере философии С.А. Аскольдова) // Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С. 89-92.

9.      Яблочкина И.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании истории в университете // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2015. № 4. С. 104-110.

10.   Васякин Б.С., Бережная М.С., Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Социально-психологическая адаптация абитуриентов и студентов регионов посредством социально-психологического тренинга // Горизонты экономики. 2014. № 6-2 (19). С. 119-125.