Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О РАЗВИТИИ ЭВРИСТИЧЕСКИХ & КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Творческая жизнь для многих слишком часто заканчивается, едва начавшись. Иссякают навязанные извне задачи, и человек не знает, чем бы ему заняться. Это касается не одних только художников, но и людей науки. Подчас человек не задает себе никаких вопросов и не замечает даже тех проблем, которые ставит перед ними жизнь.

Предлагаемая авторская методика помогает развить творческий потенциал человека. В основе ее лежит реабилитации угнетенного полушария мозга, приобретающего со временем иждивенческие навыки. Разработанная методика включает в себя тест на выявление доминантности.

Известные ныне способы тестирования доминантности – трудозатратны. Предлагаемый способ, даже при обследовании больших групп, независимо от количества испытуемых, занимает считанные минуты. В основу положено раннее проведенное исследование восприятия композиции художественных произведений, базирующееся на объективных измерениях квантитативных полей бинокулярного зрения. Сразу после тестирования можно переходить к практической работе по активизации сознания.

Раньше левополушарную доминантность считали присущей мужчинам, более склонным к логическому мышлению, тогда как интуицию, связанную с правополушарной диминантностью, относили к свойствам женского ума. В чисто поведенческой практике мужской характер проявлялся в упрямом стремлении преодолеть возникшие препятствия, в то время как психология женщин отличалась большей пластичностью, способностью приспособиться к тем или иным условиям. Сегодня мы наблюдаем смешение всех этих черт, так что нередко приходится слышать о типичном женском упрямстве.

Логическая работа по выявлению истины требует времени, поэтому во многих творческих профессиях предпочтение отдается людям, одаренным интуицией, хотя случается, что они слишком доверяются первому решению, которое остается и последним, тогда как лучшие пути лежат где-то рядом.

Таким образом, можно говорить об однобокости тех и других. Человек либо перестает верить зову интуиции, либо старается избегать затратных методов логического перебора множества вариантов, что приводит к оскудению творческого потенциала. Однобокость мешает взаимопониманию и ведет к одиночеству. Следовательно, полезно было бы привить людям способность действовать не только в рамках привычных навыков, но и вопреки им. С этой целью обучающимся даются два вида заданий, исполняя которые люди вынуждены использовать ресурсы ведомого полушария.

Для правополушарных более важным является вербализация понятий через обсуждение насущных проблем в виде самых простых, казалось бы, вопросов. При этом, содержание ответов, их скудость, анализ других мнений и т.п., неизбежно создает недовольство собой, что стимулирует дальнейший рост интенсивности участия привыкшего к иждивенчеству полушария.

В качестве первых трех вопросов используются ответы-суждения на элементарные темы:

1)      что нравится (каждому испытуемому)?

2)      что напротив, не нравится?

3)      что произвело (в течение жизни) наиболее сильное впечатление?

В ответах могут быть названы и художественные произведения (любого вида искусства), и переживания на бытовой почве, и удивившая информация, и какая-либо замечательная встреча, и личное наблюдение, и т.д. (В качестве референтных  суждений приводится  список из семи десятков  примеров.) Далее перечень вопросов расширяется и усложняется. Участники обучаются изобретать «свои» вопросы. Хотя этот круг заданий может быть интересен для всех, но он наиболее полезен для правополушарных.

Левополушарным с целью пробудить заторможенное правое полушарие даются задания совсем другого рода. Это «цветовой портрет» и этюды пандемоторного рисования.

Суть пандемоторного рисования состоит в умении выключить мозг, разневолить руку, которая совершает некие спонтанные, неконтролируемые движения. В качестве рисующего инструмента можно использовать кисть, перо, фломастер, а, на худой конец, - шариковая ручка и карандаш. Наиболее интересные результаты достигаются кистью, поскольку ею можно нанести и тонюсенькую линию и пастозный мазок «с разбрызгом». Такие этюды выявляют одаренность человека, поскольку в них видны индивидуальность и темперамент, тогда как у зарегулированных левополушарных сначала все сводится к однообразной волнистой линии.

Технология «цветового автопортрета» состоит в том, что обучающийся сам выбирает те цвета, которые в данный момент, по его мнению, наиболее адекватно соответствуют настроению, и «бросает» их на лист бумаги. Бумага не обязательно должна быть нейтрально белой: в качестве фона может быть использован любой колорист. Важно не уйти в «сочинение» некой цветовой симфонии, но дать цветовой аккорд, выражающий состояние духа. Спустя какое-то время, настроение переменится, и цветовой аккорд будет иным.

