п.г.т. Белый Яр
20 февраля 2016г.
Анализ системы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних раскрывает основные методы, виды и формы работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям, также акцентируется внимание на участии в ней всех субъектов профилактики.
Рост преступности несовершеннолетних и молодежи в современном мире - одна из самых актуальных социальных проблем [3].
Работа по предупреждению асоциальных явлений в молодежной среде включает профилактику наркомании и других видов зависимостей, беспризорности, безнадзорности, правонарушений, экстремизма и национализма [1].
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе педагогов- профессионалов [2].
Деятельность по профилактике правонарушений среди обучающихся МБОУ «Белоярская СОШ №3» проводится во взаимодействии с правоохранительными органами.
В течение учебного года в школе проводится общая профилактика: ежедневный сбор информации о посещаемости обучающихся, установление причин неявки обучающихся на занятия классным руководителем, совместная деятельность с общественными организациями, отслеживание результатов работы: ведение документации.
Педагогический коллектив строит свою работу на основе анализа сведений, полученных путем анкетирования, индивидуальных и групповых бесед со школьниками. Учащиеся вовлекаются в общественную, культурно-массовую и спортивную деятельности. Регулярно на педагогических советах, педагогических совещаниях и советах профилактики заслушивается вопрос по работе с детьми, склонными к правонарушениям и пропускам уроков без уважительной причины. К серьезному, заинтересованному разговору приглашаются родители обучающихся, классный руководитель, учителя - предметники и представители правоохранительных органов.
В профилактической работе с детьми, особое внимание уделяется привлечению несовершеннолетних к занятиям физической культурой, спортом и творчеством, организации отдыха и занятости подростков в каникулярный период, оказание социально-психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
По проблеме профилактики правонарушений в молодежной среде социально-психологическая служба МБОУ «Белоярская СОШ №3» ставит перед собой следующие задачи:
- проведение мероприятий, способствующих духовно-нравственному становлению и развитию несовершеннолетних;
- проведение мероприятий, стимулирующих развитие интеллектуальных и творческих способностей несовершеннолетних;
- проведение мероприятий, направленных на физическое совершенствование несовершеннолетних;
- проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни несовершеннолетних;
- проведение мероприятий, направленных на патриотическое воспитание несовершеннолетних;
- проведение мероприятий, направленных на решение проблем занятости несовершеннолетних;
- проведение мероприятий, направленных на профориентацию несовершеннолетних совместно с центром занятости населения.
Педагогами-психологами МБОУ «Белоярская СОШ №3» осуществляется индивидуальное и семейное консультирование для подростков и родителей, проведение анализа сложных жизненных ситуаций, поручение ответственных дел помогают несовершеннолетним быстрее и эффективнее справляться с трудностями и проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, адаптироваться к трудностям повседневной жизни.
В системе профилактики безнадзорности и правонарушений значительную роль играет формирование здорового образа жизни. В школе проводятся социальные акции, дни здоровья, конкурсы рисунков и плакатов, рекламных роликов, газет и т.д. В классах проходят лекции, беседы, тренинги, психологические игры, «круглые столы» с участием представителей правоохранительных органов, психолога, нарколога.
С 2014-2015 учебного года в школе активно ведется работа по профилактике терроризма и экстремизма, большой акцент был сделан на тему: «Толерантность».
Мероприятия школы, прежде всего, направлены на:
- воспитание обучающихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
- на формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- на развитие идей толерантности, противодействия экстремизму через ученическое самоуправление (совет обучающихся «Стимул»).
В 2015-2016 учебном году, в рамках месячника правовых знаний, обучающимися старших классов (совет обучающихся «Стимул») проводились правовые переменки «Знаток прав и обязанностей» для обучающихся 1-4 классов.
Сотрудниками ГИБДД и инспектором ОДН с целью правового воспитания, предупреждения и пресечения правонарушений среди несовершеннолетних, а так же защите их прав и законных интересов проходили встречи для обучающихся старших классов на тему: «Административные правонарушения несовершеннолетних и виды наказаний».
Толерантности так же был посвящен месячник психологии. В его рамках проводились разнообразные викторины, конкурсы, игры и классные часы.
Были организованы и проведены общешкольные мероприятия с участием родителей, а также проведены родительские собрания по темам профилактики: «Безопасный путь в школу», «Соблюдение норм пожарной безопасности», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся в школе и во внеурочное время», «Социальные сети, проблемы общения», «Ответственность родителей за несовершеннолетних детей», «Профилактика суицидального поведения детей и подростков», «Влияние социальных сетей на психическое состояние подростка», «Профилактика дорожно-транспортных происшествий», «Антитеррористическая безопасность».
Профилактика терроризма и экстремизма ведется и через воспитательные мероприятия, направленные на повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе [1]. Все мероприятия мы проводим совместно с родителями, так как они никогда не должны забывать о своем ребенке, независимо от его возраста и подходить к воспитанию с терпеньем и ответственностью, а главное, с любовью.
Таким образом, социально-психологическая деятельность МБОУ «Белоярская СОШ №3» по профилактике правонарушений подростков позволяет обеспечивать систематическую и эффективную профилактику правонарушений в молодежной среде и является четко выраженной тенденцией устойчивого развития этой деятельности в новых социально-экономических условиях.
Список литературы
1. Баныкина, С.В. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов / С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М.: АРКТИИ, 2007. –128с.
2. Кленова, Н.В. Что нужно знать о толерантности / Н.В. Кленова // Образование в современной школе. – 2003. - №7. – С. 15-21.
3. Протасова, И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения / И. Протасова // Социальная педагогика. – 2008. - №3. – С. 32-38.