Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ЮРИСТА У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Юристы в ходе своей профессиональной деятельности постоянно общаются с различными категориями граждан. Можно с уверенностью утверждать, что коммуникативная функция во многом способствует достижению собственно юридических целей. Следовательно, профессиональное общение имеет огромное значение в самых различных формах юридической деятельности. В этом случае сама юридическая деятельность будет строиться по законам общения.

Коммуникация (применительно к юридическому труду) – процесс передачи юристом от своего или коллективного имени специальной информации в рамках некоторых процедур с определенной правовой целью и получения информации от партнера по коммуникации [5]. Также необходимо учитывать, что, как правило, профессиональное юридическое общение  предполагает взаимодействие между людьми, которое не ограничивается только обменом информацией.

В этой связи для повышения эффективности осуществляемого общения, своего профессионального уровня юристу необходимо развивать и такое профессионально важное качество, как коммуникативная компетентность.

Прежде чем рассмотреть подходы к определению данного понятия, необходимо разграничить термины “коммуникативная компетентность” и “коммуникативная компетенция”. Достаточно часто они употребляются как синонимы. Нам представляется, что это не совсем корректно. Коммуникативная компетенция – это сама потенциальная способность к осуществлению общения, тогда как коммуникативная компетентность – это способность применять эти знания и умения на практике.

В настоящее время в литературе не сложилось единообразного подхода к определению понятия “коммуникативная компетентность”. В связи с этим полагаем необходимым рассмотреть отдельные, наиболее часто встречающиеся трактовки.

Так, Ю.Н. Емельянов [2, c.168] соотносит коммуникативную компетентность со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, адаптироваться в социальных группах и ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. В данном случае определение коммуникативной компетентности человека зависит от его способности устанавливать и поддерживать контакты с окружающими.

А.В. Карпов определяет коммуникативную компетентность как “обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах” [4, c.553].

По мнению В.А. Спивака [10], коммуникативная компетентность представляет собой совокупность

знаний, умений и навыков в области организационного взаимодействия. В данном подходе коммуникативная компетентность – это часть профессиональной компетентности лиц, осуществляющих взаимодействие с другими людьми.

И.А. Жукова [3] определяет коммуникативная компетентность как владение технологиями устного и письменного общения. Данный подход представляется чрезмерно узким, поскольку он не раскрывает содержание данного понятия, его основные элементы.

Коммуникативная компетентность относится к числу базовых компетенций. По мнению Л.А. Петровской [7], коммуникативная компетентность определяется как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. При этом коммуникативная компетентность – это часть компетентности в общении.

Именно в ВУЗе в процессе профессиональной подготовки выпускника юридического факультета происходит основная работа по развитию коммуникативных навыков будущих специалистов [1].

При этом необходимо отметить, что на степень развития коммуникативной компетентности оказывает влияние личностные особенности будущих юристов. Нами определялось, насколько индивидуальные особенности студента влияют на степень развития коммуникативных навыков, помогают или препятствуют успешному осуществлению профессионального юридического общения [8].

Для выявления личностных особенностей студентов нами было проведено исследование, в котором в котором нами использовались такие тесты как MMPI (сокращенный вариант для подростков), тест на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина, проективная методика “Рисунок несуществующего животного” и некоторые другие [1]. В период с февраля 2016г. по июнь 2017г. были обследованы 107 студентов 2 курса бакалавриата юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

По нашему мнению, такие особенности, как демонстративность, агрессивность и тревожность препятствуют развитию коммуникативных навыков.

Высокая личностная тревожность, определяемая по тесту Спилбергера-Ханина. была выявлена у 35,3% студентов. У таких студентов состояние тревожности появляется в самых разных ситуациях, которые могут касаться негативной (критической) оценки как его деятельности, так и личности. Однако профессия юриста предполагает, как правило, конфликтное взаимодействие, поэтому необходимо минимизировать эти личностные особенности.

Высокие показатели по 7-й шкале “тревожности” теста MMPI выявлены у 25,6% студентов. По мнению Л.Н. Собчик, у таких людей преобладает “пассивно-страдательная позиция, неуверенность в себе и стабильности ситуации, высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям” [9, с. 42]. Несмотря на выраженную интуитивность, эмпатийность, высокое чувство ответственности, они склонны перепроверять сделанную работу и во многом зависимы от мнения окружающих (большинства), в том числе лидирующей в группе личности. В конфликтных ситуациях они более склонны идти на уступки, чем отстаивать свою правоту и идти на конфликт.

Высокие показатели по 8-й шкале (“индивидуалистичности”) выявлены у 34,6%. Такие люди не только крайне избирательны в контактах (что приводит к субъективным оценкам людей), но и оригинальны в своих суждениях и высказываниях, стараются выделиться из окружения (“толпы”).

