Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Глобальные изменения в политике и экономике российского государства на рубеже XX-XXI вв. привели к трансформации социокультурного состояния общества. Возвращение к духовным корням отечественной культуры, возвышение роли русской православной церкви в государстве актуализировали проблему духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Использование в педагогическом процессе государственных и частных образовательных учреждений традиций православной культуры сделали востребованным педагогическое наследие Василия Васильевича Зеньковского (1881-1962), известного педагога, психолога, философа русского зарубежья.

На современном этапе творческое наследие В.В. Зеньковского исследуется многими учеными педагогами, философами и представителями других областей науки. Е.В. Кирдяшова в своей работе «Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: Личность и факторы ее формирования» изучала его общественно-научную и педагогическую деятельность в дореволюционный период и в условиях русской эмиграции; концепцию и основные факторы религиозного воспитания, место и роль религии в формировании личности. Т.Н. Любан исследовала теоретико-методологические проблемы анализа христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского. Анализировала психолого-педагогические идеи, учение о социальном воспитании, проблемы воспитания с позиции православной антропологии. А.В. Антоневич, О.В. Попова изучали вопросы метафизики личности и целостности человека в творческом наследии В.В. Зеньковского, проблему свободы в контексте философско-богословской и психолого-педагогической мысли, принципы православной педагогики.

В данном исследовании посредством историко-теоретического анализа производится изучение основных проблем воспитания с точки зрения православной антропологии, нашедших свое отражение в основных педагогических работах В.В. Зеньковского.

Занимаясь педагогическими исследованиями, В.В. Зеньковский приходит к выводу, что в сфере современного образования дело воспитания заключается в развитии и раскрытии личности ребенка, тех даров и сил, которыми она потенциально обладает, ее своеобразия. И это в свою очередь обусловливает основное, центральное значение категории личность в педагогике. Накладывает определенные требования к организации и реализации образовательного процесса. Однако, знания и навыки, которые стремятся привить ребенку должны быть не механически закреплены в его личности, а внутренне связаны с ее ценностной мирровозренческой основой и внутренней жизнью. «В этом превращении извне приходящего материала во внутренне обусловленные силы и движения души собственно и заключается задача воспитания: извне навязанное должно через воспитание стать внутренне необходимым" [3,34]. Личностная значимость приобретаемых знаний и умений будет обеспечивать эффективность педагогической деятельности, ее плодотворность. «Обойти же личность, как-то безлично привить ей что-либо, значит, по существу умерщвлять и убивать начало личности» [3,35]. Безусловно, особенности развития личности находят свое отражение в многочисленных методах  педагогической деятельности.  В тоже  время, это центральное  значение  понятия личность нельзя абсолютизировать, т.к. это возможно только в применении к Богу. Личность же человека не является самосущим началом, ни от чего независимой силой. Она развивается в процессе онтогенеза, когда человек усваивает те или иные ценности и реализует их в своей жизнедеятельности. Воспитание и развитие личности невозможно отделять от всего того, что обусловливает смысл ее жизни.

В.В. Зеньковский отмечает, что в педагогике возникло такое течение, в рамках которого, задачу воспитания личности вне вопроса о смысле ее жизни делают главной задачей педагогической деятельности. В этом случае смысл воспитания заключается «в том, чтобы дать личности ребенка вообще раскрыться в полноте ее сил, помочь ей творчески осуществить то, что заложено в ее глубине, в основе ее своеобразия и особенности.… Вся работа воспитания с этой точки зрения заключается лишь в том, чтобы личность могла свободно творить самое себя, чтобы ее творческие силы не были ничем стеснены. Чем бы ни стала личность, но если она свободно избирает свой путь и находит удовлетворение в той жизни, какую она строит, это оправдано в глазах педагогов тем, что верховное значение принципа личности здесь не нарушено. Это превращает воспитание в сущности в бессодержательную задачу, в чистое развитие принципа личности - независимо от того, во что  выльется жизнь личности» [3, 36-37]. Такое понимание значения образовательного процесса приводит к педагогическому анархизму. С точки зрения В.В. Зеньковского в педагогическом реализме есть много полезного, т.к. у ребенка развиваются, прежде всего, те его  потенциальные возможности, которые обеспечат ему «удачу» в жизни. И вот здесь со всей остротой и проявляется проблема такого подхода к воспитанию личности. С одной стороны такой человек сможет «найти и отстоять себя» в условиях реальной жизни. Вместе с тем, он никогда не будет огражден от «трагедий, от жестоких и мучительных неудач, от безрадостности и даже бессмысленности жизни…. Тема о человеке оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее, чем ее знает современное воспитание» [3, 40].

