20 января 2018г.
Одним из направлений семейного воспитания является формирование ответственного отношения к окружающим и самому себе, контроля собственного поведения. Данные характеристики интегрируются в рамках понятия субъектности. Субъектность - устойчивое интегральное качество личности, формирующееся в определенный период развития человека, обладающее определенной внутренней структурой взаимосвязанных компонентов.
Ряд авторов субъектность определяют: как особый уровень развития личности (Б.Г. Ананьев [1]); как свойство личности (Е.Н. Волкова [3] ); как целостную характеристику активности человека (А.К. Осниций [5]),как высшую системную целостность качеств (А.В. Брушлинский [2]).
В.Д. Шадриков понимает субъектность как способность противостоять внешним навязываниям (чужой воле, желаниям). Субъектность характеризует внутреннюю независимость от внешних воздействий, проявляющуюся в поведении [7]. Автор отмечает, что субъектность характеризуется симптомокомплексом, в который входят: мотивы, внутренняя свобода, способности субъекта (интеллект), рефлексия, невнушаемость, аргументированная убежденность в правильности своей позиции [7].
Недостаточно изучены в настоящее время вопросы об условиях, о факторах формирования субъектности, о возрастной динамике ее развития.
В данном исследовании нами предпринята попытка изучить возрастную динамику развития субъектности старшеклассников и влияние детско-родительских отношений на уровень развития субъектности.
Для диагностики субъектности использовалась методика В.М. Исакова, позволяющая оценить уровень развития таких качеств, как «ответственность», «свобода», «общая рефлексия», «рефлексия выбора» и «контроль». Оценивался также общий показатель субъектности [4]. Для диагностики детско- родительских отношений использовался известный опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».
Исследование проводилось в одной из школ г. Ярославля. В исследовании приняли участие 15 мальчиков и 17 девочек из 8 класса, 16 девочек и 16 мальчиков из 11 класса. Возраст испытуемых от 13 до 17 лет.
При обработке результатов использовались методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни. Статистическая обработка проводилась с помощью программного пакета Statistica 11.0.
Сравнение субъектности 8 и 11-классников по всем шкалам (U-критерий Манна-Уитни) обнаружило статистически значимые различия по всем составляющим субъектности кроме общей рефлексивности (различия незначимы). У учащихся 11 классов показатели выше, чем у 8-классников. Одиннадцатиклассники, согласно результатам исследования, более ответственны, больше проявляют свободу, сознательно выбирают и осознают свой выбор, стремятся к самоконтролю. Результат ожидаемый, к одиннадцатому классу обучающиеся вынуждены выходить за рамки школьной жизни и привычных способов поведения, им необходимо прогнозировать своё будущее, от них требуют большей самостоятельности. Обнаружены различия между показателями субъектности у мальчиков и девочек: у девочек выше обший показатель субъектности, ответственность и свобода. У мальчиков – контроль.
Оценки отношения родителей к подросткам у 8-классников и 11-классников различаются: 11- класники выше оценивают позитивное отношение к ним родителей, другие стили «директивность», «враждебность», «непоследовательность» и «автономность» выше в оценках 8-классников. Это можно объяснить возрастными особенностями пубертатного возраста.
Анализ корреляций показателей субъектности с оценками родительского отношения старшеклассников по всей выборке показал значимую положительную связь позитивного интереса родителей и субъектности учащихся (r=0,76 при p<0,01). Позитивный интерес родителей также положительно взаимосвязан со всеми составляющими субъектности: «ответственность», «свобода», «рефлексия выбора» и «контроль».
В то же время общий показатель субъектности отрицательно связан со всеми другими показателями отношения родителей: «директивность» (r=-0,53, p<0,01), «враждебность» (r=-0,64, p<0,05), «автономность» (r=-0,61, p<0,01) и «непоследовательность»(r=-0,68, p<0,01). Менее всего способствуют развитию субъектности стили детско-родительских отношений «враждебность» и «непоследовательность». Связи этих стилей со всеми компонентами субъектности кроме общей рефлексии значимые отрицательные.
Подростковый возраст является самым ответственным возрастом для формирования субъектности. Как отмечается в исследовании Т.П. Скрипкиной и Е.П. Крищенко [6], этот возраст наиболее сензитивен для формирования доверия к себе как внутриличностного интегративного качества, позволяющего подростку перейти на новый уровень субъектности, связанный с подлинной саморегуляцией и самоорганизацией собственной жизни. Доверие к себе, формирующееся к старшему подростковому возрасту, является основным условием субъектности.
Вывод: уровень развития субъектности возрастает при переходе от подросткового возраста к юношескому. У девочек в обеих возрастных группах субъектность выше, чем у мальчиков. Более благоприятно на формирование субъектности влияет стиль детско-родительских отношений, определяемый по оценкам старшеклассников, «принятие», наиболее неблагоприятно «враждебность» и «непоследовательность».
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994.109 с.
3. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (Теория и практика): Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 : Москва, 1998. 308 c.
4. Исаков В.М. Показатели и структура субъектности : Дис…канд.психол.наук:19.00.01:Москва,2008.
5. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. 232 с.
6.Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе. Ростов- на-Дону: Издательство Южного федерального ун-та,2010. 327 с.
7.Шадриков В.Д. Профессиональные способности : [монография] М. : Университетская книга, 2010. 319 с.