Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ У МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Задачи, решаемые  Вооруженными Силами на современном  этапе  их реформирования, предъявляют высокие требования к организации и содержанию воинского воспитания военнослужащих. Успешное формирование у воинов высоких военно-профессиональных и морально-боевых качеств предопределяет совершенствование всей системы воинского воспитания в армии.

Научно обоснованное планирование воинского воспитания – необходимое условие четкой организации и повышения эффективности воспитательной работы в части, на корабле. Как показывает войсковой опыт, большие возможности по улучшению организации воспитательного процесса заложены в комплексном, перспективном планировании воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по призыву и контракту.

Планирование способствует повышению эффективности и качества воспитательного процесса в том случае, если оно осуществляется на основе комплексного и дифференцированного подходов, направлено на охват всех категорий военнослужащих; обеспечивает единство целей, задач, содержания, координацию усилий всех социальных институтов, субъектов и объектов воспитания, преемственность воспитательных воздействий, наращивание педагогических усилий; предусматривает активную превентивную деятельность субъектов воспитания по предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих; нацелено на качественную подготовку военного-профессионала, на повышение боевой готовности войск.

Важнейший путь повышения эффективности воинского воспитания – обеспечение органического единства процесса обучения и воинского воспитания военнослужащих. Единство обучения и воспитания – закономерность, присущая любому педагогическому процессу. Между обучением и воинским воспитанием имеются существенные связи и взаимозависимости. Наиболее важными основами этого единства являются: объективная обусловленность обучения и воспитания социально-экономическими отношениями, политикой и идеологией, господствующими в обществе; закономерная связь между содержанием научных знаний, которыми овладевают обучаемые, и их нравственной оценкой; органическая связь и взаимопроникновение принципов, методов и форм обучения и воспитания. Иными словами, воинское обучение и воспитание можно разделить лишь теоретически, на практике же они неразрывно связаны, слиты воедино. Поэтому на всех видах занятий надо не только давать знания и прививать необходимые навыки, но и непрерывно воспитывать личный состав.

Рассматривая обучение и воинское воспитание как единый и неразрывный процесс, вместе с тем нельзя абсолютизировать это единство. Оно не означает их тождества. Каждая из сторон педагогического процесса имеет свою качественную определенность, свои особенности. Чем глубже и полнее будут изучены и учтены на практике эти особенности, тем эффективнее будет учебно-воспитательный процесс.

Военно-профессиональное воспитание является частью военно-патриотического воспитания молодых граждан и направлено на формирование у них осознанного, позитивного отношения к военной службе как гражданской обязанности, закрепленного в сознании в виде убеждений, идеалов и социальных установок.

При проведении военно-профессиональной ориентации учащихся в форме военно-профессионального воспитания определяющим должно являться формирование соответствующих мотивов деятельности, а именно совокупности мыслей и чувств, побуждающих людей к определенным действиям.

Так формирование мотивов в русле общей методологии военно-профессиональной ориентации должно осуществляться с учетом:

1.   закона относительно большей силы мотивов достижения по сравнению с мотивами избежания наказания;

2.   закона возрастания силы мотива при целенаправленной деятельности по мере приближения к цели;

3.   закона экстремума мотивационного воздействия (т.е. чрезмерно сильное или длительное воздействие может вызвать прямо противоположный эффект);

4.   закона позитивного эффекта опосредованного мотивационного воздействия (лучше, в ряде случаев, не убеждать человека, а исподволь подводить его к принятию желаемого мотива как бы самостоятельно).

Предпосылкой высоко мотивированного позитивного отношения учащейся молодежи к военной службе может служить осознание ими того факта, что в ходе военной службы по призыву учитывается, полученная гражданином профессиональная подготовка. Вооруженные Силы целенаправленно используют полезные психологические качества, знания, навыки, умения (в том числе профессиональные), полученные юношами до призыва на военную службу.

Поэтому военно-профессиональное воспитание учащейся молодежи должно быть направлено на:

1.     формирование мотивов исполнения воинской обязанности, самореализации в воинской деятельности (стремление стать военнослужащим, овладеть определенной военно-учетной специальностью (воинской должностью)), подражания или солидарности с товарищами, друзьями, желающими стать военнослужащими;

2.   доведение до сознания учащихся того факта, что военная служба –  возможный этап профессионального совершенствования специалиста, возможность получения практического опыта и повышения квалификации в уже избранной гражданской профессии;

3.     формирование стремления получить специальность, которая пригодится и после увольнения с военной службы, повысит конкурентоспособность на рынке труда;

4.     формирование стремления активно, деятельно реализовать свое положительное отношение к военной службе путем занятий военно-прикладными видами спорта, подготовки к поступлению в военное образовательное учреждение профессионального образования, развития необходимых для успешной военной службы профессионально важных качеств;

5.   стимулирование принятия решения о выборе военной карьеры как своего жизненного пути;

6.   формирование внутреннего согласия с необходимостью пройти военную службу по призыву.

Военно-профессиональное воспитание и психологическая подготовка военнослужащих имеют общую цель – подготовить военного-профессионала и составляют важнейший элемент повседневной боевой жизни и учебы войск. Зрелость военно-профессиональной и психологической готовности военнослужащих в целом характеризует уровень и качество учебно-воспитательной деятельности органов военного управления, командиров (начальников), офицеров воспитательных структур.

Совершенствование всех видов психологической подготовки (общей, специальной и целевой) в конечном счете  направлено на формирование и развитие у военнослужащих боеустойчивой психики, т.е. адаптированной к психотравмируюшим факторам современного боя. Это достигается путем психологического

просвещения, использования различных способов моделирования в процессе занятий по боевой подготовке, в ходе учений и тренировок, внесения в процесс боевой учебы элементов психической и физической напряженности, внезапности, опасности и риска, путем развития у личного состава навыков управления собственным психическим состоянием. Иными словами, в процессе боевой учебы военнослужащий должен познать и ощутить весь спектр воздействий, характерных для боевых условий, на его организм и психику, научиться правильно на них реагировать и активно, со знанием дела действовать в период их эскалации.

Эффективность организации и проведения работы по военно-профессиональному воспитанию обеспечивается компетентными, согласованными действиями всех субъектов военно-педагогического процесса, соблюдением определенного алгоритма их деятельности. Организационно-педагогические действия при этом: сбор и анализ информации о состоянии и практике воинского воспитания, выявление противоречий и определение путей их разрешения; выработка и принятие решения; создание условий для эффективной организации воспитательного  процесса; рациональное распределение функциональных обязанностей воспитателей; контроль и оценка результатов воспитательной деятельности; коррекция всего воспитательного процесса. Если командир (начальник), офицеры воспитательных структур будут последовательно и активно следовать логике этих действий, то несомненно это положительно скажется на результатах воспитательной работы.

Таким образом, отметим, что сложный механизм системы военно-профессионального воспитания действует безотказно в том случае, если он тщательно отрегулирован, если осуществляется квалифицированное руководство им. Сущность такого руководства заключается в упорядоченном и согласованном взаимодействии всех субъектов воинского воспитания на основе общих целей, принципов, задач, форм и методов в интересах подготовки военного-профессионала.

 

Список литературы

1.      Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 243-247.

2.      Толстова Н.А. Подготовка будущих учителей информатики в условиях информатизации общества.Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2010. Т. 3. № 1-1 (3). С. 148-152.