Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

«Неуставные отношения» как система официально не декларируемых форм физического и психического насилия, обеспечивающих доминирующее положение старших по нерегламентированному статусу в группе над младшими, не ограничиваются рамками воинской организации. Ранее нами обнаружены соотвествующие проявления феномена в общежитиях образовательных учреждений и организациях различных форм собственности [4].

«Неуставные отношения» в образовательных  учреждениях представляют собой серьезную социально- психологическую проблему. Она может усугубляться в коллективах, где обучаются подростки с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с интеллектуальными отклонениями. Целью нашего исследования была проверка гипотезы о наличии специфики «неуставных отношений» в группах, учащиеся которых имеют диагноз «смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития». Использовалась методика, выявляющая «неуставные отношения» в образовательных учреждениях и в организациях различных форм собственности (разработка А.А. Пелевиной [3]).

Методика предполагает диагностику представлений испытуемых о закономерности и целесообразности наличия в организации или учебном коллективе отдельных проявлений неуставных отношений. Они объединяются в шесть групп.

Внутригрупповая поляризация – социально-психологический феномен, который является результатом систематического обмена мнениями между участниками совместной деятельности и порождает микрогруппы с полярными позициями.

Социальная регуляция поведения в группе – система специфических этапов вхождения в группу и пребывания в ней, которые предписывают членам аутгрупп правила поведения. Соблюдение правил обусловливает процесс перехода из аутгруппы в ингруппу.

Дискриминация членов аутгруппы – когнитивное, эмоциональное и поведенческое предпочтение партнеров по общению, если они являются членами ингруппы и соответствующее ущемление членов аутгруппы.

Принуждение к погашению фактического или мнимого долга –систематическое нерегламентированное извлечение выгоды субъектами «неуставных отношений» посредствам эксплуатации ресурсов членов аутгруппы.

Внутригрупповая иерархия – иерархическое разделение членов группы в соответствии со специфическими показателями их принадлежности к той или иной микрогруппе.

Землячество – образование микрогрупп по территориальному принципу, который связан с местом проживания до прибытия в учреждение. Микрогруппы являются внутренне закрытыми, и в них отсутствуют элементы «неуставных отношений».

Характеристика выборки. В исследовании участвовали три группы испытуемых. Группу 1 составили 32 учащихся образовательного учреждения среднего профессионального образования (колледжа) – 16 юношей и 16 девушек, медиана возраста 17 лет. Испытуемые группы 1 официально не имели нарушений психического развития. В группу 2  вошли 22  учащихся того же колледжа, имеющие диагноз смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития (шифр F 83 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра)8 – 13 юношей и 9 девушек, медиана возраста 15 лет. Группа 3 состояла из 16 воспитанников школы-интерната, имеющих смешанные специфические расстройства развития, из них 15 юношей и 1 девушка, медиана возраста 15 лет.

Получены следующие результаты.

Принадлежность к разным группам выборки не оказывает статистически значимого влияния на итоговый балл по методике неуставных отношений: F = 1.57, p = 0.21. Статистически значимые различия не обнаружены и при анализе отдельных групп дескрипторов методики. В данном случае можно предполагать несколько причин, снижающих статистическую значимость различий распределений.

Первый из них – возможная неоднородность контрольной группы по оцениваемому параметру. Вероятно, в группе обучающихся, официально не относящихся к лицам со смешанным специфическим расстройством психологического (психического) развития, в силу имеющих место в образовании в настоящее время интеграционных  процессов  присутствуют  испытуемые  со  схожими  психическими  проявлениями,  что, естественно, затрудняет процедуру сопоставления результатов групп.

 

7 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10643.

8   Ранее аналогичное расстройство имело наименование «задержка психического развития» (ЗПР); данное обозначение в педагогическом обиходе используется и в настоящее время.


Кроме  того,  нельзя  исключать  и  фактическую  «нечувствительность»  выраженности  «неуставных отношений» к интеллектуальному статусу участников взаимодействующей группы, если речь идет о сравнении подростков с обычным темпом психического развития и со смешанным специфическим расстройством.