В результате такого «тренинга» люди приобретают одновременно и большую эмоциональную свободу, и расширяют навыки мышления, а к тому же приобретают внешнюю привлекательность. Это последнее обстоятельство нуждается в особом пояснении. Дело в том, что наиболее отталкивающее впечатление производят на нас люди с разнузданно-агрессивной манерой поведения. Но те, кто проходит настоящий курс реабилитации ведомого полушария, скоро убеждаются, что поводы для презрения к другим и самодовольства безосновательны. Тут происходит естественный отбор: либо мы начинаем оценивать других с интересом и уважением, либо проникаемся к окружающим еще большей неприязнью. Тут нам помогает юмор, поскольку он, исполняет роль связующего канала между интуицией и логикой, базируется в правом полушарии (там, где обычно гнездятся самодовольство, эгоизм, агрессивность и пр. «сильные» чувства малоразвитой личности). Помехой является личная амбициозность отдельных студентов (обычно из числа тех, кто поступил в ВУЗ на коммерческой основе). Освобождаясь от этих черт, мы обретаем способность обмениваться мнениями, воспринимать чужие суждения и сострадать. А поскольку большинству недоступны формальные признаки красоты: линии абрисов, пропорции и другие «параметрические» данные, но живо реагируют на отзывчивость и доброту, в силу чего лица с расторможенными ведомыми полушариями кажутся нам симпатичнее.

Самое же главное состоит в том, что прошедшие этот курс начинают работать над любым заданием не методом слепых проб и ошибок, а путем осмысленного выбора наиболее оптимальных подходов. Немаловажно и то, что вся обсуждаемая методика основывается на инверсии мозговых структур относительно рецепторов тела.

Возможности применения данной методики не ограничиваются каким-либо узким направлением или отдельным видом искусства.

(Негативного влияния на психику обучаемых не отмечалось.)

Отдельно следовало бы заметить, что термин «креативность», ставший в английском языке синонимом «творчества», на самом деле отображает только один из путей научного поиска, в большей мере соответствующий интуитивному «озарению», хотя еще в прошлом столетии нередко можно было в научной литературе встретить упоминания об «эвристических» методах исследований. Некритичное использование «кальки» перевода с английского (и обратно) привело к занижению роли чисто научного поиска, базирующегося на логике, что вернее отображается термином «heuristic».

 

Список литературы

1.      Богоявленская Д.Б. - Психология творческих способностей – М, 2002.

2.      Бояров П., Черевань Л. - Применение эвристических и креативных методик в системах дистанциионого обучения // Труды Всеросийской научно-методической конференции Телематика, 2011. Т.2. СПб, 2011.

3.      Бояров П. - Технический прогресс и эргономика // ж. Советское фото №1. 1981

4.      Бояров П. - Allegro vivace // ж. PHOTOmagazin №10. 2004.

5.      Бояров П. - Чувство кадра // ж. ФотоZOOM №6. 1998.

6.      Бояров П. - Зеркальный видоискатель - плюсы и минусы // ж. Советское фото №9. 1979

7.      Бояров П., Сербинов О. - Аппаратная логика // ж. Советское фото №5. 1980

8.      Бунге М. - Интуиция и наука. М., 1967.

9.      Волков В., Луизов Ф., Овчинников Б., Травникова Н.. // Эргономика зрительной деятельности человека. // Исследование проблем психологии творчества под ред. Пономарева Я.А. – Л. 1989.

10.   Грановская Р.М., Березная И.Я. - Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

11.   Евич Д. – Сканирование мозга // Ростов-на-Дону 2006

12.   Ефимова И.В., Будыка Е.В. – Межполушарная функциональная асимметрия и проблемы индивидуального здоровья // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

13.   Ирина В.Р., Новиков А.А. - В мире научной интуиции: интуиция и разум. 1978.

14.   Ковязина М.С., Балашева Е.Ю.– Межполушарное  взаимодействие при нормальном  и отклоняющемся развитии: мозговые механизмы и психологические особенности // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

15.   В.М. Кроль – Зрительное узнавание: специфика психофизиологических механизмов доминантного и субдоминантного полушария мозга человека // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

16.   Леутин В.П., Николаева Е.Г., Фомина Е.В. – Функциональная асимметрия мозга и незавершенная адаптация. // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

17.   Русалова М.Н., Русалов В.М. – Функциональная асимметрия мозга и эмоции. // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

18.   Фокин В.Ф., Боравова А.И., Галкина Н.С., и др.  – Стационарная и динамическая организация фунциональной межполушарной асимметрии  // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

19.   Хуторской А.В. - Эвристическое обучение: теория, методология, практика.. — М. Международная педагогическая академия, 1998

20.   Хуторской А.В. - Эвристический  тип  образования: результаты научно-практического исследования  //Педагогика. №7. 1999.

21.   Хуторской А.В. - Школа эвристической ориентации // Школьные технологии. № 4 1999.

22.   Шеклеин А.. - На грани возможного // ж. PHOTOmagazin №10. 2004.

23.   Исследование проблем психологии творчества под ред. Пономарева Я.А. – М, 1983

24.   Основы инженерной психологии - под ред. Б. Ломова. М. 1986.

25.   David G. Myers – Intuition - New Haven & London - 2008

26.   М.Šmid - Ergonomike parametry. Praha. 1977.

27.   Stephen Juan – The odd brain. – Rod Clement - 1998

28.   W. Woodson, D. Conover - Human engineering guide for equipment designers. 1966.