Следующая проблема воспитания, обозначенная В.В. Зеньковским – это та, «бездна бессознательного», которая имеет огромное влияние на каждую личность. Научные исследования в области психологии Фрейда, Адлера, Юнга показали, насколько значима потайная, закрытая жизнь души за границей сознания для целостного развития человека. На основании чего можно сделать вывод о том, что педагогика, прежде всего, должна помогать детям, в том, с чем они никогда не смогут справиться сами. «Нельзя игнорировать всего этого, нельзя не отдавать себе отчета в том, что целостность - столь излюбленная и действительно нужная нам - заключается вовсе не в гармоническом развитии души (то есть ее периферии!), а в установлении условий внутреннего равновесия, самообновления души" [3, 42-43].

Важнейшим вопросом педагогики является проблема свободы личности. Как воспитать свободную личность? Педагогика свободы очень востребована в современном обществе, поскольку она старается быть внимательной к возможностям ребенка, его внутреннему миру, стремиться уважать детскую индивидуальность, возможность идти по жизни своим путем. Однако в контексте христианской культуры свобода, это не данность, а это возможность. Человек становится свободным, когда освобождается от власти природы, своих страстей и пороков. Феномен свободы личности состоит в том, что с одной стороны она дана человеку, поскольку он имеет право выбора. С другой стороны свобода, это то, что нужно завоевать, укоренить в своей душе и постоянно за нее бороться. В этом смысле задача педагога помочь ребенку обрести свободу, вдохновить его на восхождение к свободе, воспламенить его душу жаждой идеей свободы. «Вне развития свободы нет смысла в воспитании - оно превращается вне свободы в дрессировку, в подавление личности и унижение ее» [3, 46].

Проблема воспитания свободной личности напрямую связана с вопросом выбора человеком добра и зла. В.В. Зеньковский констатирует неизбежность мучительного и рокового вопроса для педагогического сознания «о том, как обеспечить связь свободы и добра?... Как связать в душе ребенка дар свободы с добром? Как наполнить развитие разных сил в человеке глубоким смыслом, связать душу с миром ценностей - не минуя свободы, а через свободу? Развитие дара свободы в ребенке не может быть понято формально, мы не можем уйти от ответственности за то, станет ли дар свободы источником греха или проводником правды» [3, 47-48]. Вопрос направления ребенка к добру становится основным в педагогике. Как без принуждения, без насилия привести дитя к добру, ясно понимая, что именно эта свобода может перечеркнуть все предыдущие усилия воспитания. Посредством чего можно избежать искушения и вместо развития свободной личности свести все к механическому насаждению хороших навыков и привычек, искоренению дурных наклонностей, приспособлению и адаптации ребенка к трудностям жизни. По мнению В.В. Зеньковского трансцендентализм в педагогике свободен от этой ошибки и обусловливает возможность развития в ребенке сил добра, их связи со свободой.