Суммарный балл по методике неуставных отношений меняется в зависимости от пола испытуемых. В группе девушек средний балл 72.13, в группе юношей 67.21, но статистическая значимость этих различий по критерию Стьюдента не достигает общепринятого уровня (t = 1.8, df = 27.33, p = 0.09).

Среди показателей, оцениваемых с помощью методики А.А. Пелевиной, особое место занимает шкала, описывающая принуждение к погашению действительного или мнимого долга. Как обнаружено нами ранее [1], данная группа дескрипторов оказалась единственной, по которой оценки в подростково-юношеской выборке выше оценок взрослых работающих испытуемых, поэтому есть основания проанализировать ее отдельно. Судя по результатам дисперсионного анализа, интенсивность принуждения к погашению действительного или мнимого долга статистически значимо изменяется в зависимости от принадлежности испытуемых к разным группам выборки: F = 3.84, p = 0.03. Минимальный уровень по данному показателю (также, как и по суммарному баллу «неуставных отношений») обнаруживается в группе воспитанников школы-интерната (группа 3).

Этот факт можно объяснить повышенным контролем по отношению к поведенческим проявлениям этой группы обучающихся со стороны  администрации образовательного учреждения. Действительно,  в условиях школы-интерната перед воспитателями и руководителями стоит ряд задач, которые в меньшей степени актуальны в колледже. Это профилактика и предотвращение нежелательных последствий постоянного нахождения детей и подростков в относительно закрытой структуре: суицидальные попытки, сексуальные отношения и т.п.

Группы 1 и 2 (учащиеся колледжа со смешанными специфическими расстройствами и учащиеся колледжа, не имеющие отклонений) не различаются как в целом по проявлениям изучаемого феномена, так и по показателю принуждения к погашению действительного или мнимого долга и превосходят по обоим параметрам учащихся интерната. Помимо уже указанной причины, можно объяснить этот факт тем, что данные испытуемые меньше реагируют на «неуставные отношения», расматривают их как в некоторой степени привычное явление, что и обусловило более низкие оценки ими соответствующих проявлений, нежели испытуемыми группы 3.

В контексте вопроса регуляции «неуставных отношений», отметим, что мы исходим из посылки принципиальной неискоренимости этого явления как в армейских, так и в других коллективах. Она обусловлена рядом причин, в том числе и их архетипической основой [5]. В частности, в феномене «неуставных отношений» присутствуют такие архетипические черты, как ритуалы перехода из одной группы в другую, традиции взаимодействия между подгруппами, эмоциональная вовлеченность членов группы в процесс поддержания «неуставных отношений», амбивалентность проявлений [2].

Выводы. 1. Наиболее «чувствительным» к составу группы является такой параметр «неуставных отношений», как принуждение к погашению фактического или мнимого долга.

2. Сами по себе смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития не оказывают существенного влияния на уровень проявления неуставных отношений. Более значимым, вероятно, является фактор воспитательных воздействий со стороны педагогов и администрации образовательного учреждения.

 

Список литературы

1.      Конева Е.В., Солондаев В.К., Пелевина А.А., Ванцева Ю.В. «Неуставные отношения»: моббинг и булинг // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» 2015, № 4 – в печати.

2.      Королев С.А. Микроструктуры в российском пространстве власти: архетипы и механизмы функционирования // Философские исследования. – 2013. – № 5. – С. 103-165.

3.      Пелевина А.А. «Неуставные отношения» как социально-психологический феномен: дис. … канд. психол. наук. –Ярославль, 2014. – 244 с.

4.      Пелевина А.А. Конева Е.В. Приемы коррекции и профилактики «неуставных отношений» в социальных структурах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. – 2013. – Т. 6, № 2. – С. 50–54.

5.      Тутолмин С. Дедовщина: ретроспектива: Историко-психологическое исследование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fondiv.ru/articles/3/189/ (дата обращения: 17.10.2015).