Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Авторы:
Город:
Бийск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Залогом стабильности и устойчивости современного общества является согласованность ценностных ориентаций личности с ценностной системой данного общества. В наше время уделяется большое внимание социализации детей и подростков, ведь всякое общество объективно заинтересовано в духовном единстве поколений. В ситуации перехода российского общества от индустриального к постиндустриальному информационному пространству нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Актуальным становится образование, дающее человеку возможность включаться в общественные и экономические процессы. В данной связи образование, являясь одним из институтов социализации личности, принимает определенный социальный заказ на формирование нового типа личности, ориентированного, прежде всего на формирование индивидуального маршрута развития личностной культуры и духовности, повышение значимости жизни общества, самоопределения личности в процессе социализации. В постиндустриальном обществе, где задачи удовлетворения первостепенных потребностей человека уже не имеют той актуальности, все острее встают вопросы самовыражения и личностного роста.

Применительно к образованию, решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний и умений, раскрытия и развития творческого потенциала личности, а также формирования социального опыта, означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего образования, к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности [6]. В этой связи дополнительному образованию принадлежит ведущая организационно- управленческая роль по превращению жизненного потенциала ребенка в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию детской субкультуры. В процессе формирования и развития творческих способностей у детей, дополнительное образование обеспечивает профессиональную ориентацию и адаптацию к жизни в обществе. Формируя культуру здорового и безопасного образа жизни посредством реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, дополнительное образование создает условия для развития физических, нравственных и интеллектуальных способностей личности, интегрируя знания, умения и навыки в области физической культуры и спорта [9]. Физическая культура и спорт играют значительную роль в развитии духовного и физического здоровья общества. Развивая спортивную инфраструктуру, создавая условия, ориентирующие граждан на ведение здорового образа жизни Правительство определяет стратегическую цель социально – экономического развития государства, посредством развития системы дополнительного образования [7]. Создаваемые государственные и негосударственные учреждения дополнительного образования в качестве основной своей задачи имеют социальное воспитание определенных групп населения. В учреждениях дополнительного образования содержание социального воспитания имеет несколько принципиальных особенностей:

1.Принцип добровольности комплектования образовательной организации определяет необходимость обеспечения учащихся мотивацией к действию.

2.Принципиальное отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования создает благодатную почву для креативности жизнедеятельности организации, дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса.

3.Синтетический,      междисциплинарный     характер    дополнительного     образования    выражает диалектическую зависимость дополнительного образования от основного и направлен на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.

4.Практико-ориентированнный характер форм и методов воспитания детей в учреждениях дополнительного образования направлен на накопление социального опыта и профессиональную самоориентацию учащихся.

5.Эффективность деятельности учреждений дополнительного образования находится в прямой зависимости от профессиональной самореализации педагогов [2].

В силу сказанного, учреждения дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта следует рассматривать как наиболее успешные в решении задач социализации. Поиском решения проблем социализации детей посредством занятий физической культурой и спорта в современном обществе занимались такие известные исследователи, как: В.К. Бальсевич, Н.В. Барышева, Л.Б. Кофман, Л.И. Лубышева, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, В.И. Столяров и др.). Понятие «социализация» рассматривается авторами с разных позиций. Применительно к нашей работе нас интересуют накопление социального опыта индивидуумом и выстраивание им социальных связей. Так, Л.И. Лубышева рассматривает социализацию ребенка как процесс спортивно-ориентированного воспитания, проходящего в условиях гармоничного развития навыков, накопления опыта побед и проигрышей, служащих уроком для личностного роста [1]. А.В. Мудрик рассматривает социализацию как самоизменение человека во взаимодействии со стихийными целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [3]. М.П. Цветков в своем исследовании рассматривает социализацию как взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. По мнению автора, в детско-юношеских спортивных школах социализация ребенка представляет собой эффект вовлечения субъекта в процесс личностного роста посредством успешного решения задач по формированию ценностного отношения к ведению здорового образа жизни, занятий спортом, достижения спортивных результатов, расширения круга общения, укрепления морально-волевых качеств, закаливания характера, нравственно-патриотического развития [5].

Организация спортивно-образовательной деятельности в данных учреждениях обеспечивает модель личностно-ориентированного подхода по формированию и развитию гармоничной личности. И в этой связи мы стоим на позиции В.И. Столярова, давшего определение перехода от образования как производства образовательных услуг к образованию как производству социального человека [4]. Вообще процесс социализации посредством занятий физической культурой и спортом имеет особое значение и содержание, так как здесь его роль в формировании межличностной компетентности дополняется освоением общекультурных ценностей, изменением отношения к окружающей социальной среде. Процесс социализации, являясь важным фактором овладения ребенком определенными физическими навыками, формирует мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и физическую активность.

Таким образом, исследуя проблемы социализации в деятельности детско-юношеских спортивных школ, мы увидели, что социализация личности, являясь непрерывным процессом, наиболее активно осуществляется посредством занятий физической культурой и спортом. Социализация через спортивную деятельность выражается главным образом в формировании моральных и этических норм, социальной компетентности личности, определяя базовые ценностные ориентации и формируя определенный стиль жизни.

В данной связи ключевой задачей развития российского государства определено повышение престижа ведения здорового образа жизни, значимости занятий физической культурой и спортом [8]. Актуализируя идею глобальной социализации общества, государство открывает широкие горизонты для практического самоутверждения человека, уделяя повышенное внимание модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.

 

Список литературы

 

1.       Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей, С.Н. Литвиненко, Е.А. Черепов, Н.В. Пешкова, М.А. Родионова, А.Г. Поливаев, А.Н. Кондратьев, М.В. Базилевич. — М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.

2.       Мацаренко, Т.Н. Специфические особенности учреждений дополнительного образования детей [Текст] / Т.Н. Мацаренко // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 139-147.

3.       Мудрик, А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей // Учебное пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

4.       Столяров, В.И. «Неклассическая» (гуманистическая) теория, программа и модель детско- юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. седьмой. Детский спорт (концепции, программы,  технологии):  сборник/Сост.  и  ред.  В.В.Кузин,  В.И.Столяров,  Н.Н.Чесноков.  –  М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 17-130.

5.       Цветков, М.П. Спортивно-оздоровительная деятельность как средство социального воспитания учащихся детско-юношеской спортивной школы: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Михаил Павлович Цветков; Костром.гос. ун-т им. Н.А. Некрасова.– Кострома, 2014. – 193 с.

6.       Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 г. «Концепция развития    дополнительного     образования    детей»[Электронный     ресурс]     –     Режим     доступаURL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения 27.08.2017).

7.       Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года» [Электронный        ресурс]   Режим  доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения 13.09.2017).

8.       Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1101-р от 07.08.2009 г. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96059/ (дата обращения 13.09.2017).

9.       Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 03.09.2017).