20 февраля 2016г.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.
Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Изучив учебно – методическую литературу поставила перед собой цель: развивать наглядно – действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных бытовых предметов.
Цель планирую реализовать через ряд задач:
1. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
2. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
3. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
4. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи.
Во – первых для успешного решения поставленных задач разработала перспективный план на весь год, цель которого формирования у детей основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно – гигиенических навыков;
- формирование культуры питания;
- формирование культуры деятельности и общения как основы психического развития ребёнка. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания:
• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
• умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
• принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
• мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
• подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
• полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
• пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
• пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
• пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
• ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
• не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
• мыть ноги перед сном.
Во – вторых режим дня, в формировании культурно – гигиенических навыков, имеет большое значение. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребёнок осваивает серию культурно – гигиенических навыков. Чтобы заинтересовать своих воспитанников я подобрала народные стихи и потешки которыми сопровождаю действия воспитанников во время умывания, приёма пищи, одевания и раздевания. Мной был подобран именно народный фольклор т.к. использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально- игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
В – третьих составила картотеки:
· Игры с водой.
· Пальчиковые игры.
· Дидактические игры.
В – четвёртых разработала и подобрала конспекты занятий и бесед:
· «Формирование культурно – гигиенических навыков», программные задачи которой:
1. Учить детей намыливать руки до образования пены, обмывать руки, пользоваться личным полотенцем.
2. Формировать навыки личной гигиены.
3. Воспитывать желание ухаживать за собой.
· «Да здравствует мыло душистое», программные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;
2. Рассказать детям о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
3. Подвести детей к понятию «Чистота залог здоровья»;
4. Воспитывать культурно – гигиенические навыки;
· «Водичка – водичка», программные задачи:
1. Формировать навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
2. Формировать навыки здорового образа жизни.
3. Развивать наблюдательность; воспитывать у детей желание всегда быть красивым, чистым аккуратным.
· «Почему заболели ребята», программные задачи:
1. Познакомить детей с причинами заболевания.
2. Закрепить понятие «витамины».
· «Как нужно ухаживать за собой», программные задачи:
1. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков.
2. Познакомить с предметами ухода за собой.
· «Праздник Каши», программные задачи:
1. Создание положительного эмоционального настроя во время приёма пищи.
В – пятых в группе организовала центр «Здоровья» с героями куклами «Чистюлей им Грязнулей», которые помогают ребятам понять, что такое хорошо и что такое плохо, также в центре имеются предметы по уходу за собой, детская художественная литература и народный фольклор, книги – раскраски направленные на формирование у детей культурно – гигиенических правил.
Особое внимание я уделяю игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Для организации игровой деятельности подобрала и разработала дидактические игры:
«Волшебный шнурок» - развитие движений мелкой моторики рук.
«Найди пару» - учить различать парную обувь и одежду.
«Готовим обед для кукол» - учить различать продукты питания,
«Вымоем кукле ручки» - создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
«Мыльные перчатки» - учить детей хорошо намыливать руки.
«Подберём куклам одежду» - Учить называть предметы одежды.
«День рождения» - учить правилам культурного поведения в гостях и др.
Для закрепления культурно – гигиенических навыков и привычек я использую сюжетно – ролевую игру, в ней дети имитируют бытовые действия (мытьё рук, приём пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и др.), а также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на стол расставить красиво.
И конечно постоянно использую приём поощрения, так как очень важно вовремя похвалить ребёнка.
В реализации поставленной цели и задач большую помощь оказывают родители воспитанников, так как они всегда имеют возможность быть в курсе событий, происходящих в жизни детей. И принимают активное участие в совместных мероприятиях. В свою очередь для взаимодействия с родителями использую: индивидуальные консультации, беседы, памятки.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013г. 2. ФГОС от 01.01.2014г.
3. Афонькина Ю.А. Урунтаева Г.А., Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997
4. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение,1991.