По мнению В.В. Зеньковского, одной из основных проблем воспитания является тенденция игнорирования вопросов об онтологической сущности человеческого бытия и его духовной природы. Основополагающие идеи, играющие важную роль в педагогике - это наличие некоего залога добра в детской душе и метафизическое значение смерти. «Есть ли вообще в детской душе некий залог добра, на который можно было бы опереться в стремлении развить в нем волю к добру и тем изнутри связать начало свободы с добром?... Все воспитание воодушевляется верой в возможность преображения и просветления души человека, но это предполагает некий залог добра, живущий в душе человека независимо от естественной диалектики его жизни» [3, 51]. Мысль о смерти в контексте педагогики также необычайно важна для осмысления цели воспитания личности и порождает вопрос о внутренней связи между воспитанием личности для земной жизни и жизни вечной. «Если в свете смерти многое в жизни открывается в своей ничтожности и незначительности, если многое оказывается пустым и ненужным, то еще более ненужным, обидно пустым может оказаться в свете смерти многое из того, чем мы заняты в воспитании» [3, 53].

Рассмотрение предыдущей проблемы педагогики порождает необходимость религиозного осмысления вопроса воспитания личности. «И только в сознании соединенности земного с вечным до конца раскрывается основной смысл нашей заботы о детях, нашей педагогической работы с ними. Смысл воспитания, раскрывается для нас в свете идеи спасения, и то благо, какого мы, движимые педагогической заботой о детях, ищем для них, есть частичное или всецелое благо спасения" [3, 53-54]. Идея спасения в христианской парадигме, т.е. обретение личностью высшего смысла бытия, стремление к истине, знание Бога все это и должно быть основной целью педагогического процесса. В противном случае «проблемы воспитания, если их брать во всей сложности, во всей их глубине, стоят перед нами как неисполнимые часто задания, которые не вмещаются в те учения о человеке, о его природе, какими мы обычно пользуемся» [3, 55]. Получить ответы на такие вопросы, как: есть ли в человеке духовное начало, обладает ли он свободой и почему она внутренне не связана с добром, почему духовные силы явно не проявляются в его жизни, что такое зло и как оно влияет на развитие личности, как актуализировать подлинную любовь к истине и добру возможно в контексте христианской антропологии.

«В свете христианской антропологии основные вопросы воспитания получают новое освещение, получают иной смысл, чем обычно мы видим в них. Самая задача воспитания в свете христианской антропологии освобождается от той поверхностности, которая присуща самым лучшим течениям современной педагогики, занятой часто поистине пустяками и проходящей мимо основных и страшных проблем жизни….. Вера в детскую душу, как основа и оправдание всего воспитания, надлежаще осмысливается лишь в том учении о человеке, какое развивает христианство» [3, 56].

На основании всего выше изложенного можно сделать вывод о том, насколько актуальным и востребованным является педагогическое наследие Василия Васильевича Зеньковского в современном педагогическом пространстве государственно-общественной системы образования. Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания учащихся в государственных и частных образовательных учреждениях на основе православной культуры, делает педагогические размышления и исследования В.В. Зеньковского очень важными и необходимыми для разработки методического обеспечения такой педагогической деятельности. Особенно большое значение его творческое наследие имеет для реализации религиозного воспитания и обучения в учреждениях дополнительного образования: военно-патриотических центрах, воскресных школах, духовно-просветительских центрах, центрах детского творчества. Идея развития целостной личности — вот основная цель современного образовательного процесса. Главная задача для педагога: «зажечь детскую душу любовью к добру и правде».



Список литературы

1.      Антоневич, А.В. Религиозно-философская антропология В.В. Зеньковского и Киприана (Керна): автореф. дис. …к.ф.н./ А.В. Антоневич. – СП.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2009. – 26 с.

2.      Зеньковский, В.В. Педагогика – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. – 224 с.

3.      Зеньковский,  В.В.  Проблемы  воспитания  в  свете  христианской  антропологии  –  Клин,  Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 272 с.

4.      Кирдяшова, Е.В. Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: Личность и факторы ее формирования: автореф. дис. …к.п.н./ Е.В. Кирдяшова. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. Е.В. Евсевьева, 1998. – 26 с.

5.      Любан, Т.Н. Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в современном контексте: автореф. дис. …к.п.н./ Т.Н. Любан. – М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 1999. – 26 с.

6.      Попова, О.В. Философия образования В.В. Зеньковского: автореф. дис. …к.ф.н./ О.В. Попова. - М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2005. – 26 с.