Лицам данного типа свойственна императивная потребность в свободе субъективного выбора в

процессе принятия решений, в отсутствии временных ограничений. Это может затруднить их трудовую адаптацию “при недостатке терпимости у окружающих и отсутствии у руководителей дифференци- рованного индивидуально-личностного подхода” [9, с.46]. Сильно выражены противопоставление своих взглядов и мнения окружающим, некий эгоцентризм и жесткость в отстаивании своей позиции (даже если она является ошибочной). Часто они убеждены в несправедливости и враждебности к ним со стороны окружающих. Мы полагаем, что данные особенности в большей степени являются недостатками для юриста.

У 74,4% студентов выявлены низкие показатели 4-й шкалы “импульсивности” (ниже 45 Т). Как указывает Л.Н. Собчик, низкие показатели 4-й шкалы говорят о “снижении мотивации достижения, отсутствии спонтанности, непосредственности поведения, о хорошем самоконтроле, невыраженном честолюбии, об отсутствии лидерских черт и независимости, о приверженности общепринятым нормам поведения, конформизме” [9, с. 36]. Действительно, данных студентов отличают хороший самоконтроль, но при этом невыраженное честолюбие. В конфликтных ситуациях они, как правило, соглашаются с мнением большинства и не идут на конфликт.

Проективные тесты (методика “Рисунок несуществующего животного”) показали следующее.

Тревожность, которая была выявлена по результатам проективной методики “Рисунок несуществующего животного”, составила 8,4% студентов (9 человек). Ведущей мотивационной направленностью у таких лиц является страх неудачи. Исходя из этого, они склонны к раздумьям, при этом они не уверены в стабильности ситуации, свои перспективы оценивают как пессимистические, а свою деятельность как неудовлетворительную. Как правило, они очень чувствительны к воздействию со стороны окружающих (особенно людей, чье мнение для них значимо). Присущая таким людям нерешительность, страх принимать самостоятельные решения, боязливость будут не только замедлять процесс принятия решений (вплоть до полной его блокировки), но и препятствовать осуществлению текущей профессиональной деятельности.

Такой признак, как демонстративность, был выявлен у 7,5% студентов (8 человек). В основном такие люди открыты к взаимодействию с окружающими, но их отличает повышенный интерес как к окружающим, так и к их реакции на себя [6, с.225]. Есть стремление привлечь к себе внимание, вызвать восхищение других людей. Обычно им свойственно позитивное настроение и уверенность в себе. Возможно наличие склонности к мечтательности и фантазированию, которое при стрессе проявляется как уход от реальности.

Полагаем, что демонстративность будет мешать принятию обоснованных, выверенных, рациональных решений. 

У 23,4% (25 человек) сочетаются такие признаки, как тревожность и демонстративность.   По нашему мнению, этих студентов отличает настороженность, ощущение враждебности от окружающих. Значимость мнения окружающих о себе и чувствительность к критическим замечаниям превалируют над стремлением разрешить ситуацию рационально. В данном случае они сделают все, чтобы быть причастным к референтной группе и по-прежнему занимать в ней выгодное положение, сохранить свою “правоту”. Как правило, демонстративность помогает им “спрятать” свою тревожность и страхи, завоевать хорошее отношение и положение в своей группе. Также демонстративность может выступать защитным механизмом.

Агрессивность была выявлена у 22,4% студентов (24 человека). У таких студентов наблюдается усиление личностных защит (часто – в виде открытой агрессии), подозрительность, ощущение враждебности со стороны окружающих [6]. Агрессивность также может носить  защитный, “оборонительный ” характер - сочетание тревожности и агрессивности выявлено у 12,2 % (13 человек). В данном случае агрессивное поведение помогает им скрыть страх и тревогу.

Можно с уверенностью утверждать, что данные личностные проявления подлежат коррекции, поскольку в таком виде они будут мешать принятию обоснованных, выверенных, рациональных решений и, в конечном итоге, препятствовать осуществлению продуктивного профессионального общения.

 

Список литературы

 

1.    Васкэ Е.В. , Серегина Е.В. О необходимости развития коммуникативных качеств студентов юридических факультетов Современные проблемы права глазами молодых ученых: Сборник материалов научно-практического семинара с международным участием (01 апреля 2016 г.). – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ. 2016. – С.210-213.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 168с.

3. Жукова И. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе // Право,. 2010. № 3. С.118-128.

4. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. – 584 с: ил.

5. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыина В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов.-СПб., 2005. – 135с.

6. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. –  СПб.: Речь, 2013. – 556 с.

7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг // Общение -компетентность – тренинг: Избранные труды. - М.: Смысл, 2007. – 688 с.

8.      Серегина Е.В. Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество будущего юриста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-7. С.81- 83.

9. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности.- СПб.: Речь,2003. – 219 с.

10. Спивак И.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2001. – 412 с.